4. Важным аспектом управления выручкой является ее планирование и прогнозирование. Оно осуществляется в составе финансового планирования и предусматривает планирование и прогнозирование объемов продаж и поступлений выручки от реализации.
В настоящее время организации планируют выручку на год, квартал и более короткие промежутки времени.
Общая сумма выручки от реализации включает:
1. Выручку от реализации продукции и полуфабрикатов собственного производства.
2. Выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленного и непромышленного характера.
Выручка от реализации рассчитывается на основе объемов продаж и реализационных цен, и ее величина определяется без косвенных налогов, т.к. косвенные налоги хотя и включаются в цену, но не принадлежат предприятию, а подлежат в полном объеме перечислению в бюджет. Объем выручки от выполненных работ и оказанных услуг зависит от соответствующих расценок и тарифов по каждому виду работ и услуг.
В практике планирования выручки от реализации используется 2 метода:
1. Метод прямого счета.
2. Расчетный метод.
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе, при котором известны ассортимент, структура и цены на продукцию. Формула:
Впл = ∑ Цi * Qi
Цi – отпускная цена i-го вида изделия без косвенных налогов
Второй метод используется без???? и основан на планировании товарной продукции и остатков готовой продукции на складах на начало и конец периода. Расчет плановой выручки может быть представлен следующей формулой:
Впл = Он + ТПпл – Ок
Он и Ок – остатки нереализованной продукции на складах на начало и конец периода
ТПпл - плановый выпуск товарной продукции
Все элементы расчета выручки выражаются в ценах реализации. Т.о. Он в ценах периода предшествующего плановому, а ТП и Ок в ценах планового периода. ТП в действующих ценах реализации определяется исходя из производственной программы, которая составляется на основе государственных заказов, заключенных хозяйственных договор и заявок потребителей.
Расчеты данным методом усложнены тем, что остатки нереализованной продукции в бух учете учитываются по производственной себестоимости, а не в действующих ценах. Кроме того, в момент планирования точные данные о величине остатков могут отсутствовать. Поэтому в расчет принимается их ожидаемая величина и стоимость в ценах реализации, определяемая с помощью коэффициента пересчета.
Коэффициент пересчета определяется:
Кпер =
Остатки на конец периода рассчитываются исходя из однодневного выпуска продукции в действующих ценах и нормы запаса готовой продукции на складах в днях.
Ок = *Д
Пример. Расчет выручки от реализации продукции в отпускных ценах на планируемый год.
Показатели | Сумма, в тыс. рублей |
Выпуск продукции в 4 квартале отчетного года: * В отпускных ценах * По производственной себестоимости | 242 000 220 000 |
Коэффициент пересчета входных остатков Он из производственной себестоимости в отпускные цены (242 000: 220 000) | 1,1 |
Остатки нереализованной продукции на начало планового года по производственной себестоимости | 75 000 |
Остатки нереализованной продукции на начало планового года в отпускных ценах (75 000 * 1,1) | 82 500 |
Запланированный выпуск товарной продукции в отпускных ценах в 4 квартале планового года | 315 000 |
Однодневный выпуск товарной продукции в 4 квартале (315 000:90) | |
Норма запаса, в днях | |
Остатки нереализованной продукции на конец планового года Ок (3 500 *12) | 52 500 |
Плановый выпуск товарной продукции в плановых ценах | 1 440 500 |
Выручка от реализации продукции (82 500+ 1 440 600 - 52 500) | 1 470 600 |
На величину выручки от реализации продукции оказывают влияние многие факторы, которые условном можно подразделить на 3 группы:
1. Факторы, действующие в сфере производства:
* Изменение объема выпуска продукции;
* Изменение структуры, ассортимента и качества продукции;
* Ритмичность выпуска продукции;
* Конкурентоспособность продукции;
* И другие.
2. Факторы, действующие в сфере обращения:
* Уровень цен на продукцию;
* Ритмичность отгрузки;
* Соблюдение договорных условий;
* Формы расчетов;
* Сроки оформления платежных документов;
* И другие.
3. Факторы, не зависящие от деятельности организации:
* Несвоевременная поставка материальных ресурсов;
* Перебои в работе транспорта;
* Низкая платежеспособность покупателей.
СУРС
6. Денежные доходы предприятий состоят из доходов по текущей, инвестиционной, финансовой деятельности и иных доходов. Они подлежат распределению и использованию. Порядок распределения и использования каждого из составляющих денежных доходов имеет особенности, которые необходимо учитывать с целью недопущения нарушений финансового законодательства.
Основным источником денежных доходов предприятий является выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг. Поступающая выручка в первоочередном порядке направляется на уплату налогов и сборов в бюджет. Оставшаяся часть выручки должна покрыть затраты на производство и реализацию продукции и сформировать прибыль. В целом можно выделить 3 направления использования выручки:
1. Основная часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость товаров, работ, услуг.
2. Направляется на уплату косвенных налогов, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и в полном объеме подлежат перечислению в бюджет.
3. Прибыль, которая после уплаты налогов находится в распоряжении предприятия и направляется на цели, предусмотренные стратегией его развития.