- знакомство с буквой (называние, звуки, примеры слов)
- знакомство с написанием буквы
- запись заглавной и строчной букв
Упражнения для закрепления навыка:
- написать буквы под диктовку
- узнать буквы, написанные в воздух указкой и т.п.
- закончить написание буквы, начатой учителем
- контрольное списывание буквы и слов с доски
- самодиктанты
Б) обучение орфографии
- рифмовка слов
- группировка слов на основе фонемных соответствий
- группировка слов на основе графемных соответствий
- подстановка пропущенных букв в словах
- зрительный диктант
- словарный диктант
В) обучение различным формам записи
- списывание с дополнительным заданием
- упражнения на трансформацию
- нахождение в предложенных текстах ошибок
- упражнения на завершение предложения
- упражнение на сжатие или расширение текста
Понятия «письмо» и «письменная речь»
В методике различают такие понятия как письмо и письменная речь.
Отличия письменной речи от устной речи:
1) устный текст мимолётен, говорящий, как правило, не повторяет сказанное
2) устная речь насыщена и избыточна
3) автор письменного текста работает автономно, не всегда зная свою аудиторию
4) письменный текст более организован, устный текст – спонтанен
5) на создание письменного текста требуется больше времени
6) в письменной речи существуют жесткие требования к нормативности языка
7) навыки письменной речи формируются дольше, чем навыки устной речи
Письмо и письменная речь
Авторы общей методики различают «умения двух порядков»:
Владение графической (орфографической) системой для фиксации отдельных слов
Умение сочетать эти слова в письменной форме для выражения мыслей в соответствии с требованиями общения
В данном случае письмо выступает как техника словесной фиксации и грамотности.
Письменная речь – умение сочетания данных порядков.
С этой точкой зрения не согласен Пасов:
«Но если письменная речь в лингвистическом отношении не отличается от устной, то что же тогда остаётся на её долю? Умение сочетать слова освоено, уже в говорении».
Пасов утверждает, что письмо может осуществляться на двух уровнях:
А) запись репродукции (запись без коммуникативной цели)
Грамотная графически (и орфографически) фиксация собственной устной речи, умение сочетать слова освоено, уже в говорении.
Для этих навыков и умений Пасов предлагает термин «писание».
Б) запись продукции
Продуцирование письменной речи со всеми присущими ей особенностями (сложность, развернутость и т.д.).