Введение нового грамматического материала:
1) презентация его в устной и письменной речи (речевом образце)
2) ознакомление со способами образования
3) первичное выполнение действий, включающих данное явление
Форма презентации (устная и письменная) выбирается с учетом следующих факторов:
- стадии обучения (начальная, средняя, заключительная)
- трудности грамматического материала
На начальной стадии устная форма презентации предпочтительней письменной, на старшей ‒ устной, на средней ‒ в зависимости от характера грамматического явления.
Более сложные явления целесообразно вводить в письменной форме, простые ‒ в устной.
Другим принципиальным вопросом при обучении грамматике являются вопрос о роли и месте правил:
1) Грамматические навыки образуются на основе аналогии, которая является одной из наиболее легких форм умозаключений
2) Учащийся, строя предложения по аналогии, пользуется, как правило, не изолированными словами, а словосочетаниями, синтагмами, входящими в данную структуру
|
|
3) Следовательно, чтобы построить новое предложение по аналогии с известным речевым образцом, учащийся должен заранее знать все слова в готовой форме, но он не выбирает сам форму слов
4) Поэтому, приступая к самостоятельным действиям, учащийся не может пользоваться только аналогией, ему необходимы правила, которые указывают на границы возможности использования аналогии
Методика формирования продуктивных грамматических навыков у учащихся СШ
Продуктивный грамматический навык – способность говорящего выбрать модель адекватную речевой задачи.
В своем формировании и развитии грамматический навык проходит ряд стадий:
· восприятие модели, её имитация (действие по аналогии)
· подстановка (воспроизведение на основе аналогии)
· трансформация
· репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели)
· комбинирование (перенос с модели на модель)
Наиболее эффективные методы формирования продуктивных грамматических навыков:
- учебно-речевая ситуация
- учебная ролевая игра
Основные трудности аудирования иноязычной речи. Цели обучения аудированию. Требования к текстам для аудирования в СШ. Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности
Аудирование – активная речемыслительная деятельность, представленная последовательно параллельно протекающими процессами восприятия и осмысления устной речи.
Продукт аудирования – понимание.