Раздел III. Профилактическое направление отечественного здравоохранения

ПРОфилактическое направление ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Профилактическое направление Российского здравоохранения представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на повышение санитарной грамотности и культуры населения с целью снижения заболеваемости и укрепления здоровья.

Неотъемлемой органической часть отечественного здравоохранения является служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая имеет государственный характер и представляет собой комплексную систему государственных оздоровительных мероприятий. При условии государственного характера данной службы возможно добиться проведения в жизнь действен­ных мер по первичной профилактике заболеваний, улучше­нию условий труда и быта населения, оздоровлению окружа­ющей среды.

Государственная система охраны материнства и детства представляет собой систему государственных и общест­венных мероприятий, социально-экономических и лечебно-про­филактических мер, направленных на охрану и укрепление здоровья женщин и обеспечение для них возможности сочетать материнство с использованием гражданских прав, на охрану и укрепление здоровья детей и обеспечение условий, необходимых для их всестороннего гармоничного развития. На примере учреждений охраны материнства и детства студенты изучают и общие организационные принципы, и методы деятельности лечебно-профилактических учреждений: участковый принцип, диспансерный метод, санитарное просве­щение, организацию противоэпидемической работы, особое внимание уделяется особенностям профилактической работы акушерских и педиатрических учреждений в основные периоды развития ребенка.

Обязатель­ным разделом работы медицинских работ­ников всех лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений является санитарно-гигиеническое обучение и воспитание. Это закреплено в «Основах законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации», где сказано, что органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии обществ Красного Креста и других общественных организаций призваны обеспечивать пропаганду научных медицинских и гигиенических знаний среди населения.

На одном из предыдущих занятий, независимо от темы, предусмотренной расписанием, преподаватель сообщает студен­там о предстоящем занятии по санитарно-гигиеническому обучению, дает рекомендации по выбору тем, по одной из которых каждый студент должен подготовить конспект лекции и быть готовым её прочесть. Такой инст­руктаж, требующий 10—15 мин, целесообразно провести за день до занятия с тем, чтобы студенты имели возможность самостоятельно подобрать литературу и в полной мере выпол­нить задание.

Практическая часть занятия проводится в виде заседания лек­торской группы. На занятии преподаватель проверяет наличие у студентов конспектов лекций по одной из реко­мендованных тем. Далее по выбору преподавателя 2 студента читают лекции. Продолжительность лекции – не более 40 минут.

Из числа студентов выделяются рецензенты, которые по окончании лекции и ответов на вопросы выступают с оценкой лекции. При обсуждении лекции следует обратить внимание на следующие аспекты:

степень владения материалом (читает или излагает, не пользуясь текстом);

научность и популярность изложения, использование новейших данных;

доступность материала;

использование наглядных пособий (схемы, диаграммы, рисунки, презентации);

иллюстративность лекции, наличие примеров из жизни,из практики;

умение ответить на вопросы.

После обсуждения лекции преподаватель делает общее заключение.

Тема 11

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.

Цель занятия: Изучить направления профилактики в отечественном здравоохранении, функции, значение службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, организацию санитарно-гигиенического образования и воспитания.

Практические навыки: овладение методикой написания, оформления и проведения лекций, бесед по гигиеническому воспитанию и обучения населения.

Оснащение:

1. Схемы.

2. Таблицы.

3. Методические рекомендации.

Контрольные вопросы:

1. Назовите виды деятельности, направленные на профилактику заболеваний и охрану здоровья граждан.

2. Перечислите виды профилактики и охарактеризуйте их содержание.

3. Какой службой обеспечивается защита прав граждан в области охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека?

4. Дайте определение службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, нормативной базы, регулирующей ее деятельность.

5. Перечислите полномочия службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

6. Назовите права службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

7. Расскажите об организации деятельности службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

8. Источники финансирования деятельности санитарно-эпидемиологической службы.

9. Каковы цель и задачи гигиенического воспитания и обучения?

10.Назовите функции городских центров профилактической медицины.

11.Назовите методы санитарного просвещения.

12.Назовите формы метода устного слова.

13.Назовите формы метода печатного слова.

14.Назовите формы наглядного метода.

15.Назовите формы комбинированного метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: