Пропорции в развитии совокупного спроса и совокупного предложения

Это одна из важнейших макроэкономических пропорций в национальной экономике рыночного типа. Ее роль определяется тем, что эта пропорция выступает своеобразным «символом» рыночного хозяйства, рычагом регулирования воспроизводственного процесса в стране.
Когда рассматривают эту пропорцию в масштабе всей национальной экономики, т. е. на макроуровне хозяйствования, то имеют в виду не конкретный спрос на какой-либо товар или услугу и не на какое-то конкретное предложение товара или услуги, а совокупный спрос и совокупное предложение. В связи с этим в экономической теории и практике хозяйствования принято выделять два взаимосвязанных понятия: «совокупный спрос» и «совокупное предложение».
Совокупный спрос — это спрос на весь (общий) объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен на товары и данном уровне тарифов на платные услуги. Совокупное предложение — это общее количество товаров и услуг, которое может быть произведено и реализовано (предложено) в соответствии со сложившимся уровнем цен на товары и тарифов на услуги.
Оба показателя могут измеряться в текущих и неизменных ценах. Поскольку совокупный спрос и совокупное предложение испытывают при их измерении сильное воздействие колебаний уровней цен на товары и тарифов на платные услуги, то динамику этих показателей необходимо измерять и отслеживать, используя расчеты индексов цен и тарифов (цен на товары, тарифов на услуги).
Индексы рассчитываются по отношению к базисному или отчетному периоду. Обычно считают совокупный индекс потребительских цен и тарифов (ИПЦ). ИПЦ используется также и в практике индексации денежных доходов и потребления населения.
Практика мирохозяйствования свидетельствует, что чем выше уровень цен и тарифов (выше показатель ИПЦ), тем ниже совокупный спрос (обратная зависимость). В свою очередь зависимость между совокупным предложением и уровнем цен прямая. Растут цены (растет ИПЦ), растет предложение, но не в физическом смысле (т, кв. м и т. д.), а по стоимости, т. е. по суммарному денежному объему возможных, а не реальных продаж или покупок населением товаров и платных услуг.
В частности, уровень цен влияет на покупательную активность населения. Чем выше цена товара или тариф на услугу, тем меньше желающих оплатить их. Практика мирохозяйствования для характеристики этого явления даже ввела в хозяйственный обиход понятие «цена насыщения». Только этим, например, сейчас можно объяснить в РФ полные прилавки и пустые парикмахерские, когда около 30% населения живет ниже черты бедности и явно недоедает. Предложение также можно «раздуть» за счет отпускной цены, но кто возьмет дорогие товары на реализацию (консагнацию)? Значит, предложение есть, а спроса нет. Изобилие прилавков свидетельствует о низкой покупательной способности населения и о дефиците платежных средств. Косвенно это говорит и о низкой покупательной способности национальных денег.
Чтобы пропорция между совокупным спросом и совокупным предложением стала регулятором социально-экономических процессов в национальной экономике, эти показатели следует рассматривать во взаимосвязи, т. е. в системе двуединой совокупности.
В реальной практике рыночного хозяйствования нередки случаи, особенно если слаб и неэффективен механизм государственного регулирования национальной хозяйственной системы, когда товаров произведено больше, чем требуется, или такого ассортимента, качества и цены, которые не «потянут» потребители. Либо спрос населения по структуре не совпадает с предложением, так как часть доходов населения идет (помимо покупки товаров и услуг) на рост сбережений (проблема «черного дня» или проблема формирования средств семейного бюджета на отдых, лечение, приобретение дорогостоящего имущества, недвижимости и т. д.).
Мировой опыт свидетельствует о взаимосвязи совокупного спроса и совокупного предложения. Графическая интерпретация этого дана на рис. 3.1. р. По горизонтали отражено количетво

Рис. 3.1. Взаимосвязь совокупного спроса и совокупного предложения

произведенных в стране товаров и услуг — линия Q, а по вертикали — уровень цен Р.
Кривая предложения растет снизу вверх, а кривая спроса — сверху вниз. При росте цен растет предложение, снижается спрос. При снижении цен предложение сокращается, но растет спрос. В точке Р0 взаимосвязи совокупного спроса и совокупного предложения равновесная цена совпадает с равновесной величиной предложения (рис. 3.1).
Такие графики и такую зависимость можно составить и по отдельным видам и группам взаимозаменяемых товаров и услуг. Особенно по тем, которые включаются в систему самых необходимых, социально значимых, гарантированных государством, т. е. по товарам и видам услуг, которые входят в так называемый социальный минимум, прожиточный минимум и тому подобные показатели уровня жизни населения.
В условиях рыночной экономики, не только стихийно регулируемой, но и управляемой государством из единого экономического центра (Минэкономразвития и торговли России и т. д.), действует объективный закон соответствия спроса и предложения. Суть этого закона сводится к тому, что объем и структура спроса в каждый конкретный период должны соответствовать объему и структуре предложения. Основным регулятором объемной и структурной сбалансированности этих показателей (совокупный спрос и совокупное предложение) должны быть цены и тарифы.
Государство должно, в зависимости от особенностей (менталитета) хозяйствования в стране, от исторического периода рыночной экономики, от развитости производства, потребления и т. д., с той или иной степенью глубины воздействовать на эти процессы, регулировать их.
Практика мирохозяйствования свидетельствует, что на размер и структуру совокупного спроса влияют следующие факторы:
1. Размеры денежных доходов населения.
2. Уровень цен на товары и размеры тарифов на платные услуги.
3. Состояние системы налогообложения в стране.
4. Условия кредитования запасов товаров и потребительских нужд (для оптовых покупателей).
5. Состояние денежного обращения (процент наличного и безналичного фонда к размеру ВНП).
6. Национальные и исторические особенности.
7. Географические (Север — Юг) и демографические особенности.
8. Профессионально-квалификационная структура занятости населения.
9. Уровень безработицы в стране.
10. Уровень и состояние имущественной дифференциации в обществе и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: