Основные правила ведения бухгалтерского учета состоят в следующем.
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной жизни, ведение регистров бухгалтерского учета и отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский язык.
3. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной жизни.
|
|
7* |
4. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
99
5. Основанием для записи в учетных регистрах признаются первичные учетные документы, фиксирующие хозяйственные операции. Они должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты.
6. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении (в рублях) путем суммирования фактически произведенных затрат. Допускается применение и других видов оценок в соответствии с действующим законодательством.
7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.
Приведенные правила ведения российского учета, с одной стороны, базируются на принятых в нашей учетной теории основных методологических приемах и способах организации и формирования учетной информационной системы, с другой — ориентируются на общепризнанные принципы и международные стандарты учета.
Выделяются семь основных элементов бухгалтерской системы: стоимостная (денежная) оценка, документирование, инвентаризация, счета, двойная запись, балансовое обобщение, отчетность.
Стоимостная (денежная) оценка — способ выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе. Бухгалтерский учет изучает разнообразные объекты (основные средства, нематериальные активы, денежные средства, капитал, различные обязательства и т.п.), происходящие изменения которых в результате имевших место фактов хозяйственной жизни описаны количественными показателями. Для формирования бухгалтерской информационной модели, объединяющей в единое целое всю совокупность элементов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности — активы, капитал собственника, обязательства, хозяйственные и финансовые процессы, финансовые результаты, они должны быть оценены в едином (обобщающем) измерителе, в качестве которого выступает денежный.
|
|
По мнению американских авторов [3. - С. 24—25], преимущество учета в денежном выражении состоит в том, что «деньги являются общепринятой мерой измерения, посредством которой неоднородные факты о предприятии могут быть выражены в виде чисел, которые можно складывать или вычитать».
Деньги выражаются в той стоимости, которую они имеют в момент включения хозяйственных фактов в бухгалтерскую информационную систему. Последующие изменения в покупательной силе денег не влияют на сумму хозяйственной операции, зарегистрированной в учете, хотя они могут оказаться существенными. В бухгалтерском учете принимается допущение о стабильности валюты (в британском учете такое допущение выделено в самостоятельный принцип [2. - С. 142]), и бухгалтеры не пытаются отразить эти изменения в дальнейших записях. Бухгалтерское наблюдение охватывает только те объекты, которые поддаются стоимостной оценке, а сам бухгалтерский учет представляется стоимостным учетом.
Цель оценки — определение фактической себестоимости свершившегося хозяйственного факта. Разновидностью оценки считается калькуляция — исчисление себестоимости единицы продукции на основе учета.
Другие измерители. В учете может применяться информация нефинансового характера. Неденежные показатели используются в том случае, если они позволяют более углубленно познать денежные данные. Так, в учете материального имущества предприятия целесообразно знать не только его денежную оценку, но и натурально-количественные показатели (в штуках, тоннах, метрах, литрах и т.д.). При учете оплаты труда интерес представляют трудовые показатели (в нормо-часах, трудоднях и т.п.).
Роль стоимостной оценки и виды стоимостей, применяемые в учете, изложены в гл. 6.
Документирование — способ первичного отражения влияния свершившихся хозяйственных фактов на состояние объектов бухгалтерского наблюдения. Первичные документы составляются на каждую операцию или однородные группы операций, давая импульс движению бухгалтерской информации. Вопросы документального оформления и организации документооборота подробно рассматриваются в гл. 19.
Бухгалтерские счета — способ экономической группировки объектов наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся хозяйственных фактов. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, а также доходов и расходов, на них выявляется и распределяется финансовый результат. Бухгалтерские счета — важнейший элемент бухгалтерской информационной системы, инструмент ее моделирования.
Двойная запись — метод отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов. Влияние хозяйственных фактов на финансовое положение организаций (предприятий) в бухгалтерской информационной модели учитывается дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, другой — по кредиту одного или нескольких счетов. Суммы дебетового и кредитового оборотов по каждой операции всегда равны между собой.
|
|
Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия (его активы) и источники его образования (капитал собственника и обязательства), исчисленные в стоимостном выражении на определенную дату (как правило, на конец отчетного периода или в специально предусмотренных случаях). Балансовое уравнение противопоставляет экономическое содержание учета (что учитывается) и юридический его аспект (за счет каких источников появилось у организации имущество). Обе оценки представлены в балансе в равновеликих суммах. Теоретические основы балансового уравнения исследуются в гл. 5.
К основным элементам бухгалтерской системы относится инвентаризация.