Экспериментальная психология научения

Научением наполнена наша жизнь. С ним связано не только освоение нового навыка или учебного предмета, о также эмоциональное развитие, социальное взаимодействие даже развитие личности. Мы учимся по-разному: чего бояться, что любить, как быть вежливым, как вести себя с близкими и так далее. Учитывая, что научение пронизывает всю жизнь человека, не удивительно, что мы уже встречались с ним на многих примерах, — например, как дети учатся воспринимать окружающий мир, устанавливать свою половую принадлежность и контролировать свое поведение по стандартам взрослых. Теперь перейдем к более систематизированному анализу научения. Научение можно определить как относительно устойчивое поведение, возникающее в результате практики; изменения поведения, возникающие благодаря созреванию (не практике) или временным состояниям организма (таким как усталость или состояния, вызванные приемом лекарств) сюда не относятся. Однако не все случаи научения одинаковы. Можно выделить четыре его типа:

(а) привыкание,

(б) классическое обуславливание,

(в) оперантное обуславливание,

(г) то, что называют комплексным научением.

Привыкание — простейший вид — сводится к научению игнорировать стимул, ставший уже знакомым не вызывающий серьезных последствий; например: научение игнорированию тиканья новых часов. Классическое и оперантное обуславливание связаны формированием ассоциаций, то есть научением тому, что некоторые события происходят вместе. При классическом обуславливании организм усваивает, что за одним событием следует другое; например, ребенок научается тому, что за видом груди последует вкус молока. При оперантном обуславливании организм усваивает, что совершаемая им реакция будет иметь определенные последствия; например, маленький ребенок научается тому, что если он ударит брата или сестру, то за этим последует неодобрение родителей. В комплексном научении помимо формирования ассоциаций содержится нечто большее, — например, применение некоторой стратегии при решении задачи или построение мысленной карты своего окружения. В основном мы сосредоточимся на последних трех типах научения. Однако, прежде чем говорить научении обуславливании, мы должны рассмотреть, как применяются различные психологические подходы в исследованиях научения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: