А) обучение графике

  • знакомство с буквой (называние, звуки, примеры слов)
  • знакомство с написанием буквы
  • запись заглавной и строчной букв

Упражнения для закрепления навыка:

  • написать буквы под диктовку
  • узнать буквы, написанные в воздух указкой и т.п.
  • закончить написание буквы, начатой учителем
  • контрольное списывание буквы и слов с доски
  • самодиктанты

Б) обучение орфографии

  • рифмовка слов
  • группировка слов на основе фонемных соответствий
  • группировка слов на основе графемных соответствий
  • подстановка пропущенных букв в словах
  • зрительный диктант
  • словарный диктант

В) обучение различным формам записи

  • списывание с дополнительным заданием
  • упражнения на трансформацию
  • нахождение в предложенных текстах ошибок
  • упражнения на завершение предложения
  • упражнение на сжатие или расширение текста

Понятия «письмо» и «письменная речь»

В методике различают такие понятия как письмо и письменная речь.

Отличия письменной речи от устной речи:

1) устный текст мимолётен, говорящий, как правило, не повторяет сказанное

2) устная речь насыщена и избыточна

3) автор письменного текста работает автономно, не всегда зная свою аудиторию

4) письменный текст более организован, устный текст – спонтанен

5) на создание письменного текста требуется больше времени

6) в письменной речи существуют жесткие требования к нормативности языка

7) навыки письменной речи формируются дольше, чем навыки устной речи

Письмо и письменная речь

Авторы общей методики различают «умения двух порядков»:

Владение графической (орфографической) системой для фиксации отдельных слов

Умение сочетать эти слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с требованиями общения

В данном случае письмо выступает как техника словесной фиксации и грамотности.

Письменная речь – умение сочетания данных порядков.

С этой точкой зрения не согласен Пасов:

«Но если письменная речь в лингвистическом отношении не отличается от устной, то что же тогда остаётся на её долю? Умение сочетать слова освоено, уже в говорении».

Пасов утверждает, что письмо может осуществляться на двух уровнях:

А) запись репродукции (запись без коммуникативной цели)

Грамотная графически (и орфографически) фиксация собственной устной речи, умение сочетать слова освоено, уже в говорении.

Для этих навыков и умений Пасов предлагает термин «писание».

Б) запись продукции

Продуцирование письменной речи со всеми присущими ей особенностями (сложность, развернутость и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: