Фронта»

Ц ЦГА СПб., ф. 7384, оп. 18, д. 1102, л. 50—68.


здравотдел издал приказ о запрете выписывать недоношенных де_ тей домой, и они могли оставаться в родильных домах до 2 месяцев Выписка недоношенных новорожденных проводилась в сопровождении медсестры, по возможности домой они отвозились на машинах, при этом детей помещали в особые «чемоданы», обогреваемые грелками. Было организовано повышение квалификации медицинского персонала.29 Результаты не заставили себя ждать: уже в первом квартале 1941 г. младенческая смертность резко снизилась. Так, если коэффициент смертности детей до 1 года (на 1000 родившихся живыми) в феврале 1940 г. составлял 197, то в феврале 1941 г. всего 100.30

В конце 1940 г. началась реорганизация женских консультаций, где было сосредоточено все обслуживание беременных женщин. Принимались меры для борьбы с криминальными абортами, численность которых росла быстрыми темпами: в 1938 г. их было зафиксировано 385, в 1939—1940 гг. уже больше тысячи, а только в первом квартале 1941 г. — 325. С этой целью в трех наиболее крупных стационарах была установлена должность юриста, в обязанности которого входила «вся связь с прокуратурой и помощь в выявлении криминальных абортов врачами стационаров».

С целью своевременной госпитализации больных большое внимание уделялось укреплению связей между поликлиниками и больницами.

Что касается борьбы с очень распространенными желудочно-кишечными заболеваниями, то здесь возможности медиков ограничивало состояние инфраструктуры города.31 К 1941 г. жилой фонд Ленинграда составлял 16.6 млн кв. м, в городе было 27 624 домовладения, в среднем на одного человека приходилось 6—6.5 кв. м жилья. Почти 8% всего населения (242 351 чел.) проживали в общежитиях, которых в Ленинграде было 2129, из них свыше 200 считались «неблагополучными по вшивости», именно там в конце 1940 г. и в феврале 1941 г. были зафиксированы вспышки брюшного тифа. 95% домов имели водопровод, 92.7% — канализацию, 99.5% — электроосвещение. Центральным теплоснабжением было обеспечено только 16.7% жилья, а большинство домов отапливалось печами. Массовая газификация еще только начиналась (газ был в 25 тыс. квартир), и на кухнях господствовали керосинки и примусы. Наибольшие опасения медиков вызывало неудовлетвори-

9 Там же, ф. 9156, оп. 4, д. 82, л. 118—119, 123, 124.

0 Там же, ф. 7384, оп. 3, д. 13, л. 151—153, 169—173.

1 См.: Там же, ф. 9156, оп. 4, д. 82, л. 33, 57, 127; ф. 2076, оп 4, д. 65, л. 5—6.


I

e, п0 их мнению, санитарное состояние города, в частности

ТЄЛ статочные мощности канализации, водопроводной сети, не-

ршенство системы очистки города от мусора. Большие претен-

°° преДъЯВЛЯЛИСЬ Государственной санитарной инспекцией к улич-

3 й торговле пищевыми продуктами в нефасованном виде, а также

состоянию многих столовых.

Довольно остро в городе стоял вопрос о расширении психиат-ической помощи населению. По состоянию на 1 марта 1941 г. во всех психиатрических больницах (кроме детских) было 6485 пациентов, но мест катастрофически не хватало, больные в ряде случаев размещались даже на полу. В 1938—начале 1941 г. свыше 3 тыс. больных были вывезены из Ленинграда в пригороды и другие области, однако вопрос об организации систематического оттока хроников в психиатрические колонии и учреждения социального обеспечения не был решен.

I] В начале 1941 г. санитарно-демографическое состояние Ленинграда значительно улучшилось, что отмечалось в регулярных отчетах Городского УНХУ председателю Ленгорисполкома П. С. Попкову.32 По сравнению со второй половиной 1940 г. увеличилась рождаемость (в абсолютных цифрах на 25%, но уровня 1939 г. она не достигла), снизилась смертность (на 11%), особенно детская (в 2 раза). Быстрое преодоление кризисных явлений в демографической ситуации Ленинграда подтвердило эффективность сложившейся системы здравоохранения, высокий профессионализм медиков. Вместе с тем опыт 1939—1940 гг. показал, что многие вопросы обеспечения жизни и безопасности гражданского населения находятся в запущенном состоянии.

Еще в начале 1939 г. председателю Ленгорсовета П. С. Попкову была представлена «Справка о мобилизационных вопросах, общих для всего города Ленинграда»,33 подписанная городским военкомом Ф. Ф. Расторгуевым, где излагались наиболее болезненные проблемы готовности Ленинграда к возможной войне. Как видно из этого небольшого документа, в стране полностью отсутствовала правовая база подготовки к войне, так как старые законы (например, о трудовой повинности), входящие в действие с объявлением мобилизации, были фактически отменены. Еще в мае "37 г. на неоднократные запросы президиума Ленгорсовета секретарь Совнаркома РСФСР сообщил, что «вопрос с законами на

I

" Там же, ф. 7384, оп. 3, д. 13, л. 151—153, 169—173. " Там же, оп. 4, д. 25, л. 652—655.


военное время окончательной ясности не имеет». После этого Ленин градские власти в 1937—1938 гг. шесть раз (!) обращались в правительство, но безуспешно. Сводный мобилизационный плац Ленгорсовета никогда не составлялся, «вопрос о необходимости раз-работки ставился перед СНК РСФСР, но, как всегда, безрезультатно», а штаб Ленинградского военного округа вообще не рекомендовал гражданским властям составлять сводный план в целях сохранения государственной и военной тайны. Поэтому разрабатывался только внутренний план для аппарата президиума Ленгорсовета. Главным недостатком такого подхода к мобилизационной работе была «почти полная» несогласованность планов различных управлений и ведомств. К планированию не были привлечены аппараты горкома и райкомов партии, их представители даже не были включены в состав суженных заседаний исполкомов, занимавшихся этой работой. Оставался неразработанным ряд принципиальных вопросов, в частности о ликвидации, сокращении или объединении организаций и учреждений в военное время, вопрос использования всех видов транспорта для грузоперевозок по снабжению населения Ленинграда продовольствием, топливом, вопрос хранения вещей тех, кто будет призван в армию. СНК РСФСР, Наркомат обороны, Комитет обороны при СНК СССР, штаб Ленинградского военного округа за 1930-е гг. ни разу не проверили мобилизационную готовность Ленгорсовета. В результате руководители и сотрудники мобилизационных отделов не обладали необходимыми знаниями и опытом, а их «мобилизационная неграмотность», по словам военного комиссара города, являлась «громадным тормозом» для работы.

Невыгодное военно-стратегическое положение Ленинграда (близость к границе, оторванность от сырьевых и топливных баз), структура его населения (большое число детей, иждивенцев), наличие крупных оборонных предприятий требовали четкой и своевременной эвакуации большой массы людей и техники. План «разгрузки» города, составленный еще в 1932—1934 гг., предусматривал три этапа эвакуации:

1) автоматически с объявлением мобилизации по плану подлежали вывозу валютные и музейные ценности, ценные экспортные и импортные грузы. Эвакуировались 19 объектов, вывозилось 26 037 тонн груза и 294 человека, для чего требовалось 2210 вагонов. Срок первого этапа длился от 1 до 10 дней;

2) по особому распоряжению правительства подлежали вывозу уникальные предприятия и учреждения, работающие на оборону.


гружались» 45 объектов, вывозилось 25 794 тонн груза и 23 547 век (4008 вагонов). Срок — •> 20 дней с момента, указанного в осо-

^распоряжении;

3) при непосредственной угрозе Ленинграду подлежали вывозу П8 преДпРиятий обоРонного значения.

К 1939 г. план сильно устарел, а корректировка его, по словам Ф ф. Расторгуева, проводилась «кустарно, местными средствами, без каких-либо указаний правительственных органов....Все ука-анные моменты привели план разгрузки в совершенно негодный документ, а сама цель разгрузки в существующем виде не выполняет поставленных задач». Президиум Ленгорсовета в 1937—1938 гг. четырежды запрашивал Совнаркомы СССР, РСФСР, Наркомат обороны по данному вопросу, неоднократно представители города ездили в Москву, но снова безрезультатно, хотя там знали, что «Ленинград без постановления правительства самостоятельно разгрузку не проведет».

Несмотря на войну с Финляндией, многие вопросы мобилизационной и оборонной работы Ленинграда не были решены и в 1939—1940 гг. На суженных заседаниях исполкома утверждались цифры строительства убежищ, различных сооружений, переоборудования школ под госпитали, но обобщающий документ так и не был разработан.34 Город не мог самостоятельно решить многие вопросы. Так, по мобилизационному плану Ленинградского городского отдела народного образования 1939 г. предусматривалось расширение детских домов на 890 человек, детских садов — на 2000 человек, а также эвакуация детей детских домов и обслуживающего их персонала (всего 12 122 чел.); в июле 1939 г. председатель Лен-горсовета обратился в Наркомпрос и Совнарком РСФСР с просьбой установить области, районы и пункты базирования детских учреждений, которые подлежали вывозу в глубь страны.35 Однако, когда в конце 1939—начале 1940 г. ленинградские власти попытались вывезти часть воспитанников, их инициатива завязла в бесплодной переписке с московскими ведомствами.

Положение изменилось только весной 1941 г. Как известно, 5 марта 1941 г. нарком обороны утвердил «Наставление по мобилизационной работе местных органов военного управления».36 Вскоре

Лет ом 1940 г. в Ленгорисполкоме проводилась доработка проекта Положения о ионизационной и оборонной работе 1935 г.: ЦГА СПб, ф. 7384, on. 4, д. 36, л. 78. 36 Там же, д. 23, л. 186; д. 35, л. 22—33.

Русский архив. Великая Отечественная. М., 1994. Т. 2 (1). С. 246—247. Этот до-ент заменил Временную инструкцию, подготовленную в 1930 г.


ЦР

после этого Ленгорисполком на своих заседаниях стал рассматпи вать новые мобилизационные планы своих отделов и управлений Так, 14 марта 1941 г. было предписано составить новый план Управ лению предприятий коммунального обслуживания. Согласно мо билизационному заданию, предполагалось расширить существу-

,, ющие кладбища, подготовить новые участки с траншеями дЛя захоронений (приблизительно на 45 тыс. чел.), также преду.

, сматривалось организовать специальные отряды для уборки тру-

. пов животных и расширить специальный завод для их утилизации." В мае 1941 г. для кладбищ были отведены новые участки однако рытье траншей производилось уже после начала войны, и только 26 августа Управление предприятий коммунального обслуживания сообщило райсоветам о том, какие участки закреплены за каждым районом «для захоронения погибших от воздушных налетов».38

План Ленгорздравотдела по мобилизационной работе на заседании горисшмгкома не был утвержден, однако медицинская служба находилась под постоянным контролем городских властей и Нар-

, комата здравоохранения. На Ленгорздравотдел и его учреждения

к были возложены крупные мобилизационные задания, они были обязаны: а) содействовать в медико-санитарном отношении проведению войсковой мобилизации; б) обеспечить нормальное обслуживание гражданского населения в условиях военного времени; в) передать в короткие сроки мобилизационного периода оперативные койки органам Наркомата обороны; г) организовать ряд новых формирований (госпиталей, прачечных и санитарных отрядов).

і Проект плана медико-санитарного обслуживания гражданского населения Ленинграда в военное время, разработанный в 1940 г., Наркомат здравоохранения дважды возвращал для доработки. Последний вариант плана был представлен на специальное сове-

,, щание наркомата в середине декабря 1940 г.39 Его основные положения предусматривали развертывание больничных коек (взамен переданных Красной Армии), бронирование медицинского персонала, перераспределение медицинских кадров между отдельными учреждениями, а также изменение профиля некоторых лечебных учреждений. Наиболее сложным, по мнению разработчиков плана, был вопрос о числе медиков, которые будут призваны в армию,

37 ЦГА СПб., ф. 3200, оп. 5, д. 18, л. 83.

38 Там же, д. 19, л. 25.

39 Там же, ф. 7384, on. 4, д. 37, л. 7—8.

40 Там же, ф 9156, оп. 6, д. 2, л. 177.


мае 1941 г. горздравотдел не располагал необходимыми СВе- ЛО И и ™"

дениями.

В 1940 г. на суженных заседаниях Ленгорисполкома было при-т0 19 решений по вопросам создания и хранения мобилизацион-х запасов медицинского имущества, о помещениях для будущих оспиталей. За январь—май 1941 г. к этим вопросам Ленгориспол-м обращался 5 раз. С ноября 1940 г. по май 1941 г. первый сектор „здравотдела, занимавшийся вопросами мобилизационной готовности, обследовали 6 раз (!); в общей сложности ревизоры из Санитарного отдела Ленинградского военного округа, Наркомата здравоохранения и Совнаркома РСФСР провели в Ленинграде 57 дней. Последняя проверка состоялась 21—28 апреля 1941 г., когда начальник Военного отдела Наркомздрава РСФСР в течение недели знакомился с состоянием мобилизационной готовности ленинградских медиков.4' 10 мая 1941 г. суженное заседание Ленгорисполкома приняло решение «О результатах проверки мобилизационной готовности и финансово-материальной деятельности Ленгорздравотдела по оборонным мероприятиям за 1939—1941 гг.». На основании этого решения заведующий горздравотделом 23 мая 1941 г. издал приказ, согласно которому руководителям лечебных учреждений предлагалось к 1 июня закончить отработку плана мобилизации 1940 г., а к 1 июля — плана мобилизации 1941 г. Особое внимание следовало обратить на приписку к госпиталям квалифицированных медиков и привлечение к работе с планами руководителей будущих госпиталей. Приказ заканчивался следующими словами: «Предупреждаю, что за недооценку мобилизационной работы, за неотработку мобилизационных планов, за несоздание условий, обеспечивающих высококачественное хранение мобзапа-сов, за запущенность учета мобзапаса я буду принимать самые суровые меры, вплоть до снятия с работы и предания суду».42 24 мая 1941 г. Совнарком РСФСР принял решение о готовности эвакогоспиталей, формируемых Ленгорздравотделом, и качестве технической документации по зданиям, приспосабливаемым под госпиталя, где достаточно критически оценил деятельность ленинградских медиков, с чем категорически не согласились власти города, подготовившие резкое ответное письмо.

Столь придирчивый подход к вопросам здравоохранения при-Нес свои плоды: как показали дальнейшие события, медицинская

Там же, л. 208, 210.

Там же, л. 203—204.,.,:s,,,.,

-V 4113


служба города в целом оказалась подготовленной к военным цс пытаниям лучше других ведомств.43

А вот задачи организации массовой эвакуации населения ци разу не обсуждались до войны на заседаниях Ленгорисполкома что, несомненно, было вызвано резко отрицательным отношением руководства страны44 к соответствующим планам

Между тем к 1941 г. структура населения Ленинграда в целом мало изменилась по сравнению с той, которую зафиксировала перепись 1939 г. По оценке статистиков, на 1 января 1941 г. в городе проживало 2992 тыс. человек.45 За пять предвоенных месяцев естественный прирост населения составил около 10 тыс. человек, однако миграционный баланс был отрицательным — число выбывших из города превысило число прибывших приблизительно на 11 тысяч.46 Таким образом, к началу войны в 15 районах Ленинграда было около 3 млн горожан. Можно предположить, что уменьшилась численность мужчин, часть которых после финской кампании осталась служить в армии. В городе по-прежнему было много детей и неработающих граждан — по данным выдачи карточек в июле на их долю приходилось 45.8% населения.

Демографическая обстановка в Ленинграде складывалась накануне войны далеко не лучшим образом. Высокий процент несамодеятельного населения должен был серьезно осложнить положение осажденного города. Органы здравоохранения хорошо подготовились к войне, но никто не ожидал, что Ленинград будет надолго врагом блокирован. К этому город готов не был.

43 См.: Гладких П. Ф. Здравоохранение блокадного Ленинграда. Л., 1985. См. также выступление заведующего Ленгорздравотделом Ф. И. Машанского на коллегии Наркомата здравоохранения РСФСР 17 декабря 1942 г. с отчетом о работе: ГАРФ,ф А-482, оп. 47, д. 409, л. 135—136.

44 См., например, реакцию И. В. Сталина на планы частичной эвакуации населения Москвы. 5 июня 1941 г. он написал на проекте соответствующего постановления Совнаркома следующую резолюцию, адресованную председателю Московского Совета В. П. Пронину: «Ваше предложение о „частичной" эвакуации населения Москвы в „военное время" считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить. Когда нужно будет и если нужно будет подготовить эвакуацию — ЦК и СНК уведомят Вас». Цит. по: Куманев Г А. Подвиг и подлог Страницы Великой Отечественной войны. М., 2000. С. 245.

45 ЦГА СПб., ф. 4965, оп. 8, д. 738, л. 7. По оценке Городского отдела загс, в Ленинграде на 1 января 1941 г. было всего 2 802 413 чел.: ЦГА СПб., ф. 4904, оп. 1, д. 5, л 26, ф. 9156, оп. 6, д. 35, л. 85.

46 Там же, ф. 7384, оп. 3, д. 45, л. 273; Ленинград в осаде: Сб. документов СПб-1995. С. 350.


Глава^_


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: