№ | Действия | Обоснование | |||
1. | Уложить пациента на спину на ровную твердую поверхность. | Улучшение проходимости дыхательных путей. | |||
2. | Под плечи положить валик. | Выпрямление дыхательных путей. | |||
3. | Максимально разогнуть голову пациента в позвоночно-затылочном сочленении - для этого оказывающий помощь подводит правую руку под шею, а левую накладывает на лоб пациента, приподнять подбородок, «выдвинув» нижнюю челюсть вперед. | Профилактика западения языка. | |||
6. | Освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородных тел. | Обеспечение проходимости дыхательных путей. | |||
ИВЛ «изо рота в рот» | |||||
7. | Наложить салфетку на рот пациента | Обеспечение инфекционной безопасности | |||
8. | Правой рукой обхватить подбородок, подтянуть его кпереди и движением книзу открыть рот. 1-ым и 2-ым пальцами левой руки зажать нос, продолжая фиксировать голову левой рукой в запрокинутом положении. | Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через нос. | |||
9. | Сделать обычный вдох. Плотно герметично охватить открытым ртом губы пациента. | Обеспечение герметичности и эффективности проводимой ИВЛ. | |||
10. | Сделать равномерный выдох (объем воздуха должен быть достаточным для подъема грудной клетки пострадавшего - примерно 500 - 600 мл). Длительность каждого искусственного вдоха должна составлять не более 1 секунды. | Наполнение легких пациента воздухом. | |||
И. | После вдувания воздуха немедленно освободить рот пациента. Контролировать пассивный выдох по спасению передней стенки грудной клетки и по звуку выходящего воздуха. | Обеспечение пассивного выдоха. | |||
12. | Повторять пункты 7-9 до появления самостоятельного дыхания или приезда бригады скорой помощи». | Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие. | |||
ИВЛ «изо рота в нос» | |||||
12. | Наложить салфетку на нос пациента. | Обеспечение инфекционной безопасности | |||
13. | Фиксировать правой рукой голову в запрокинутом положении. Левой рукой охватить подбородок, подтянуть его кпереди и кверху; 1-ым и 2-ым пальцами правой кисти зажать рот. Сделать глубокий вдох. | Предупреждение выхода вдыхаемого воздуха через рот. | |||
14. | Плотно, герметично, охватить открытым ртом нос пациента. Сделать достаточно резкий сильный выдох. | Обеспечение герметичности и эффективности проводимой ИВЛ. | |||
15. | Немедленно освободить рот и нос пациента. Следить за экскурсией передней грудной стенки. | Обеспечение пассивного выдоха. | |||
16. | Повторять пункты 12-13 до появления самостоятельного дыхания или приезда бригады скорой помощи». | Обеспечение пассивного поступления кислорода в легкие. | |||
Возможные осложнения возникают в связи с нарушением техники ИВЛ:
|
|
- недостаточная вентиляция легких;
|
|
- избыточная вентиляция легких, в тяжелых случаях приводящая к развитию судорожного синдрома;
- при повышенном дыхательном и минутном объеме возможна баротравма легких с образованием острой эмфиземы, острое расширение желудка.
ПОМНИТЕ!
Нельзя запрокидывать голову при травме шейного отдела позвоночника
Эффективность искусственного дыхания определяют по амплитуде экскурсии грудной клетки пациента, уменьшению и исчезновению цианоза и по выраженности спонтанных дыхательных движений. ИВЛ не прекращают до восстановления у пациента ритмичного и достаточного, самостоятельного дыхания или же интубации трахеи и подключения к аппарату ИВЛ.
ПОМНИТЕ!
Восстановление и сохранение проходимости дыхательных путей является необходимым условием ИВЛ.
Гипервентиляция вредна, так как повышает внутригрудное давление, которое снижает венозный возврат к сердцу, что уменьшает сердечный выброс!
Оценка достигнутого:
- дыхание восстановилось, состояние улучшилось, реанимацию прекратить, продолжать наблюдение;
- состояние без перемен - реанимацию продолжать до перевода в реанимационное отделение.
ГЛАВА VI ХАРАКТЕРИСТИКА КАДРОВОГО СОСТАВА ФАП
Укомплектованность
Наименование должности | Число должностей по штатному расписанию | Число физических лиц основных работников на занятых должностях |
Кадровый состав
Ф.И.О. | Дата рожде ния | Домашний адрес | Дол жность | Стаж работы общий | Стаж работы на ФАП | Квали фикаци онная категория | Специа лизация | Наличие серти фиката |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКРЕПЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
Протяженность территории участка __________________________________________ км.
Общая численность населения ________________________________________________ чел.
Характеристика учреждений
П.п. | Полное наименование учреждения | Адрес месторасположения | Численность |
Промышленные предприятия | |||
Сельскохозяйственные предприятия | |||
Образовательные учреждения | |||
Характеристика населенных пунктов
П.п. | Полное наименование населенного пункта | Адрес месторасположения | Численность населения |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКРЕПЛЕННОГО КОНТИНГЕНТА
Характеристика прикрепившегося контингента по возрастному составу:
Численность прикрепленного контингента по возрастному составу (чел.) | ||||||||||
Взрослые | ||||||||||
Категория населения | Дети | Трудоспособного возраста | Нетрудос! возр | гособного аста | Всего | |||||
до 1 года | 1-2 года | 7-14 лет | 15-18 лет | муж. 18-59 лет. | жен. 18-54 лет. | муж. 60 и старше | жен. 55 и старте | |||
Итого | ||||||||||
Организованное | ||||||||||
Неорганизованное |
Характеристика прикрепленного контингента по полу и возрасту: |
П.п. | Численность по полу и возрасту | Всего | Имеют льготную категорию | Инвалиды | |||||||||||||||
федеральную | субъекта | муниципаль ную | детства | 1 группы | 2 группы | 3 группы | |||||||||||||
Всего | |||||||||||||||||||
Детское население (всего) | |||||||||||||||||||
2.1. | Дети до 1 года: мальчики девочки | ||||||||||||||||||
2.2. | Дети 3-6 лет: мальчики девочки | ||||||||||||||||||
2.3. | Дети 7-14 лет: мальчики девочки | ||||||||||||||||||
2.4. | Дети 15-17 лет: юноши девушки | ||||||||||||||||||
2.4.1. | школьники | ||||||||||||||||||
2.4.2. | учащиеся | ||||||||||||||||||
2.4.3. | неорганизованное население | ||||||||||||||||||
3. | Взрослое население (всего) | ||||||||||||||||||
3.1 | мужчины | ||||||||||||||||||
3.2. | женщины | ||||||||||||||||||
3.2.1. | В.т.ч. фертильного возраста | ||||||||||||||||||
Т рудоспособного возраста | |||||||||||||||||||
4.1. | мужчины | ||||||||||||||||||
4.2. | женщины | ||||||||||||||||||
60 лет и старше | |||||||||||||||||||
5.1. | мужчины | ||||||||||||||||||
5.2. | женщины | ||||||||||||||||||
Работающие | |||||||||||||||||||
6.1. | мужчины | ||||||||||||||||||
6.2. | женщины | ||||||||||||||||||
Неработающие | |||||||||||||||||||
7.1 | мужчины | ||||||||||||||||||
7.2 | женщины | ||||||||||||||||||
Пенсионеры | |||||||||||||||||||
8.1 | мужчины | ||||||||||||||||||
|
|
П.п. | Численность по полу и возрасту | Имеют льготную категорию | Инвалиды | ||||||
Всего | федеральную | субъекта | муниципаль ную | детства | 1 группы | 2 группы | 3 группы | ||
8.2 | женщины | ||||||||
Имеют производственную вредность | |||||||||
9.1 | мужчины | ||||||||
9.2 | женщины | ||||||||
Группа риска (злоупотребление) | |||||||||
10.1 | алкоголем | ||||||||
10.1.1 | мужчины | ||||||||
10.1.2. | женщины | ||||||||
10.1.3. | в том числе дети до 17 лет. (вкл.) | ||||||||
10.2. | курением | ||||||||
10.2.1. | мужчины | ||||||||
10.2.2. | женщины | ||||||||
10.2.3. | в том числе дети до 17 лет. (вкл.) | ||||||||
10.3. | наркотиками | ||||||||
10.3.1. | мужчины | ||||||||
10.3.2. | женщины | ||||||||
10.3.3. | в том числе дети до 17 лет. (вкл.) | ||||||||
11. | Число пациентов, имеющих: | ||||||||
11.1. | туберкулез | ||||||||
11.1.1. | мужчины | ||||||||
11.1.2. | женщины | ||||||||
11.1.3. | в том числе дети до 17 лет. (вкл.) | ||||||||
11.2. | онкологические заболевания | ||||||||
11.2.1. | мужчины | ||||||||
11.2.2. | женщины | ||||||||
11.2.3. | в том числе дети до 17 лет. (вкл.) | ||||||||
11.3. | сахарный диабет | ||||||||
11.3.1. | мужчины | ||||||||
11.3.2. | женщины | ||||||||
11.3.3. | в том числе дети до 17 лет. (вкл.) |
Характеристика прикрепленного контингента по состоянию здоровья и результатам лечебно-профилактических мероприятий:
|
|
Прикрепленное население по возрастному составу | Состоит под диспансерным наблюдением (чел) | Нуждались в лечении на начало отчетного периода (чел.) | Из числа нуждавшихся получили лечение (чел.) | |||||||||
все го | вт.ч. взяты в отч. пер. | амб. | стац. | спе- ци- ал. | ДН. стац. | сан,- кур. | амб. | стац. | спе- ци- ал. | дн. стац. | сан,- кур. | |
Итого | ||||||||||||
Дети до 1 года | ||||||||||||
1 год- 2 г. 11 мес. 29 дн. | ||||||||||||
3 года - 6 лет 11 мес. | ||||||||||||
7 лет- 14 лет 11 мес. 29 дн. | ||||||||||||
15 лет- 17 лет 11мес. | ||||||||||||
Взрослые трудоспособный | ||||||||||||
Взрослые трУ' доспособный | ||||||||||||
Нетрудо способный | ||||||||||||
Нетрудоспособный возраст (ж)__ |
Прикрепленное на селение по возрастному составу | Число проведенных мероприятий (ед.) | Число лиц, которым оказана мед. помощь БСМП | В том числе направлено в стац. | Выход на инвалидность (чел.) | Число умерших (чел.) | |||||||
при ви вок | ДОП. им- му- низ. | ис- сле- дова- ний | про це дур | кон- суль- та- ций | ФЛГ | все го | в т.ч. отч. пер. | все го | в т.ч. на дому | |||
Итого | ||||||||||||
Дети до 1 года | ||||||||||||
1 год- 2 г. 11 мес. 29 дн. | ||||||||||||
3 года - 6 лет 11 мес. 29 дн. | ||||||||||||
7 лет- 14 лет 11 мес. 29 дн. | ||||||||||||
Взрослые трудоспособный возраст (м) | ||||||||||||
Взрослые трудоспособный возраст (ж) | ||||||||||||
Нетрудоспособный возраст (м) | ||||||||||||
Нетрудоспособный возраст (ж) |
Медицинская помощь, оказанная прикрепленному населению ФАП по поводу заболевании:
Число посещений (ед.) | ||||||||
Дети | Взрослые | |||||||
Классы болезней по МКБ-10 | 2-6 лет | 7-14 лет | 15-17 лет | трудоспособного возраста | нетрудоспособного возраста | |||
до 1 года | всего | в т.ч. на дому | всего | в т.ч. на дому | ||||
Некоторые инфекционные и паразитарные инфекции | ||||||||
Болезни эндокринной системы, нарушения питания, нару- | ||||||||
Коттезни крови и кроветворных тканей | ||||||||
Болезни нервной системы | ||||||||
Болезни органов дыхания | ||||||||
Болезни костно-мышечной системы | ||||||||
Болезни мочеполовой системы | ||||||||
Болезни кожи и подкожной клетчатки | ||||||||
Травмы и отравления |
Медицинская профилактическая помощь, оказанная прикрепленному населению ФАП (патронаж):
Дети | Взр | ослые | ||||||
Классы болезней по МКБ-10 | до 1 года | 2-6 | 7-14 лет | 15-17 лет | трудоспособного возраста | нетрудо! воз | :пособного раста | |
лет | всего | в т.ч. на Дому | всего | в т.ч. на дому | ||||
Итого | ||||||||
Некоторые инфекционные и паразитарные инфекции | ||||||||
Новообразования | ||||||||
Болезни эндокринной системы, нарушения питания, нарушения обмена веществ | ||||||||
Болезни крови и кроветворных тканей | ||||||||
Психические расстройства | ||||||||
Болезни нервной системы | ||||||||
Болезни глаза | ||||||||
Болезни уха | ||||||||
Болезни системы кровообращения | ||||||||
Болезни органов дыхания | ||||||||
Болезни системы пищеварения | ||||||||
в т.ч. стоматологические | ||||||||
Болезни костно-мышечной системы | ||||||||
Болезни мочеполовой системы | ||||||||
Болезни кожи и подкожной клетчатки | ||||||||
Врожденные аномалии и пороки развития | ||||||||
Травмы и отравления |
Деятельность специалистов ФАП:
Прикрепленное население по возрастному составу | Число посещений (ед.) | Из общего числа посещений по поводу (ед.) | Число про- цедур (ед.) | Число занятий (ед.) | |||||||
всего | в т.ч. на Дому | заболеваний | в т.ч. на дому | про филак тики, патро нажа, реаби лит. | вт.ч. на Дому | всего | в т.ч. на дому | по об уче нию | в школах здоровья | в т.ч. на дому | |
б | |||||||||||
Итого | |||||||||||
Дети | |||||||||||
Подростки | |||||||||||
Беремен ные | |||||||||||
Взрослые |
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Основные направления, цели и задачи санитарного просвещения
Согласно определению ВОЗ, профилактика заболеваний - мероприятия, направленные на предупреждение болезней: борьбу с факторами риска, иммунизация, замедление развития заболеваний и уменьшение его последствий (ВОЗ, 1999г.).
Профилактические мероприятия могут быть нескольких уровней, медицинского и немедицинского характера.
К мероприятиям немедицинского характера относятся: обеспечение нормативных условий труда и профилактика травматизма, охрана окружающей природной среды, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, организуемое и проводимое органами государственного и муниципального управления, объектами экономики, общественными организациями, населением и т.д.
Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома и т.д. называются лечебно-профилактическими учреждениями.
Медицинская профилактика - вид деятельности учреждений здравоохранения и, прежде всего, их первичного звена, направленный на раннее выявление и снижение риска развития заболеваний, а также на снижение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды.
Выделяют индивидуальную, групповую и популяционную профилактику.
Индивидуальная профилактика - профилактические мероприятия, проводимые по отношению к отдельным индивидуумам.
Групповая профилактика - профилактические мероприятия, проводимые по отношению к группам лиц со сходными симптомами и факторами риска (целевые группы).
Популяционная профилактика (массовая) - профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию).
В зависимости от сути мероприятий, их направленности, исполнителей, рассматривают 4 вида профилактики:
Первичная профилактика - это комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска заболеваний, развития отклонений от нормы в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всех членов отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных и иных групп и индивидуумов.
Первичная профилактика заболеваний включает различные компоненты:
- меры по уменьшению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта, отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни), проведение экологического и санитарно-эпидемиологического мониторинга;
- формирование парадигмы здорового образа жизни через создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний населения о влиянии отрицательных факторов на здоровье и уменьшение их воздействия, создание системы санитарно-гигиенического воспитания;
- меры по предупреждению соматических и психических заболеваний и травм (в том числе профессионально обусловленных), несчастных случаев, инвалидизации и смертности от внешних причин, дорожно-транспортного травматизма;
- выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе поведенческого характера, принятие мер по их устранению;
- проведение иммунопрофилактики (вакцинации) различных групп населения;
- оздоровление различных лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера. Профилактические мероприятии должны ориентироваться не только на какой-то один фактор риска, а на суммарный риск, определяемый имеющейся совокупностью факторов.
Перед здравоохранением всегда стояла задача определить объем гигиенических знаний, который должен стать основой для гигиенического воспитания различных групп населения. Объем информации, который составляет основу пропагандистской работы, должен быть минимально необходимым и достаточным для решения задач первичной профилактики неинфекционных заболеваний.
Первичная профилактика реализуется за счет навыков здорового образа жизни, который включает соблюдение режимов труда и отдыха, правил личной гигиены, принципов регулярного и сбалансированного питания, навыков необходимой и достаточной физической нагрузки, предупреждение избыточных стрессовых состояний, отказ от курения, злоупотребления алкоголем и других вредных привычек, умение сознательно и целенаправленно использовать возможности современной медицины. Все эти составляющие здорового образа жизни в указанных пределах являются наиболее важными для реализации задач первичной профилактики перечисленных заболеваний.
Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мероприятий, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, а также устранение факторов риска, которые при определенных условиях (снижении иммунного статуса, перенапряжении, адаптационном срыве) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания.
Вторичная профилактика включает:
- проведение диспансерных медицинских осмотров с целью выявления заболевания и факторов, влияющих на их течение;
- целевое санитарно-гигиеническое воспитание (обучение) пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеваний или группой заболеваний)
- проведение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению отрицательных для здоровья факторов, осуществление динамического наблюдения.
Примером организации работы по вторичной профилактике отдельных заболеваний, определяющих состояние заболеваемости, инвалидности и смертности населения, может быть опыт работы школ по профилактике гипертонической болезни сердца, сахарного диабета, бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и т.д.
Речь идет о конкретных, индивидуальных действиях медицинских работников первичного звена с группами пациентов с конкретными индивидуально-выявленными факторами риска по индивидуальной программе их устранения и регулярной оценкой состояния здоровья с учетом дополнительных методов лабораторно-инструментальных исследований.
В конечном итоге имеется ввиду, что по истечении времени (3-5 лет), по мере снижения воздействия индивидуальных факторов риска, наступает улучшение состояния здоровья, снижается риск обострений, уменьшается потребность в обращении пациента на станцию скорой медицинской помощи, необходимости в стационарном лечении.
Третичная профилактика (восстановление здоровья) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности, направленных на устранение или компенсацию ограниченной жизнедеятельности, восстановление утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.
Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.
В вопросах профилактики заболеваний главенствующая роль принадлежит гигиеническому воспитанию населения - отрасли медицинской науки и здравоохранения, разрабатывающей вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. В свою очередь, ведущая роль в формировании санитарной культуры принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке.
Гигиеническое воспитание - это совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий (или деятельности), направленных на формирование гигиенической культуры и навыков здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности индивидов, групп лиц, здорового образа жизни общества в целом.
Гигиеническое воспитание - это система привития полезных навыков на основе знания правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.
Работа по повышению уровня медицинских и гигиенических знаний является частью общей работы по воспитанию населения. В РФ гигиеническое воспитание и образование является государственным делом, обязательным условием работы всех органов здравоохранения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Гигиеническое воспитание - это совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий (или деятельности), направленных на формирование ЗОЖ, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности индивидов, групп лиц, здорового образа жизни общества в целом.
Процесс гигиенического воспитания - это система привития полезных навыков на основе полученных знаний правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.
Целью гигиенического воспитания является формирование такой линии поведения человека, такого «стиля жизни», который отличается высокой гигиенической культурой и предполагает использование в интересах здоровья влияния как внешних (природных, социальных) факторов, так и внутренних; (личностных) факторов, а также максимальную нейтрализацию патогенного действия этих факторов.
Задачи гигиенического воспитания:
- Разъяснение политик и стратегии правительства РФ в области здравоохранения.
- Распространение медицинских и гигиенических знаний.
- Пропаганда профилактических мероприятий.
- Воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья.
- Укрепление научного мировоззрения, борьба с самолечением.
- Привлечение населения к участию в оздоровительной работе.
- Повышение санитарно-гигиенической культуры.
В соответствии с общими задачами, стоящими перед медицинскими работниками в области гигиенического воспитания, уровня развития здравоохранения и состояния здоровья населения, можно определить, что на современном этапе в содержании гигиенического воспитания должны превалировать следующие проблемы и темы:
- пропаганда ЗОЖ. Это направление должно охватывать не только все разделы гигиены, но и пропаганду физической культуры и спорта, борьбу с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, курением), закаливание и использование резервных сил организма. Внедрение навыков ЗОЖ является наиболее действенным средством профилактики таких заболеваний, как сердечнососудистые, онкологические и др.;
- проблемы, связанные с заботой о здоровье будущих поколений, охраной здоровья матери и ребенка;
- профилактика массовых инфекционных и наиболее распространенных неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, онкологических, эндокринных, костно-суставных, а также профессиональных заболеваний).
Таким образом, основная цель гигиенического воспитания - это повышение уровня гигиенической культуры населения - важного условия сохранения и укрепления здоровья людей, их высокой работоспособности и долголетия. В результате гигиенического воспитания человек получает систему знаний, у него формируются гигиенические навыки, а ЗОЖ становится привычным. Если образ жизни - это деятельность людей, следовательно, весь образ жизни личности складывается из проявлений ее умений, привычек и навыков. Гигиенические навыки - это мотивационно-эмоциональный компонент отношения к здоровью: потребность быть здоровым, действия по укреплению здоровья и их результаты. Формирование гигиенических навыков - это длительный процесс, и его эффективность достигается только при многократном воздействии на реципиента.
Гигиеническое воспитание при всеобщей диспансеризации призвано максимально обеспечить человека необходимыми медицинскими рекомендациями. И это актуально для людей, как страдающих каким-либо заболеванием, так и в большей степени - для людей, практически здоровых, поскольку очевидно, что многие здоровы не благодаря правильному с гигиенической точки зрения образ жизни, а вопреки имеющимся у них нарушениям гигиенического поведения. В этом случае человек здоров до тех пор, пока унаследованная способность организма противостоять влиянию неблагоприятных факторов не исчерпается.
Важно вовремя применить эффективные меры гигиенического воспитания с целью своевременной коррекции гигиенического поведения человека.
В условиях диспансеризации населения, когда значительно возрастает доля практически здоровых лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний, врач имеет возможность своевременно устранить эти неблагоприятные факторы, направив свои усилия на формирование у населения навыков здорового образа жизни. Без изучения гигиенического поведения человека и динамического контроля за ним врач не в состоянии выполнить свою профилактическую работу с максимальной отдачей. В этом случае профилактический осмотр рискует стать формальным скринингом. Все это требует создания системного подхода к гигиеническому воспитанию населения в современных условиях.
Гигиеническое воспитание включает два направления: санитарно-просветительскую работу и обучение навыкам ЗОЖ.
Санитарно-просветительская работа складывается из двух направлений - пропаганды медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней.
Цель санитарно-просветительской работы: выработка у населения убеждений в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.
Следует четко различать общность и различие агитационной и пропагандистской работы. Агитация всегда ориентирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.п.) и побуждает их к позитивным реакциям.
Предметом гигиенического воспитанна человека является поведение человека. В центре внимания пропаганды - определенный орган или система человека, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики заболеваний определенного органа или системы и т.д., о котором аудитория должна получить информацию. Поэтому если пропаганду рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Конечной целью санитарно-просветительской работы является формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения ими знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа.
Эта цепь в общем виде имеет следующий вид:
информация -> знания -» убеждения -> поступки или действия
Таким образом, целью санитарно-просветительской работы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье - это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социологизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека и учитывать тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.
Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному.
Соматический - подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.
Социальный - меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру.
Личностный - стратегию жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами его жизни.
Исходя их перечисленного, здоровье человека может быть определено как оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ безусловно-рефлекторной, инстинктивной, генеративной функции и умственной деятельности, реализующей фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферы.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой - понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья.
Обобщая вышеизложенное, под «здоровьем» следует понимать также такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека.
При оценке здоровья население распределяется по группам здоровья: 1-я группа (здоровые) - это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений; 2-я группа (практически здоровые) - лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их деятельность и трудоспособность; 3-я группа - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации.
Болезнь - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т.д.
В развитии болезни обычно различают 4 стадии:
- Латентный период (скрытый).
- Период продромальных явлений (от появления симптомов болезни).
- Период разгара болезни (полное развитие характерной для данной болезни клинической картины).
- Период окончания болезни (исходы болезни: выздоровление, рецидив, переход острой формы в хроническую, смерть).
Выделение периодов болезни, вариантов ее течения, фаз обострения и ремиссии, изучение причин перехода острой формы в хроническую имеет большое клиническое и социальное значение и используется для тактики лечения и планирования профилактических и реабилитационных мероприятий.
Понятие «третье состояние». Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в обращении за медицинской помощью. Переходные стадии могут быть обусловлены различными факторами, связанными преимущественно с современным ритмом жизни, длительным воздействием гипокинезии, психоэмоциональных нагрузок, неудовлетворительных производственных, экологических, социально-бытовых условий и др., предъявляющих повышенные требования к регуляторным механизмам организма.
«Третье состояние» (первое - здоровье, второе - болезнь) - это состояние, когда резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения. В отличии от болезней, длящихся сутки, недели, месяцы, третье состояние сохраняется годы, десятилетия, всю жизнь.