Сильная Средняя Слабая

Защищенная позиция - max инвестиции в развитие
К О Н К У Р Е Н Т Н Ы Е П О З И Ц И И
- концентрация усилий на поддержании эффективности

Инвестируем в расширение производства - стремление к лидерству - избирательные инвестиции по критерию эффективности - укрепление уязвимых мест Избирательное расширение производства - специализация на избранных направлениях - поиск путей преодоления слабостей - ликвидация в случае отсутствия стабильного роста
Избирательное расширение производства -интенсивные инвестиции в наиболее привлекательные сегменты -создание предпосылок успешной конкуренции -увеличение доходности за счет повышения производительности Избирательность/ Управление, нацеленное на доходы -защита существующих программ -концентрация инвестиций на направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска Ограниченное расширение или уборка «урожая» -поиск возможностей расширения с низкой степенью риска; если они отсутствуют – сокращение инвестиций и рационализация операций
Защита и переориентация -управление текущими доходами -концентрация на привлекательных сегментах рынка -поддержка эффективности производства Управление, нацеленное на доходы -защита позиций в наиболее доходных сегментах -совершенствование производства сокращение инвестиций Ликвидация -выбор момента для продажи СБЕ по max стоимости -сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций

Модель McKinsey описывает привлекательность рынка и Ксп фирмы с помощью матрицы 3 х 3. Вместо единственного показателя привлекательности рынка – темпов его роста (как в матрице БКГ) используются и другие, специфические для конкретной отрасли характеристики. При анализе выбирают наиболее подходящие показатели, определяют степень их значимости, рассматривают степень их влияние на деятельность СБЕ и выводят суммарную оценку. Аналогично поступают и с показателями Ксп.

Привлекательность отрасли
Конкурентная позиция бизнеса   Высокая Средняя Низкая
  Сильная      
  Средняя      
  Слабая      
Конкурентная позиция бизнеса Привлекательность отрасли
  • Доля рынка
  • Темпы роста
  • Относительная доля рынка
  • Покупательская лояльность
  • Маржа прибыли
  • Распределение
  • Технология
  • Навыки маркетинга
  • Патенты
  • Размеры рынка
  • Темпы роста
  • Интенсивность конкуренции
  • Уровень цен
  • Прибыльность
  • Сложность технологий
  • Степень государственного регулирования
           

Применение матрицы помогает менеджеру наилучшим образом реализовать возможности его компании в текущей рыночной ситуации. Предполагается, что фирма должна осуществлять инвестиции и стремиться к росту в тех сферах бизнеса, где она имеет сильные позиции, а рынок создает для неё наиболее привлекательные возможности (квадранты 1,2 и 3).

Рекомендации для каждого из 9 квадратнов:

1. позиция лидера является наилучшей, т.к. в этом случае СБЕ имеет устойчивое положение на весьма привлекательном рынке. Цель стратегии – расширение и укрепление достигнутых позиций.

2. Растущему лидеру необходимы дополнительные инвестиции, позволяющие обеспечить рост производства в соответствии с расширением рынка. Обычно продукция является прибыльной, а расширение рынка происходит независимо от действий компании.

3. СБЕ, требующая приложения дополнительных усилий. Со временем уязвимость её позиций может возрасти. Необходимо рассмотреть вопрос об инвестициях с целью повышения Ксп.

4. Генерирование денежных средств. Эти СБЕ должны обеспечивать поступление доходов и не требовать инвестиций.

5. Осторожное развитие. При инвестировании следует проявлять осторожность, т.к. фирма не имеет прочных позиций на не слишком привлекательном рынке.

6. «Всё или ничего». Такого рода СБЕ должны быть разделены на 2 части, одна из которых получает приоритет в инвестициях, а другая лишается их вовсе.

7. и 8. Постепенное удаление. Перспективы получения прибылей представляются крайне незначительными, поэтому стратегия состоит в постепенном переключении ресурсов на другие направления.

9. Удаление. Продолжение этого бизнеса означает бесполезную растрату ресурсов, поэтому следует как можно быстрее избавиться от ещё ликвидных активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: