Задачи и методические основы гимнастики

Гимнастика – сложно – координационный вид двигательной активности (сложный, так как ацикличный, движения не естественны, икусствены по своей природе).

Задачи гимнастики:

-Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физи­ческому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.

-Обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти гимнастики, формирование гигиенических навыков, приуче­ние к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обу­чение новым видам движений, обогащение занимающихся двига­тельным опытом, а через него и опытом эстетическим, эмоцио­нальным, волевым, общения, нравственным, трудовым и др.

-Формирование организаторских и профессионально-приклад­ных умений и навыков, необходимых для успешной педагогиче­ской деятельности.

-Развитие двигательных (мышечная сила, быстрота и др.) и психических (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.) способностей, необходимых для ус­пешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладны­ми двигательными умениями и навыками.

-Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отноше­ния к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма, го­товности к защите Родины.

-Подготовка высококвалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как само­стоятельным видам спорта.

Методы — это способы применения гимнастических упражне­ний и других средств гимнастики с целью специально запланиро­ванного воздействия на занимающихся. Способ выполнения уп­ражнения характеризуется следующим: сколько раз выполнять уп­ражнение, как при этом дышать, как сочетать напряжение рабо­тающих мышц с их расслаблением, как восстановить силы после интенсивной и продолжительной мышечной работы.

К методическим основам гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм. Подбираются упражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата (ОДА), на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие упражнений — средств гимнастики. Уникальность гимнастики заключается в практически неограниченном количестве средств гимнастики — разнообразных упражнений. Любые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соответствующих гимнастических упражнений оздоровительного, прикладного, спортивного характера, используя их с различной степенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разнообразить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя туловище, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. Ив этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы. В уроках гимнастики применяется широкий круг самых разнообразных упражнений, в том числе и на снарядах. Спортивные виды гимнастики характерны многоборьем — подготовкой спортсменов в различных его видах.

4. Избирательное воздействие упражнений. Часто возникающие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнастических упражнений, методикой их использования. Строгая регламентация упражнений — пространственно-временных и силовых характеристик — позволяет локально воздействовать практически на любые части тела и органы. Эти возможности используются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т. п.

5. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки. Гимнастическая методика характерна не только строгой регламен тацией программы движений, но и относительно строгими ограниче ниями в организации занятий, в дозировании упражнений и регу лировании нагрузки.Многие педагогические задачи, связанные не только с выполнением двигательных актов, но и с воспитанием моральных и волевых качеств личности, индивидуализацией в обучении в сочетании с коллективными действиями, наилучшим образом решаются благодаря традиционно культивируемым формам организации занятий гимнастикой, прежде всего урочной формы. Урочные формы занятий требуют соблюдения дисциплины и порядка в зале, согласования своих действий с действиями товарищей, особенно в групповых упражнениях и при оказании помощи и страховки. Регламентация учебного процесса в сочетании с многообразными методическими приемами обучения обеспечивает прогресс в освоении и совершенствовании двигательных навыков и качеств. Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем подбора упражнений, их чередования, количества повторений, изменения темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возможностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

6. Возможность усложнения и комбинирования упражнений, применения одних и тех же упражнений в разных целях. Типичным способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является освоение все более трудных движений, усложнение самих упражнений (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и конечных положений, екорости выполнения, так и путем новых сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени трудности композиции — комплексы общеразвивающих упражнений, упражнений на снарядах). Конструирование новых элементов,создание оригинальных композиций проявляют творческие способности и преподавателя и ученика.

Одинаковые по форме упражнения могут быть использованы в разных целях. К примеру, прыжки по отметкам осваиваются детьми с целью согласования усилий с точностью действия. Те же прыжки можно использовать в подвижной игре для повышения интереса к занятиям, применить в эстафере или соревновании команд с целью воспитания волевых качеств, чувства коллективизма. При выполнении одних и тех же упражнений могут акцентироваться задачи по развитию физических качеств либо задачи эстетического плана, связанные с доведением качества исполнения до совершенства с целью демонстрации упражнений на конкурсах, соревнованиях.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассматриваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях использования метода строго регламентированного упражнения, возникшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: