Связь методики с другими науками:
1) педагогика (методика как один из разделов педагогики)
2) психология (сведения об особенностях усвоения языка и индивидуально-психологических особенностях учащихся)
3) лингвистика (обучение языку как предмет методики)
4) социология (социальная природа языка, его общественные функции и механизмы воздействия социальных факторов на язык)
5) кибернетика (обмен различной информацией между людьми в процессе общения)
6) математика (построение математических моделей в различных методических исследованиях)
В современной теории и практике обучения иностранным языкам предлагается разграничивать два термина:
1) лингводидактика (общая теория обучения языку, раскрывающая ее методологические основы)
Методика
· частная методика (процесс обучения конкретному языку в конкретных условиях его преподавания)
· общая методика (закономерности обучения языку вне конкретных условий)
Дидактика ‒ область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.
|
|
Дидактика и методика имеют разные функции по отношению к обучению.
Объект дидактики – это обучение.
Предмет методики обучения – научное обоснование целей и содержания обучения:
· объема материала и его организации
· его воспитательной ценности
· характера требований к уровню его владения
· научная разработка наиболее эффективных методов обучения
Объект методики – процесс обучения иностранному языку: программы, учебники, пособия, а также деятельность учителя и учащихся, организационные формы их взаимодействия.
Основные методические понятия
Принцип обучения
Принцип обучения – исходное положение, которое определяет требования к процессу обучения в целом и его составляющим. (Щукин)
Метод обучения иностранному языку
Метод обучения иностранному языку – совокупность педагогических действий, обеспечивающих достижение коммуникативных, воспитательных и образовательных целей.
Способ обучения
Способ обучения – это порядок, образ действия обучения.
Методический прием
Методический прием – элементы метода, составные его части.
Принципы обучения – основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.
Принципы обучения ИЯ:
Общепедагогические принципы
· воспитывающее обучение
· сознательность
· активность
· наглядность
· прочность
· доступность и посильность