Законы и принципы управления

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.

1. Закон единства управления (основной)

2. Закон целостности.

3. Закон соотносительности.

4. Закон согласованности.

5. Закон заинтересованности.

6. Закон планомерного и пропорционального распределения работ.

7. Закон возрастания эффективности и экономичности функционирования.

8. Закон сбалансированности планирования.

9. Закон обратной связи.

10.Закон ответственности.

11.Закон сбалансированности механизма управления.

Для того, чтобы законы сознательно использовались, необходимо законы – требования перевести в законы – действительности, то есть в утвержденные принципы (правила), на которых строится управление.

Каждый из законов отражается в одном или нескольких принципах управления.

1. Принцип соответствия структуры предприятия его целям: Любое предприятие (фирма) должно быть постоянно ориентировано на достижение поставленных перед ним целей. Генеральной целью определяется структура предприятия. Цель – системообразующий фактор. Изменяется цель – меняется структура. Этим достигается эффективность работы предприятия в условиях постоянно меняющихся целей и ее адаптируемость к изменчивости окружающей среды.

2. Принцип соответствия структур управляемой и управляющих подсистем: Этот принцип предусматривает четкую зависимость структуры подсистемы управления от вида элементов и их сочетания в социально-экономической системе, то есть от ее состава и принципов построения. Отсюда же вытекает требование определенной степени полномочности уровней управления соотносительно принципам построения предприятия по территориальному, производственному или другим признакам.

3. Принцип целевой функциональности: Сотрудники предприятия обязаны функционально знать свою цель, то есть работать со стремлением достойно решить поставленные перед ними задачи, а не просто выполнять должностные обязанности. Естественно, что они должны иметь четко сформулированную цель, а не общее представление о направлении деятельности.

4. Принцип мотивационной обусловленности деятельности: Комплекс стимулов и санкций, действующих на предприятии, необходимо сориентировать на эффективное достижение поставленных целей. Этот комплекс базируется на использовании сбалансировано подобранной совокупности методов управления. Такой механизм управления следует создавать с учетом теории и конкретных условий работы предприятия. Соответственно понадобятся и научные знания, и интуиция.

5. Принцип нормирования и пропорциональности: Распределение работ между отдельными элементами социально-экономической системы и сотрудниками необходимо осуществлять исходя из существующих норм, нормативов или эталонных показателей. Аналогично определяются временные интервалы этапов работ. Надо учитывать, что данное распределение должно быть соотнесено с возможными объемами финансирования как в общем, так и по этапам. Перед началом работ следует установить требуемые объемы средств и определить гарантированные источники их поступления в заданные сроки. При недостатке средств придется сократить объемы выполняемых работ в соответствии с установленными приоритетами.

6. Принцип развития: Основное требование этого принципа постоянное возрастание показателей эффективности социально-экономической системы. Если рост их показателей прекращается, начинается постепенно ускоряющаяся деградация системы. Непринятие оперативных мер приведет к ее развалу.

7. Принцип обеспеченности: При рассмотрении принципа нормирования и пропорциональности уже отмечалась необходимость финансового обеспечения работ. Но не только это подразумевается в принципе обеспеченности. Кроме того для каждого этапа работ должны быть предусмотрены требуемые материальные ресурсы. Это же относится и к кадровым ресурсам. Для выполнения работ на каждом этапе необходимо определенное количество соответствующих специалистов. Идеальный вариант управления, когда требуемые по количеству (без излишеств) и качеству ресурсы оказываются в нужном месте и в установленное время.

8. Принцип эффективного контроля: Процесс управления немыслим без контроля за результатами деятельности социально-экономической системы, включая подсистему управления. Как только отклонение показателей системы в процессе ее функционирования превысит допустимые пределы потребуется управляющее воздействие на нее с целью их возврата на заданный уровень, если предыдущие воздействие не обеспечивает автоматическое их устранение. Без этого рассогласования в работе системы могут достигнуть критического уровня и привести к ее распаду.

9. Принцип соответствия обязанностей и ответственности: Подразумевается, что уровень ответственности зависит от приоритетности обязанностей. Отсутствие такого соответствия приводит либо к безответственности, либо к подавлению инициативы.

10. Принцип научности: Принятие рационального управленческого решения и оказания эффективного управляющего воздействия немыслимы без научного обеспечения. Только использование современной научной базы – путь к высокому качеству управленческого решения.

11. Принцип коммуникативности: Без своевременной и необходимой информации о состоянии социально-экономической системы, и окружающей среды невозможно оказать действенного управляющего воздействия. Необходим системный подход к информационному обеспечению деятельности предприятия, в том числе процесса управления.

15. Функции управления как направления разработки управленческих решений, их виды.

Функции – внешнее проявление свойств (сущностей) в виде взаимосвязанных направлений процесса деятельности системы по достижению поставленной цели, отличающихся определенными характерными признаками и полностью охватывающих весь этот процесс в целом.

В процессе принятия управленческого решения постоянно проявляются все функции управления.

Разделяют конкретные (специальные) и общие функции управления.

К специальным функциям относятся управление конкретными направлениями деятельности предприятия. Их изучают в соответствующих экономических науках. В качестве таких функций можно назвать:

- управление основным производством (организация производства);

- управление предприятием в целом (экономика предприятия);

- управление развитием производства (инновационный менеджмент);

- управление взаимодействием с окружающей средой, в том числе с рынком (маркетинг, в части управления им);

- управление кадровым обеспечением (управление персоналом);

- управление движением материальных средств на предприятии (бухгалтерское дело);

- управление информационным обеспечением предприятия (автоматизированные системы управления технологическими процессами, информационные технологии управления и т.д.);

- управление материальными потоками во внесистемных связях (логистика) и т.д.

Общие функции управления – это такие направления управленческой деятельности, которые в том или ином виде постоянно просматриваются во всех конкретных функциях.

По направленности воздействия функции управления подразделяются на основные, обеспечивающие и вспомогательные (обслуживающие).

Основные функции – направления деятельности системы, непосредственно связанные с процессом получения конечных результатов ее функционирования:

- организация;

- планирование;

- координация;

- мотивация (создание механизма управления);

- контроль;

Обеспечивающие функции – направления деятельности, не связанные с основным процессом, но содействующие получению продукции, вырабатываемой системой. К обеспечивающим функциям относятся:

- научное обеспечение процесса управления;

- информационное обеспечение аппарата управления;

- обеспечение ресурсами управленческой деятельности;

К вспомогательным функциям относятся направления деятельности системы, создающие нормальные (оптимальные) условия ее функционирования. Вспомогательные (без них управление возможно, но не эффективно):

- делопроизводство;

- создание нормальных условий функционирования управленческого персонала.

Функции управления при своем проявлении в зависимости от времени и масштаба воздействия на систему делятся на:

- постоянные;

- временно-постоянные;

- временные;

- текущие.

Постоянная функция проявляется на период, пока существует неизменная генеральная цель социально-экономической системы; временно-постоянная – от начала до конца выполнения одного задания (плана, программы), временная – при выполнении одного из этапов задания, текущая – в процессе работы из-за спонтанных незначительных изменений в окружающей среде и самой системе.

Совокупность постоянных функций образует стратегическое, временно-постоянных – тактическое (предварительное), временных – оперативное управление и текущих – регулирование.

16. Конкретные функции управления.

К конкретным (специальным) функциям относятся управление конкретными направлениями деятельности предприятия. Их изучают в соответствующих экономических науках. В качестве таких функций можно назвать:

- управление основным производством (организация производства);

- управление предприятием в целом (экономика предприятия);

- управление развитием производства (инновационный менеджмент);

- управление взаимодействием с окружающей средой, в том числе с рынком (маркетинг, в части управления им);

- управление кадровым обеспечением (управление персоналом);

- управление движением материальных средств на предприятии (бухгалтерское дело);

- управление информационным обеспечением предприятия (автоматизированные системы управления технологическими процессами, информационные технологии управления и т.д.);

- управление материальными потоками во внесистемных связях (логистика) и т.д.

Кроме управления основным, обеспечивающими и вспомогательными направлениями деятельности предприятия конкретные функции выступают в виде руководства комплексными вопросами, как, например, управление качеством (система качества). Подбор сочетания специальных функций основывается на принятой для данного предприятия совокупности принципов управления.

17. Общие функции управления.

Общие функции управления – это такие направления управленческой деятельности, которые в том или ином виде постоянно просматриваются во всех конкретных функциях.

Совокупность этих функций составляет основной процесс управленческой деятельности, в котором должны быть реализованы принципы управления предприятием. В формулировках целей функций управления достаточно полно учитывались требования этих принципов (см. рис. 3.1). вследствие чего при проявлении основных функций и отражаются заложенные в их целях принципы.

По направленности воздействия функции управления подразделяются на основные, обеспечивающие и вспомогательные (обслуживающие).

Основные функции – направления деятельности системы, непосредственно связанные с процессом получения конечных результатов ее функционирования:

- организация;

- планирование;

- координация;

- мотивация (создание механизма управления);

- контроль;

Обеспечивающие функции – направления деятельности, не связанные с основным процессом, но содействующие получению продукции, вырабатываемой системой. К обеспечивающим функциям относятся:

- научное обеспечение процесса управления;

- информационное обеспечение аппарата управления;

- обеспечение ресурсами управленческой деятельности;

К вспомогательным функциям относятся направления деятельности системы, создающие нормальные (оптимальные) условия ее функционирования. Вспомогательные (без них управление возможно, но не эффективно):

- делопроизводство;

- создание нормальных условий функционирования управленческого персонала.

Функции управления при своем проявлении в зависимости от времени и масштаба воздействия на систему делятся на:

- постоянные;

- временно-постоянные;

- временные;

- текущие.

Постоянная функция проявляется на период, пока существует неизменная генеральная цель социально-экономической системы; временно-постоянная – от начала до конца выполнения одного задания (плана, программы), временная – при выполнении одного из этапов задания, текущая – в процессе работы из-за спонтанных незначительных изменений в окружающей среде и самой системе.

Совокупность постоянных функций образует стратегическое, временно-постоянных – тактическое (предварительное), временных – оперативное управление и текущих – регулирование.

18. Функция организации. Структуризация.

Функция организации в процессе управления представляет возможность выявления реквизитов элементов системы и их взаимодействия. К ней относятся направления деятельности по созданию и совершенствованию целереализующей системы.

Реализацию функции организации можно осуществить по двум направлениям:

- создание и совершенствование организационной структуры целереализующей системы (структуризация);

- установление видов взаимодействия (взаимоотношений) элементов системы (интеграция).

В процессе структуризации устанавливаются:

1. роли элементов системы:

- тип элемента (по направлению деятельности);

- место элемента в иерархии;

2. их назначение:

- генеральная цель элемента;

- функции элемента;

3. статус элементов:

- права;

- обязанности;

- ответственность;

4. порядок структуризации, то есть регламент создания (организации), реорганизации и ликвидации элементов.

19. Функция организации. Интеграция.

Функция организации в процессе управления представляет возможность выявления реквизитов элементов системы и их взаимодействия. К ней относятся направления деятельности по созданию и совершенствованию целереализующей системы.

Реализацию функции организации можно осуществить по двум направлениям:

- создание и совершенствование организационной структуры целереализующей системы (структуризация);

- установление видов взаимодействия (взаимоотношений) элементов системы (интеграция).

При проведении интеграции определяются реквизиты входов и выходов элементов системы и порядок взаимодействия между ними.

В начале процесса структуризации формулируются принципы его проведения. Они основываются на генеральной (стратегической) цели предприятия, вернее его основной задаче.

Генеральная цель – это цель, для достижения которой создается и функционирует предприятие.

Основная задача - включает в себя генеральную цель и условия ее достижения, например миссию предприятия.

Миссия предприятия – основное направления его деятельности.

В настоящее время существует большое количество видов структур, однако не всегда известные их классификации отличаются достаточной точностью. В любой системе можно выделить управляемую и управляющую подсистемы. Важно отметить, что к определяющей относится управляемая подсистема, выполняющая основную функцию (миссию) предприятия, а управляющая подсистема только одну из обеспечивающих, управление.

Структуры управляемых подсистем подразделяются на функциональные, органические (адаптивные), дивизиональные и, как частный случай последних, сетевые.

Функциональные структуры управляемой подсистемы характеризуются наличием элементов, нацеленных на выполнении работ по отдельным направлениям деятельности (функциям) предприятия.

Для выявления типов элементов используется метод построения дерева целей (задач). На основе декомпозиции основной задачи предприятия устанавливают цели направлений, компонентов, элементов системы, их составляющих и специалистов. Степень дробности (число уровней) дерева целей диктуется задачами структуризации.

Генеральная цель основного производства для любой фирмы формулируется как: изготовить заданное количество продукции установленного качества; выполнить заданные объемы строительства с определенным уровнем качества; оказать заданное (запланированное) количество услуг с гарантированным уровнем качества.

Для промышленного предприятия производственной единицей основного производства является цех или участок, при бесцеховой структуре – комплексная бригада.

В структуру основного производства могут входить цеха, имеющие предметную (поузловую, подетальную), технологическую, предметно-технологическую специализацию.

При предметной специализации цеха ориентированы на изготовление определенных деталей, узлов, готовых изделий.

Технологическая специализация предполагает создание цехов по технологическим переделам: заготовительные, обрабатывающие и сборочные.

При предметно-технологической форме основного производства для обрабатывающей стадии выбирается предметная специализация, а для заготовительной – технологическая. Предметная специализация цехов основного производства характерна для предприятий, ориентированных на массовое и крупносерийное производство, технологическая – для единичного и мелкосерийного. Цель развития производства – обеспечить высокую конкурентоспособность продукции или услуг при максимально полном удовлетворении спроса на них.

20. Функция планирования.

Исследование функции планирования, как и организации, требует применения системного подхода. Планирование также имеет аспекты структуризации и интеграции.

Если организация отвечает, как бы, за создание и реорганизацию целереализующей структуры, то планирование за систему мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Элементами такой системы являются процедуры, которые, в свою очередь, могут состоять из операций, переходов и так далее. Процедура – объем работ, выполняемых по каждому направлению на данном этапе.

Цель функции планирования – оптимально распределить выполнение работ и ресурсов по срокам и элементам системы.

Для этого необходимо:

Þ установит порядок достижения поставленной цели;

Þ выявить взаимодействия м/ду составляющими планируемого процесса;

Þ оптимизировать процесс достижения поставленной цели.

Т.о. процесс планирования включает в себя 3 направления:

Þ структуризация планируемого процесса;

Þ интеграция его составляющих;

Þ оптимизация планируемого процесса.

В процессе структуризации с помощью строительства деревьев целей определяются цели составляющих планируемого процесса, а также материальные носители данных, соответствующие объемы трудозатрат, потребности во временных, финансовых, кадровых и материальных ресурсах. Расчет необходимых затрат осуществляется на основе норм, нормативов, а также эмпирических данных (эталонных показателей).

Интеграция при планировании заключается в установлении последовательности выполнения работ и увязывании входов и выходов элементов совокупности мероприятий. Данный процесс частично входит в состав функции координации. Одновременно при планировании выполняются действия по оптимизации.

21. Функция координации. Сбалансированность показателей предприятия и его подразделений.

Сбалансированное планирование – это одно из направлений процесса управления связанного с координацией производственной деятельности. Целью координации является сбалансировано упорядочить взаимодействие элементов системы. Координация может проявляться в виде постоянной, постоянно-временной, временной и текущей функции.

Названная цель координации включает в себя:

1.Согласовать показатели работы системы, в том числе:

- сбалансировать плановые показатели;

- обеспечить совпадение интересов участников работ между собой, ориентировав их на достижение конечных результатов деятельности системы;

- увязать роли, цели, функции, права и обязанности элементов между собой и с реквизитами системы.

2. Установить необходимые связи между элементами системыи с окружающей средой, для чего следует:

- выявить типы связей;

- установить их адресность.

Сбалансированность плановых показателей обеспечивается согласованием объемов работ и ресурсов, соответствующим распределением последних по этапам, процедурам, операциям, а также путем оптимального сочетания сроков окончания с тем, чтобы к началу каждого из них были готовы необходимые результаты предыдущих работ. В процессе оптимизации планирования частично решаются данные вопросы, однако, выполняя работы по координации, следует добиться полного баланса всех плановых показателей.

Немаловажный фактор функционирования предприятия – согласованность интересов подразделений, сотрудников между собой. Естественно они должны быть увязаны с достижением конечных результатовНужно путем обеспечения совпадения интересов добиваться сотрудничества и взаимопомощи при проведении работ. Однако, наряду с этим необходимо при максимально возможном согласовании интересов развивать дух соревнования, то есть интересы сотрудников должны совпадать, но чуть-чуть различаться.

Взаимоувязка реквизитов элементов между собой, а также с системой в целом устанавливается при ее создании (постоянная координация) и поддерживается в процессе функционирования. Роли, цели и функции элементов определяются на сбалансированной основе, не дублируясь, и должны закрывать все направления деятельности системы по решению поставленных задач.

22. Функция координации. Типы связей, их адресность.

Сбалансированное планирование – это одно из направлений процесса управления связанного с координацией производственной деятельности. Целью координации является сбалансировано упорядочить взаимодействие элементов системы. Координация может проявляться в виде постоянной, постоянно-временной, временной и текущей функции.

Названная цель координации включает в себя:

1.Согласовать показатели работы системы, в том числе:

- сбалансировать плановые показатели;

- обеспечить совпадение интересов участников работ между собой, ориентировав их на достижение конечных результатов деятельности системы;

- увязать роли, цели, функции, права и обязанности элементов между собой и с реквизитами системы.

2. Установить необходимые связи между элементами системыи с окружающей средой, для чего следует:

- выявить типы связей;

- установить их адресность.

Для поддержания достигнутой согласованности при функционировании системы устанавливаются связи (каналы взаимодействия) между ее элементами.

Существуют различнве подходы к классификации связей:

I. Связи между системами, то есть внешние связи, называются внесистемными, объединяющие элементы системы – внутрисистемными и внутри элементов – внутренними.

II. Связи по виду делятся на материальные, информационные, психологические.

Материальные связи служат для перемещения ресурсов. К ним относятся транспортные связи, линии передач энергии.

Для передачи информации используются телефонные и телеграфные каналы, почта и другие виды связи. Информация может передаваться в закодированном виде, тогда в связь встраиваются преобразователи. Они кодируют и декодируют передаваемую информацию. Для повышения эффективности работы каналов связи, особенно на большие расстояния, применяются накопители информации, для передачи ее в пакетном режиме.

Психологические связи возникают между людьми в процессе совместной деятельности. Они могут выступать в виде наличия или отсутствия взаимопонимания между сотрудниками, то есть иметь положительный или негативный характер.

III. По направлению потоков связи различают на прямые и обратные. Основные потоки ресурсов и информации направляются по каналам прямой связи, а информация о результатах деятельности системы и ее элементов поступает по обратной связи.

IV. По своему назначению связи делятся на субординационные и координационные.

Субординационные связи обеспечивают передачу управляющих воздействий и информации о их результатах.

Координационные связи служат для согласования деятельности участников работ.

V. Связи так же м.б:

Детерминированные – это связи, по кот. Воздействие носит причинно – следственный характер.

Недетерминированные – причинно – следственное взаимодействие не носит явного характера.

23. Функция мотивации. Методы управления.

Задачей мотивации человеческой деятельности является: заинтересовать участников работ в эффективном достижении поставленной цели. Естественно, что такая задача может быть решена только при согласовании данных интересов.

Решение задачи мотивации путем создания эффективного механизма управления потребует:

- разработать комплекс санкций в зависимости от степени ответственности за выполнение возложенных обязанностей;

- установить совокупность материальных стимулов, направленных на оптимальное достижение поставленной цели;

- создать моральные предпосылки эффективной и качественной работы коллектива сотрудников;

- устранить антистимулы и санкции, препятствующие нормальной работе социально-экономической системы;

- сбалансировать действие применяемых стимулов и санкций.

Таким образом механизм управления представляет собой комплекс стимулов и санкций, в которых используются те или иные способы воздействия на сотрудников по удовлетворению потребностей с целью достижения поставленных перед ними целей, целей соответствующих подразделений и всей фирмы в целом.. Эти способы называются методами управления.

Среди множества различных способов воздействия на управляемую подсистему и ее сотрудников в качестве возможных и целесообразных в механизме управления применяются лишь те, которые не противоречат морально-этическим и юридическим нормам.

Методы управления предприятием подразделяются на четыре группы:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические;

- идеологические.

Административные методы являются рычагами воздействия на организационные отношения производства. К их особенностям относятся:

- прямое директивное воздействие на систему и ее элементы (например,

на предприятие и его производственные подразделения);

- однозначность решения, не позволяющее исполнителю выбрать альтернативный образ действий;

- обязательность выполнения решений.

Воздействия административных методов могут быть:

- формальное, которое характеризуется жестким распределением функций и регламентацией работ, тщательным контролем, повышенными дисциплинарными требованиями, четкой ответственностью;

- формально-функциональное, обеспечивающее закрепление функций, меньшую регламентацию работ, более мягкие дисциплинарные требования, контроль по этапам деятельности, при четкой ответственности за каждый этап и конечный результат;

- функциональное, дающее закрепление целей (конечных результатов) и функций, контроль по конечным результатам и ответственность за их качество.

Административные методы подразделяются на организационно-стабилизирующие, распорядительные, дисциплинарные. К организационно-стабилизирующим методам относятся: регламентирование, предписывающее определенный порядок действий; нормирование, определяющее четкие объемно-временные характеристики действий; инструктирование, ограничивающее выбор возможных действий. Распорядительные методы осуществляются с помощью соответствующих документов: директив, постановлений, приказов, указаний, распоряжений, резолюций и т.д. Дисциплинарные воздействуют путем установления необходимой степени ответственности за возложенные обязанности.

Экономические методы – это воздействие на товарно-денежные отношения внутри предприятия. К их особенностям относятся:

- косвенное воздействие на процессы внутри системы;

- многовариантность действий;

- обязательность направленности действий на достижение конечных результатов функционирования системы.

Воздействия экономических методов могут быть:

- благоприятные, обеспечивающие предпочтительное получение и использование ресурсов (для достижения важнейших конечных результатов);

- ограничительные, усложняющие получение и использование ресурсов (для второстепенных направлений деятельности системы);

- запретительные, препятствующие выделению и использованию ресурсов (на достижение бесполезных целей).

Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, включая психологические связи между его членами и социальные процессы внутри него. К особенностям социально-психологических методов относятся:

- непрямое (неформальное) и со значительной временной задержкой воздействие на основные процессы системы;

- воздействие не на сам процесс, а на психологическую обстановку восприятия и исполнения принятого решения;

- ориентация психологических и социальных факторов на эффективное достижение конечных результатов работы предприятия.

Действия социально-психологических методов имеют три разновидности:

- созидательное, обеспечивающее создание благоприятного социального и психологического климата в коллективе;

- разделительное, направленное на устранение социального и психологического дискомфорта;

- по отклонениям, обеспечивающие возникновение социального и психологического дискомфорта при неблагоприятных явлениях в работе системы.

Идеологические методы – это способы формирования сознания людей в нужном аспекте. К их особенностям относятся:

- неявное воздействие, и часто со значительной задержкой, на осуществление основных процессов системы при устойчивом и продолжительном действии;

- принципиальный подход к принятию решений;

- обязательность связи результатов деятельности индивидуума с коренными интересами

системы.

Воздействие идеологических методов осуществляется путем:

- формирования требуемой системы взглядов;

- борьба с чуждыми, неприемлемыми представлениями;

- реализация взглядов в целенаправленное действие.

К идеологическим методам относятся: воспитание у сотрудников убежденной преданности своему предприятию, борьба с негативным отношением к нему, побуждение превращения убежденности специалистов в действия, направленные на благо фирмы.

24. Функция мотивации. Механизм управления как совокупность стимулов и санкций.

Работающий механизм управления проявляется через комплекс стимулов и санкций, действующих на данном предприятии. Именно они обеспечивают мотивацию труда сотрудников фирмы, которая осуществляется на коллективной и индивидуальной основе. Стимулы, как и санкции, могут быть материального и морального плана.

Материальные стимулы и санкции следует направлять на то, чтобы качество жизни сотрудников напрямую зависело от качества их труда.

Дать возможность полной реализации своих способностей коллективам и их участникам по эффективному достижению поставленных целей и повышения качества представляемых услуг и выпускаемых изделий – такова задача морального стимулирования.

Моральная мотивация может быть внешней и внутренней. К внешним моральным стимулам относятся: объявление благодарности, присвоение почетных званий, выдвижение в резерв на повышение в должности, награждение знаками отличия, почетными премиями. Внутреннее стимулирование основано на воспитании у сотрудников черт, при которых успешная работа дает моральное удовлетворение, а промахи вызывают психологический дискомфорт (внутреннюю санкцию). Различные виды стимулов дополняют и усиливают воздействие каждого из них.

Проблемы мотивации человеческой деятельности не могут решаться только с помощью стимулирования. В случае нарушений производственного процесса необходимо применение санкций. Санкции включают в себя наложение штрафов, депремирование, объявление выговоров, понижение в должности, освобождение от занимаемой должности или расформирование производственного подразделения. Устанавливается связь между обязанностями, ответственностью за них и санкциями. Эта связь закрепляется в организационно-распорядительных и нормативно-правовых документах.

В процессе мотивации материальные и моральные стимулы и санкции используются на сбалансированной основе.

Таким образом, мотивация человеческой деятельности есть создание и целенаправленное применение комплекса материальных и моральных стимулов и санкций, обеспечивающих наиболее рациональное достижение поставленных перед предприятием задач.

Следует постоянно контролировать процесс мотивации человеческой деятельности и регулярно совершенствовать механизм управления предприятием, совокупность материальных и моральных стимулов и санкций.

25. Функция контроля.

Цель - своевременно выявить рассогласования в работе системы.

Для этого необходимо:

1. Обеспечить с необходимой точностью замеры параметров

функционирования системы:

- выявить перечень замеряемых параметров;

- установить точность замеров;

- определить допустимые пределы отклонений замеряемых параметров;

- разработать регламент проверок.

2. Осуществить регистрацию параметров функционирующей системы:

- замерить параметры системы;

- обработать полученные данные;

- выдать результаты контроля руководству.

Систему процесса контроля составляют элементы, которые разделяются на виды:

а) мониторинг – отслеживание ограниченного круга параметров, по которым можно определить самое общее состояние системы и окр. ср.;

б) оперативный контроль;

в) тактический контроль (анализ финансово – экономической деятельности).

Методической основой контроля служит системный анализ. Системный подход подразумевает исследование любого предприятия как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов, которые, в свою очередь, также могут иметь сложную структуру.

Контроль можно подразделить на вне и внутрисистемный. Внесистемный контроль должен обеспечивать отслеживание параметров систем, куда входит данное предприятие, то есть внешней среды. При внутрисистемном контроле определяется насколько функционирование предприятия соответствует плановым показателям.

Стратегическое направление внешнего контроля – поиск возможностей развития производства, насколько основная задача предприятия соответствует ситуации, сложившейся в окружающей среде.

Перечень замеряемых показателей зависит от вида функции контроля. Как постоянная функция он направлен на установление тенденций изменения параметров как внутри системы, так и вне ее. При временно-постоянном его характере перечень показателей определяется исходя из заданий плана (программы), которые корреспондируются с генеральной целью системы. В результате анализа генеральной цели предприятия можно выявить показатели, по которым контролируют его работу в целом:

- объем прибыли и тенденции ее изменения;

- соблюдение условий заключенных договоров как с потребителями, так и поставщиками;

- качество продукции, ее конкурентоспособность;

- уровень оптимизации расхода ресурсов, оцениваемый по величине затрат на производство единицы продукции.

При осуществлении временной функции контроля (по отдельным этапам программы) число замеряемых показателей возрастает, так как требуется детальнее оценить качество, эффективность и экономичность по более узким направлениям работ.

Текущий контроль позволяет проследить динамику изменения показателей работы социально-экономической системы, ее подсистем и элементов. При этом замерами охватывается наибольшее число подлежащих контролю параметров функционирования системы.

26. Ресурсное обеспечение процесса управления.

Обеспечить подсистему управления необходимыми ресурсами – задача, которая решается в составе аналогичного направления деятельности всего предприятия в целом. В равной степени это относится к финансовому, материально-техническому и кадровому обеспечению.

Материально-техническое обеспечение процесса управления, виды получаемого оборудования, количество расходных материалов зависит от необходимого уровня его автоматизации, от потребностей поддержания престижа предприятия и, не в последнюю очередь, возможностей финансирования.

Особенно важным вопросом является кадровое обеспечение управленческой деятельности. Этим объясняется то огромное внимание, которое уделяется на предприятиях подбору кадров управления, в особенности, для руководящих должностей.

Кадры управления разделяются на три основные категории: руководители, специалисты, вспомогательный персонал.

Руководители – лица, осуществляющие основные, специалисты – обеспечивающие и вспомогательные, персонал – вспомогательные функции управления.

Кадровое обеспечение управленческой деятельности должно строиться на следующих принципах:

- подбор и расстановка кадров в соответствии с деловыми качествами;

- сочетание проверенных опытных работников с молодыми кадрами;

- систематический подбор кадров из числа энергичных, растущих работников, с целью поддержания приемственности в управленческой деятельности;

- обеспечение условий профессионального и служебного роста руководящих кадров.

Качества руководителя, приемлемая для него этика поведения определяется, прежде всего, присущей ему культурой управления.

Культура управления имеет двоякое значение: внутренняя культура человека-руководителя и культура общения. Они взаимосвязаны, но не всегда определяют друг друга.

Внутренняя культура руководителя складывается из высокого уровня образования и его разносторонности, компетентности, профессионализма. Культура общения базируется на внутренней духовности человека. Чем она выше, тем естественней культура общения с другими людьми.

От культуры во многом зависит этика поведения руководителя. Этика поведения – это следование общепринятым моральным принципам, неформальным нормам и правилам, действующим в цивилизованном обществе.

Требуемые этические нормы, необходимый деловой уровень в труде руководителя обеспечиваются при наличии у него в рациональном сочетании следующего набора качеств:

- преданность интересам предприятия(фирмы) - личные интересы не должны противоречить фундаментальным задачам предприятия.;

- профессионализм - понимают сплав глубоких знаний предмета, которым приходится заниматься и большого опыта работы по данному направлению;

- компетентность - совокупность знаний в областях основных технологических процессов системы и управленческой деятельности;

- деловитость - требует энергичного, настойчивого и оперативного доведения принятого решения до конечного результата сочетания доверия с требовательностью к исполнителям;

- организованность - проявляется в четкой регламентации деятельности руководителя и соблюдении этого регламента;

- инициативность - выражается в принятии и реализации неординарных решений, применение более прогрессивных методов и форм хозяйствования, способности идти на оправданный риск;

- ответственность - есть единство слова и дела;

- объективность;

- скромность – это отсутствие выпячивания своих заслуг, ячества, самодовольства, высокомерия и заносчивости;

- коммуникабельность - предполагает способность быстро находить наиболее приемлемый тон и целесообразную форму общения (этикет поведения) с подчиненными, и вообще с окружением;

- доброжелательность.

27. Информационное обеспечение разработки управленческого решения.

Задача информационного обеспечения: своевременно выдать сотрудникам подсистемы управления необходимую информацию в виде удобном для пользования.

На предприятиях существуют различные информационно-поисковые системы. Они могут быть автоматизированные и неавтоматизированные.

На современных предприятиях имеется множество видов автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). В качестве структурных составляющих АИПС выступают человеко-машинные – сотрудник плюс его автоматизированные рабочее место (АРМ) и машинные элементы. Иногда в составе АИПС совокупность АРМ образует локальную информационно-поисковую систему (ЛИПС), обладающую специфическими особенностями.

В АИПС, как и в ее элементах, выделяются следующие специфические составляющие:

Þ персонал - специалистов АИПС можно подразделить на две категории: обслуживающий персонал и пользователей.;

Þ информация - делится на техническую (технологическую), экономическую, научно-техническую, нормативно-правовую.;

Þ техника;

Техническое обеспечение АИПС разбивается на две группы:

- организационная и вычислительная техника, которыми оборудуются элементы системы;

- линии связи.

Þ математическое, программное и лингвистическое обеспечение;

Программное обеспечение должно решать все задачи по обработке информации в АИПС.

Лингвистическое обеспечение АИПС состоит из языков общения пользователя с ПЭВМ, информационно-поисковых языков, языков-посредников в сетях. Основу языков составляют определенные термины. В АСНТИ такие термины называются дискрипторами. Они сосредотачиваются в специальных словарях–тезаурусах.

Организационное обеспечение представляют собой комплекс документов, создающих нормативно-правовую базу функционирования АИПС.

Þ организационное обеспечение.

В соответствии с видами информации в структуре АИПС можно выделить подсистемы (компоненты):

- автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП), система автоматизированного проектирования (САПР) и т.д.;

- автоматизированная система управления (АСУ);

- автоматизированная система научно-технической информации (АСНТИ);

- автоматизированная система делопроизводства (АСД).

АСУТП отличается тем, что вся информация о показателях технологических процессов, перерабатывается внутри подсистемы, и на ее основе в автоматическом режиме оказываются воздействия на их протекание.

АСУ характеризуется тем, что в ней большей частью циркулируют фактографические данные и до какой то степени аналитические обзоры (отчеты), а также справки по состоянию дел на предприятии и окружающей среде. Показатели рынка, данные о научно-техническом уровне развития в том или ином направлении деятельности передаются в АСУ из АСНТИ. Сведения о нормативно-правовых рамках функционирования предприятия в том числе на рынке, вводятся в АСУ из АСД.

Особенности АСНТИ заключаются в обращении значительных объемов первичной и вторичной информации и повышенной трудоемкости ее обработки.

АСД предназначена для работы с нормативными актами. В нее вводится полное содержание документа или, иногда, выборки из нее. Она автоматизирует процессы подготовки и обращения документов.

Дальнейшее развитие АИПС должно быть ориентировано на то, чтобы за руководителем все в большой степени оставалась только творческая, интуитивная составляющая деятельности по разработке управленческого решения.

28. Научное обеспечение разработки управленческого решения. Основные направления.

Цель – дать научное обоснование принятию управленческого решения.

Научное, в том числе по юридическим и экономическим вопросам, обеспечение управленческой деятельности включает в себя методологию:

- прогностических исследований;

- изучения, исследования и анализа функционирования систем;

- изучения и анализа теории и практики управленческой деятельности;

- разработки норм, нормативов и эталонных показателей.

Прогностические исследования дают научно обоснованные представления о состоянии системы и окружающей среды в какой-то момент времени, возможных направлений и тенденций их развития. На основе прогноза уточняются направления развития системы.

Выделяются четыре вида прогнозов:

Þ краткосрочные до 7 лет,

Þ среднесрочные – до 15 лет,

Þ долгосрочные – 15-30 лет

Þ сверхдолгосрочные – более 30 лет.

Обычно, чем короче срок прогноза, тем достовернее результаты.

К настоящему времени известны более двух десятков методов прогнозирования, которые можно отнести к четырем группам:

- методы, базирующиеся на фактографической информации;

- методы, базирующиеся на экспертной информации;

- прогнозирующие системы;

- методы, основанные на аналогиях.

При использовании первой группы методов исходят из предположения о сохранении действия в будущем, наметившихся в настоящее время тенденций. Такой прогноз достаточно достоверен на небольшой срок и по ограниченному кругу параметров.

Методы, базирующиеся на экспертной информации, более приспособлены для долгосрочных прогнозов. Ими хорошо дополнять прогнозирование вышеприведенными методами.

Прогнозирующая система – совокупность методов прогнозирования и средств реализации, включающая:

- построения прогностического сценария (сценария проблем);

- прогностические исследования по выявленным проблемам и их взаимовлияниям;

- построение матрицы перспективных характеристик системы и их возможных значений с последующими перебором и оценкой вариантов сочетаний;

- создание деревьев целей (по направлениям и по этапам) развития системы;

- оценка целей нижних уровней по относительной важности, взаимной полезности, реализуемости, состояния разработки, потребных ресурсов;

- выявление наиболее рационального пути достижения желательной цели.

Построение дерева целей подчиняется определенным правилам:

- принцип декомпозиции выбирается единым для всех уровней;

- цели нижнего уровня исчерпывающе охватывают содержание цели верхнего уровня;

- цели одного уровня не могут пересекаться, они должны быть сопоставимы непротиворечивы, взаимосвязаны и определены.

Методы аналогий основаны на определении будущего состояния системы по исследованиям моделей, имитирующих ее развитие, или другой системы – аналога, опережающего в развитии прогнозируемую систему.

29. Понятие о системах. Их разновидности.

Система - управляемая общность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, объединенных общей целью, имеющая новые свойства, отсутствующие у элементов.

Неупорядоченная общность – совокупность элементов, выделенных по произвольному принципу и имеющих случайные связи. Пример такой общности – люди в вагоне поезда.

Упорядоченная общность – совокупность взаимодействующих элементов, объединенных более или менее устойчивыми связями, имеющая новые свойства, отсутствующие у ее составляющих. Любая неформальная группа может быть отнесена к такой общности.

Под элементом системы понимается условно неделимая, самостоятельно функционирующая ее часть. Элемент системы может состоять из одного человека или представлять собой достаточно сложную структуру.

В простых системах взаимодействие между элементами носит в основном причинно-следственный характер. По мере их усложнения это правило начинает нарушаться. Постепенно все в большей степени проявляется синергетический аспект функционирования системы. Таким образом они переходят в разряд сложных.

Сложная система – управляемая общность взаимосвязанных систем, взаимодействие между которыми не всегда носит причинно-следственный характер, объединенных общей целью, имеющая новые свойства, отсутствующие в ее составляющих.

Суперсистема – это система, в состав которой в качестве элемента входит хотя бы одна сложная система.

Открытая система – взаимодействующая с окружающей средой.

Закрытая система – не взаимодействует с окружающей средой.

30. Свойства, характеристики и показатели системы.

Þ интегральность,

Þ целостность (эмержентность),

Þ управляемость.

Каждое из свойств обладает своими характеристиками, имеющими соответствующие показатели:

Þ Интегральность характеризуется множественностью, то есть числом элементов, которых должно быть более одного, и структурированностью – набором различных видов элементов.

Þ Целостность – ограниченность множества, определяет принадлежность к нему. Оно в качестве характеристик имеет устойчивость и надежность. Устойчивость системы – способность к самосохранению, возможность противостоять внешним и внутренним воздействиям. Надежность системы – отсутствие в ее работе сбоев.

Þ Управляемость – свойство наиболее сложных видов общностей, поэтому имеет большее количество и достаточно многоаспектных характеристик, оцениваемых, как правило, несколькими показателями. Управляемость системы характеризуется ее эффективностью, динамичностью и стабильностью.

Эффективность определяется показателями функционирования системы и интенсивностью их изменения.

К показателям динамичности относится инерционность и адаптивность системы. Инерционность системы – это период от начала воздействия на нее до появления результата, а адаптивность – время от возникновения возбуждающего фактора (вне и внутри системы) до появления ответной реакции.

Свойство стабильности определяется изменением тренда показателей функционирования и развития системы, а также степенью их отклонений от средних значений.

Системные законы можно сформулировать следующим образом:

1.Совокупность элементов в системе должна иметь постоянные связи.

2.Взаимодействиям элементов в системе следует быть целенаправленными.

3.Целостность системы обеспечивается эффективным управлением.

Системный подход, как следует из его названия, есть рассмотрение объекта (процесса, предприятия, изделия и т.д.) как системы. К объекту подходят как целостному образованию, состоящему из отдельных элементов, управляемое взаимодействие между которыми осуществляется по налаженным каналам (связям) и направлено на решение основной задачи. При его исследовании такой подход носит название системного анализа, а разработки – организационного (системного) проектирования. Если системный анализ применяется при изучении проблемной ситуации, то говорят о ситуационном анализе.

31. Системный анализ как системный подход к исследованию предприятия.

Системный подход, как следует из его названия, есть рассмотрение объекта (процесса, предприятия, изделия и т.д.) как системы. К объекту подходят как целостному образованию, состоящему из отдельных элементов, управляемое взаимодействие между которыми осуществляется по налаженным каналам (связям) и направлено на решение основной задачи. При его исследовании такой подход носит название системного анализа, а разработки – организационного (системного) проектирования. Если системный анализ применяется при изучении проблемной ситуации, то говорят о ситуационном анализе.

Системный анализ решает две задачи:

- определить эталонные показатели для конкретного вида систем;

- выявить пути улучшения функционирования исследуемой системы.

В первом случае выявляют показатели успешно работающих предприятий, уровень и диапазоны колебаний, возможную степень их улучшения. Поскольку предприятия могут функционировать в различных условиях, то эти показатели необходимо скорректировать с учетом конкретной ситуации. Они и называются эталонными.

При анализе проблемного предприятия прежде всего выявляются отличия его показателей от эталонных, причины их появления и затем пути устранения.

Системный анализ проводится в следующей последовательности (этапы):

- определение соответствует ли объект исследования понятию система;

- анализ показателей общесистемных характеристик объекта;

- структурный анализ;

- разработка рекомендаций по совершенствованию функционирования системы.

На первом этапе выявляется наличие постоянных связей, имеется ли у объекта исследования цель, объединяющая взаимодействие его составляющих, насколько он управляем. Это позволит установить в какой степени объект подходит под понятие системы.

Структурный анализ включает в себя определение соответствия структуры предприятия ее целям, а так же реквизитов элементов системы и их связей.

32. Организационное проектирование как системный подход к созданию предприятия.

Организационное проектирование как процесс формирования предприятия базируется на системном подходе. Его цель – создать работоспособную и эффективную целереализующую систему.

Организационное проектирование проводится в несколько этапов:

- образование коллектива специалистов;

- анализ основной задачи (генеральной цели) системы;

- формулирование принципов создания и функционирования системы;

- строительство дерева целей по направлениям;

- определение состава системы;

- разработка реквизитов элементов системы;

- выявление взаимодействий между ними;

- фиксация связей внутри и вне системы;

- структуризация и интеграция составляющих элементов системы, установление внутренних связей;

- подготовка организационно-распорядительных документов.

33. Синергетический подход как теоретическая основа исследования и проектирования сложных систем.

Синергетический подход – основа общей теории сложных систем. К настоящему времени она еще недостаточно разработана для социально-экономических систем, что затрудняет ее применение в экономической науке.

Синергетические связи характеризуются протеканием в них нелинейных, динамических процессов, как и в сложных системах.

Нелинейность, динамичность процессов в синергетических связях порождает те или иные виды неопределенностей. К настоящему времени не разработана классификация неопределенностей, что затрудняет разработку методов их преодоления. Виды синергетических связей и неопределенностей должны иметь некую взаимозависимость.

В синергетической связи отсутствует однозначная зависимость между уровнем воздействия и результатом. Причина данного явления заключается в том, что неправильно или не совсем точно выбран объект, либо при оказании воздействия не учтены условия восприятия. Такое возможно, когда поступающая информация неполна, искажена или вовсе отсутствует. В принципе можно выявить некоторые виды синергетических связей:

Þ а) временные связи. Они устанавливаются, например, между производителем продукции и потребителем. Неопределенность заключается в том, что трудно предсказать кто или что является объектом и какой уровень воздействия необходим.

б) случайные связи, в которых не определены и адресность и оказываемые воздействия.

Þ Другая группа синергетических связей характеризуется довольно устойчивой адресностью, но воздействие и состояние объекта трудно согласуемы. Неопределенность в том, что частично или полностью не выявлены закономерности изменения характеристик связей, причем достаточно сложные. К ним примыкают связи, чьи показатели должны следовать за постоянно изменяющимися параметрами воздействий.

34. Функционально-стоимостной анализ как разновидность системного анализа.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта (процесса, структуры, изделия), направленный на оптимизацию использования ресурсов на стадиях его создания, освоения и эксплуатации.

Цель – выявить наилучшее соотношение полученных результатов и затрат на их достижения.

Функционально-стоимостный анализ основывается на следующих принципах (подходах):

- функциональный подход, предполагающий выявление всех необходимых функций объекта, обеспечивающих достижение заданных результатов и эффективных путей их реализации;

- рыночный подход к оценке качества и потребительских свойств в связи с затратами на создание, освоение и использование объекта;

- системный подход, означающий рассмотрение объекта как элемента системы более высокого порядка и как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов;

- рациональный подход, использующий принцип соответствия полезности функций затратам на их осуществление;

- квалифицированный подход, предусматривающий использование творческих коллективов (в составе необходимых специалистов) для поиска и формирования решений поставленных задач, количественной технико-экономической оценки вариантов решений, а также совокупности экспертов, осуществляющих их качественную оценку.

Функционально-стоимостный анализ в процессе разработки управленческого решения используется для выбора путей достижения поставленной цели и создания целереализующей системы.

Для выполнения ФСА формируется на постоянной или временной основе группа специалистов. В состав группы включаются работники, владеющие методикой проведения данного анализа, разбирающиеся в специфике исследуемого процесса.

На первом, информационно-подготовительном, этапе ФСА члены сформированного подразделения изучают основную задачу, решаемую объектом, определяют в результате чего она достигается, знакомятся с информацией, полученной на предыдущих стадиях циклов: управленческого, создания новой техники и развития производства.

При проведении второго этапа, аналитического, исследуется взаимодействие данного объекта (системы) с другими элементами, входящими в состав системы высшего порядка. Определяются реквизиты их входов и выходов, а также каналы и параметры взаимодействия (внесистемные связи объекта).

Третий этап функционально-стоимостного анализа относится к творческим. Здесь ведется поиск идей и решений по реализации функций. На основе деревьев целей по направлениям и этапам для всех вариантов формируется матрица целей процедур функционирования объекта.

На исследовательском этапе проводится укрупненная оценка вариантов решений по комплексу критериев.

В результате проведенных исследований на пятом этапе (рекомендательном) члены группы ФСА проводят окончательную оценку рассматриваемых вариантов и выбирают наиболее предпочтительный, разрабатывают рекомендации по дополнительной его оптимизации.

На этом работа группы завершается. В дальнейшем проводится доработка выбранного варианта с целью окончательной рационализации выполнения функций и оптимизации их взаимовлияния.

35. Методы оптимизации управленческих решений.

36. Прогнозирование и его особенности при разработке управленческих решений в энергетике.

37. Нормы, нормативы, эталонные показатели и их роль в разработке управленческих решений.

Для комплектации подразделений предприятия и составления штатного расписания используются нормы, нормативы, эталонные показатели. Они также нужны для планирования и контроля работы предприятия, его подразделений, специалистов.

Нормы – максимально допустимые величины абсолютного расхода ресурсов на изготовление единицы продукции.

Нормативы – показатели, характеризующие степень использования ресурсов, оборудования, производственных помещений и т.д.

В комплекс технико-экономических норм и нормативов входят следующие основные группы:

- нормативы эффективности производства;

- нормы и нормативы затрат труда и заработной платы;

- нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива и энергии;

- нормы и нормативы использования производственных мощностей;

- нормативы капитальных вложений и капитального строительства;

- нормы и нормативы потребности и запасов оборудования, изделий и показатели использования оборудования;

- финансовые нормы и нормативы;

- нормы денежных затрат на производство;

- социально-экономические нормы и нормативы;

- нормы и нормативы охраны окружающей среды.

Задача научных исследований - создать обоснованные нормы, нормативы и эталонные показатели, отвечающие современным, а в некоторых случаях, перспективным достижениям науки и техники.

Методы разработок норм и нормативов разделяются на расчетно-статистические и опытные. В первом случае нормы и нормативы рассчитываются по формулам, полученным в результате научного анализа нормируемых процессов. В тех случаях, когда аналитическим путем их невозможно определить, нормы и нормативы выявляют в результате научной обработки статистических данных.

38. Ситуационный анализ как вид системного анализа.

Ситуационный анализ является разновидностью системного анализа. Это анализ функционирования системы и окр. ср., т.е. функционирование систем, в состав которых входит наше предприятие.

Цель ситуационного анализа - четко выявить проблему, стоящую перед системой.

Когда в процессе функционирования системы возникают определенные сложности и создается проблемная ситуация прибегают к данному виду анализа. Он осуществляется в следующей последовательности:

- формирование коллектива специалистов;

- изучение возникшей проблемной ситуации;

- структуризация проблемной ситуации;

- интеграция элементов проблемной ситуации;

- ранжирование ее элементов;

- анализ развития проблемной ситуации;

- выявление болевой точки;

- формулирование проблемы, стоящей перед системой.

Состав коллектива специалистов определяется видом и сложностью проблемной ситуации.

Изучение проблемной ситуации начинается с рассмотрения конкретных фактов рассогласований в функционировании системы. Существенность проблемной ситуации зависит от величины рассогласований. Разногласия м.б. внутренние и внешние, т.е. что мы ожидаем и что нам дала окр. ср. (т.е. прогнозирование никогда не бывает точным).

Структуризация проблемной ситуации – ее декомпозиция на составляющие, которые тоже, в случае необходимости, могут быть разделены. Сложные и разнохарактерные проблемные ситуации подвергаются более детальной декомпозиции.

Одновременно с процессом структуризации устанавливаются связи между элементами, степень их взаимозависимости, то есть уровень интеграции составляющих проблемной ситуации.

В процессе ранжирования специалисты определяют какую роль играют те или иные составляющие проблемной ситуации, насколько они существенны при возникновении сложностей в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: