Абсолютный показатель критерия - количественная характеристика критерия, определяющая степень его выраженности, проявления в специфической для каждого критерия шкале измерения.
Например: количество заключенных договоров на франчайзинг.
Значение абсолютного показателя критерия q: конкретное числовое значение, которое может принимать показатель у данного критерия оцениваемого номинанта.
Например, количество франшизных точек = 5 единиц.
Эталонное значение абсолютного показателя критерия qэт - наилучшее достигнутое в мире значение абсолютного показателя критерия (на период, когда производится оценивание качества брэнда, применительно к аналогичным франшизам, действующим где-то в мире).
Например, количество франшизных точек – 115 единиц.
Допустимое значение абсолютного показателя критерия qдоп - наихудшее, но все же допустимое значение абсолютного показателя критерия, на период, когда производится оценивание качества, применительно к аналогичным объектам (франшизам), действующим где-то в мире.
|
|
Например, в настоящее время объем продаж в рамках франчайзинга вряд ли у какого-нибудь франчайзера бывает меньше 1000 долл. В противном случае меньшим объемом можно просто пренебречь. Значит, для этого критерия допустимое значение
qдоп = 1000 долл.
Браковочное значение абсолютного показателя критерия. За это значение (qбр) принимается ближайшее к qдоп, но худшее значение показателя критерия. Применительно к объёму продаж браковочное значение можно принять бр = 990 долл.
3.2 Определение значений qэт и qбр для показателей критериев, не имеющих единиц измерения
К подобным критериям относятся, например, эстетические или некоторые эргономические критерии, а также все критерии, находящиеся в дереве на любых ярусах, кроме последнего (самого высокого). Для таких критериев назначают: qбр = 0% и qэт = 100%. (Здесь и в дальнейшем qэт и qбр определяются только для критериев, находящимся на последнем, т.е. самом высоком ярусе дерева).
3.3 Документальный метод определения qэт и qбр
Из критериев, оставшихся на последнем ярусе дерева, определяются те, для которых существуют документальные данные, позволяющие определить qэт и qбр.
Эти данные могут содержаться: в книгах, отчетах по НИР, в обзорах, каталогах, выставочных проспектах, рекламных материалах и т.д. Понятно, что чем больше таких документов - тем точнее будут определены значения qэт и qбр.
Пусть удается найти m документов, в которых содержатся данные, помогающие определить qэт или qбр. Тогда принцип их определения выражается формулами:
qiэт = sup { qij , j = },
где: i - номер критерия по дереву;
|
|
j - номер документа, из которого получено значение qij;
sup (супремум): оператор выделения самого лучшего значения из всего их
множества.
Например, для критерия «распространенность франшиз по регионам» документальным методом получены значения qij (в количестве областей, в которых действует франшиза данной фирмы). Тогда:
qэт = sup {5; 8; 1; 7; 2 }= 8.
Аналогично, для критерия «количество расторгнутых франшиз» получены следующие значения, позволяющие определить эталонное значение:
qэт = inf {4, 2, 5, 0, 1,3} = 0.
где: inf (инфимум): оператор выделения самого хорошего (в данном случае – самого малого) значения из всего их множества.
Аналогичным образом операторы sup и inf могут быть использованы и в задачах определения допустимого значения критериев. А зная допустимое значение, легко определить и браковочное значение qбр.
3.4 Экспертный метод определения qэт и qбр
Этот метод должен применяться только по отношению к тем критериям, для которых вообще нельзя было применить документальный метод или его применение оказалось нецелесообразно (из-за слишком больших - по ситуации оценивания - затрат труда или времени на поиск документальных данных по qэт или qдоп).
Технология экспертного определения qэт и qдоп сходна с технологией экспертного определения значений коэффициентов важности gi (т.е. опрос проводится в 1 тур или, если расхождения в оценках экспертов после 1-го тура больше 25% - то в 2 тура). Затем определяются средние по всем экспертам эталонные и браковочные значения показателя для всех критериев, находящихся на последнем ярусе дерева. Эти средние значения и принимаются в качестве искомых значений.
Отличие от технологии определения значений коэффициентов важности: здесь критерии в анкете располагаются не группами, а каждый в отдельности. И, в отличие от технологии определения значений коэффициентов важности, при определении эталонных и браковочных значений показателей в анкету заносятся только свойства последнего яруса дерева критериев.