Основные правила и приемы ведения бухгалтерского учета

Основные правила ведения бухгалтерского учета состоят в следующем.

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хо­зяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяй­ственной жизни, ведение регистров бухгалтерского учета и отчетности осуще­ствляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский язык.

3. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерыв­ность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной жизни.

7*

4. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капи­тальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

99


5. Основанием для записи в учетных регистрах признаются первичные учетные документы, фиксирующие хозяйственные операции. Они должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосред­ственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты.

6. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении (в рублях) путем суммирования фактически произведенных затрат. Допускается применение и других видов оценок в соответствии с действующим законода­тельством.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

Приведенные правила ведения российского учета, с одной стороны, бази­руются на принятых в нашей учетной теории основных методологических приемах и способах организации и формирования учетной информационной системы, с другой — ориентируются на общепризнанные принципы и между­народные стандарты учета.

Выделяются семь основных элементов бухгалтерской системы: стоимост­ная (денежная) оценка, документирование, инвентаризация, счета, двойная запись, балансовое обобщение, отчетность.

Стоимостная (денежная) оценка — способ выражения объектов бухгалтер­ского учета в обобщающем денежном измерителе. Бухгалтерский учет изуча­ет разнообразные объекты (основные средства, нематериальные активы, де­нежные средства, капитал, различные обязательства и т.п.), происходящие изменения которых в результате имевших место фактов хозяйственной жиз­ни описаны количественными показателями. Для формирования бухгалтерс­кой информационной модели, объединяющей в единое целое всю совокуп­ность элементов производственно-хозяйственной и финансовой деятельнос­ти — активы, капитал собственника, обязательства, хозяйственные и финан­совые процессы, финансовые результаты, они должны быть оценены в еди­ном (обобщающем) измерителе, в качестве которого выступает денежный.

По мнению американских авторов [3. - С. 24—25], преимущество учета в денежном выражении состоит в том, что «деньги являются общепринятой ме­рой измерения, посредством которой неоднородные факты о предприятии мо­гут быть выражены в виде чисел, которые можно складывать или вычитать».

Деньги выражаются в той стоимости, которую они имеют в момент вклю­чения хозяйственных фактов в бухгалтерскую информационную систему. Последующие изменения в покупательной силе денег не влияют на сумму хозяйственной операции, зарегистрированной в учете, хотя они могут ока­заться существенными. В бухгалтерском учете принимается допущение о стабильности валюты (в британском учете такое допущение выделено в са­мостоятельный принцип [2. - С. 142]), и бухгалтеры не пытаются отразить эти изменения в дальнейших записях. Бухгалтерское наблюдение охватывает только те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалте­рский учет представляется стоимостным учетом.

Цель оценки — определение фактической себестоимости свершившегося хозяйственного факта. Разновидностью оценки считается калькуляция — ис­числение себестоимости единицы продукции на основе учета.

Другие измерители. В учете может применяться информация нефинансо­вого характера. Неденежные показатели используются в том случае, если они позволяют более углубленно познать денежные данные. Так, в учете матери­ального имущества предприятия целесообразно знать не только его денеж­ную оценку, но и натурально-количественные показатели (в штуках, тоннах, метрах, литрах и т.д.). При учете оплаты труда интерес представляют трудо­вые показатели (в нормо-часах, трудоднях и т.п.).

Роль стоимостной оценки и виды стоимостей, применяемые в учете, из­ложены в гл. 6.

Документирование — способ первичного отражения влияния свершив­шихся хозяйственных фактов на состояние объектов бухгалтерского наблю­дения. Первичные документы составляются на каждую операцию или одно­родные группы операций, давая импульс движению бухгалтерской информа­ции. Вопросы документального оформления и организации документообо­рота подробно рассматриваются в гл. 19.

Бухгалтерские счета — способ экономической группировки объектов наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состо­яние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяй­ственных фактов. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обя­зательств, а также доходов и расходов, на них выявляется и распределяется финансовый результат. Бухгалтерские счета — важнейший элемент бухгалтер­ской информационной системы, инструмент ее моделирования.

Двойная запись — метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов. Влияние хозяйственных фактов на финансовое поло­жение организаций (предприятий) в бухгалтерской информационной модели учитывается дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, дру­гой — по кредиту одного или нескольких счетов. Суммы дебетового и креди­тового оборотов по каждой операции всегда равны между собой.

Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия (его активы) и источники его образования (капитал собственника и обязатель­ства), исчисленные в стоимостном выражении на определенную дату (как правило, на конец отчетного периода или в специально предусмотренных случаях). Балансовое уравнение противопоставляет экономическое содержа­ние учета (что учитывается) и юридический его аспект (за счет каких источ­ников появилось у организации имущество). Обе оценки представлены в ба­лансе в равновеликих суммах. Теоретические основы балансового уравнения исследуются в гл. 5.

К основным элементам бухгалтерской системы относится инвентаризация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: