Введение

СКРИННИНГ

В ПЕРВЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

школы

Москва 1997 г.

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ.. 2

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОСТИЧЕСКОГО СКРИНИНГА.. 3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ.. 3

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ.. 5

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНСТРУКЦИИ.. 5

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ С ИНСТРУКЦИЕЙ.. 6

ПЕРВАЯ СТОРОНА ЛИСТОЧКА.. 6

ВТОРАЯ СТОРОНА ЛИСТОЧКА.. 6

ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ С ИНСТРУКЦИЕЙ.. 6

ВЫПОЛНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОБ И РИСУНКОВ.. 7

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.. 7

ВИДЫ ПОМОЩИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.. 8

ПЕРВЫЙ вид помощи. 8

ВТОРОЙ вид помощи. 8

ТРЕТИЙ вид помощи. 8

СЛОВА, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.. 8

ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКИХ РАБОТ. 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ В БАЛЛАХ.. 9

1.Графические ряды. 9

2. Узор из точек. 9

3. Рисунок. 10

4. Звуковой анализ. 10

5. Моторика. 11

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ИТОГОВЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ... 11

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.. 11

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ, ОТНЕСЕННЫХ.. 11

ПО ИТОГАМ ТЕСТИРОВАНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ... 11

ГРУППАМ... 11

Первая группа. 12

Вторая группа. 12

Третья группа. 12

Четвертая группа. 13

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДЕТСКИХ РАБОТ. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 17

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 17


ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия резко обострились экологические и социально-психологические противоречия, связанные с неблагоприятными условиями воспроизводства и развития следующего поколения. Согласно данным Государственного доклада "О положении детей в Российской Федерации. 1994 год." (М.,1995, 100 с.) число абсолютно здоровых в психическом отношении детей составляет 30% от общего числа учащихся 1-4-х классов. В 3/4 всех случаев (80%) систематической школьной неуспеваемости ее причиной, по данным НИИ коррекционной педагогики РАО, являются различные состояния интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и так называемую задержку психического развития. Уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста.

В школьном возрасте функциональные отклонения в психофизическом развитии детей несколько сглаживаются. Но школьное обучение может выявить и более глубокие нарушения в развитии детей, которые на начальном этапе обучения маскировались инфантильными чертами характера ребенка или неадекватными поведенческими реакциями. Поэтому в первом классе важно заметить специфические проявления имеющихся у детей трудностей и оказать необходимую помощь. С целью выявления имеющихся у учащихся первых классов отклонений и пропедевтики школьной дезадаптации нами разработана методика психолого-педагогического прогностического скрининга (от англ. screen - "сито", "доска для объявлений"), позволяющая учителю с первых дней пребывания детей в школе выявить у них проблемные зоны и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, отражающего индивидуальную направленность обучения.

Корригирующий эффект от проведения подобной работы может быть выше, если проводить обследование в подготовительных группах детских садов, поскольку при выявлении нуждающихся в специальной индивидуализированной поддержке детей можно будет в течении всего последнего года пребывания в дошкольном учреждении обучать на специальных занятиях у дефектолога, логопеда или психолога.

Обследование может быть проведено непосредственно воспитателем или учителем, постоянно работающим с данной группой детей, в короткие сроки и с минимальной подготовкой со стороны педагога. Для его проведения рекомендуется вторая-третья недели сентября, когда первоклассники уже немного адаптировались к школе. Обследование класса занимает обычно один урок продолжительностью 45 минут.

Обследование проводится с использованием набора, состоящего из четырех заданий: "Графические ряды", "Точки", "Рисунок дома-дерева-человека" и "Дорожка звуков". Данный набор позволяет педагогу получить достаточно полные представления о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности, об уровне развития его интеллекта, о его обучаемости, визуальных представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психо­физиологических составляющих психической деятельности ребенка.

Полученные результаты достаточно наглядны, легко обсчитываются по 10-балльной системе, а главное, показывают педагогу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкрет­ным ребенком. Кроме того, результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, на­метившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

Предлагаемый набор заданий был апробирован в процессе обследования 2 тысяч детей московских детских садов и первых-вторых классов общеобразовательных школ. Анализ детских работ позволил выделить специфические особенности познавательной деятельности и личностного развития детей с разным уровнем психо-физиологической зрелости, отнесенным к четырем достаточно четко дифференцирующимся между собой группам. Полученные результаты по психолого-педагогическому прогностическому скринингу с высокой степенью достоверности коррелируют с тестами интеллекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: