Чтение – вид речевой деятельности.
Чтение – это процесс восприятия и активной переработки графически закодированной информации по системе того или иного языка.
Чтение – это сложная аналитико-синтетическая деятельность, складывающаяся из восприятия и понимания текстов, причем самое совершенное чтение характеризуется слиянием этих процессов и концентрации внимания на смысловой стороне содержания.
Чтение выступает как:
1) вид речевой деятельности
2) средство и формирование смежных речевых умений
Навыки чтения:
а) техника чтения (соотнесение зрительных образов с рече-двигательными образами)
б) соотнесение слухоречевых образов с их значением
в) соотнесение звуковых образов с их значением
г) соотнесение грамматических структур с их значением
д) нахождение логического субъекта и их логического предмета
е) извлечение информации из текста как единого целого
Цели и задачи обучения чтению:
Конечной целью школьного обучения чтению признается умение читать аутентичные тексты разных стилей, используя основные виды чтения в зависимости от задачи.
Начальная школа
а) чтение вслух (90% всего чтения в начальной школе) (2 класс)
б) работа с повествовательными текстами с очень простой формой и безошибочная постановка ударений (3-4 класс)
К концу начальной школы объём посильного текста составляет 100 слов.
Средняя школа
а) осуществление чтения про себя
б) объём текстов 0,5-0,75 стр.
в) начало работы над ознакомительным чтением (400-500 слов)
Старшая школа
а) развитие всех видов чтения
б) большое количество публицистических и научно-популярных текстов
Умения, которые необходимо формировать при работе над чтением в старшей школе:
- умение понимать аргументацию
- оценивать достоверность информации
- отобрать значимую информацию
- осуществлять анализ прочитанного