Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)

Для того чтобы показать взаимосвязь динамики выпуска товаров, работ, услуг и изменений в количестве применяемых для этих целей материальных ресурсов, используют понятие отдачи от масштаба производства. Отдача представляет собой некий результат, к которому может прийти фирма, по-разному осуществляя свою хозяйственную деятельность. В соответствии с этим экономисты выделяют три возможные ситуации.

1. Постоянная отдача от масштаба характеризуется одновременным и пропорциональным изменением факторов производства, вовлекаемых в оборот, и объемами производства. То есть фирма, которая решает расширить производство (может быть, это связано с увеличениями в структуре спроса) и увеличивает его масштаб, скажем, в два раза, соответственно, изготавливает в два раза больший объем товаров, работ, услуг, и ее производственная функция в этом случае записывается следующим образом: 2Q = (2L; 2К).

Получается, чтобы получить больший объем выпуска, необходимо пропорционально увеличить потребление факторов производства, и во сколько раз оно изменяется, во столько возрастет результат хозяйственной деятельности. При этом предельные затраты или предельные издержки, которые возникают с производством каждой дополнительной единицы продукции, не изменяются и составляют конкретную величину.

Постоянная отдача от масштаба - это изменение количества всех факторов производства, которое вызывает пропорциональное изменение объема выпуска продукта. Так, вдвое большее количество факторов ровно вдвое увеличивает объем выпуска продукта

2. Возрастающая отдача от масштаба. Это, пожалуй, самая идеальная ситуация для фирмы, которая стремится сделать максимальную выручку, при этом не сильно расходуя запасы ресурсов. Такая ситуация может возникнуть главным образом на узкоспециализированном предприятии, на котором применяются самые совершенные технологии.

Принимая решение о расширении масштабов производства, фирма также стремится расширить те области деятельности, которые качественно обеспечивают благоприятные условия для создания продукта или его продвижения на рынок. Например, можно нанять специалиста по дизайну продукции, рекламе или работе с персоналом, маркетолога или специалиста по стратегическому планированию. Кроме того, крупное предприятие применяет современные и дорогостоящие основные производственные фонды (машины и оборудование), которые отличаются наибольшей производительностью, что в результате ведет к производственному росту организации.

Возрастающая отдача от масштаба - положение, при котором пропорциональное увеличение всех факторов производства приводит ко все большему увеличению объема выпуска продукта. Предположим, что все факторы производства увеличились в два раза, а объем выпуска продукта увеличился в три раза. Возрастающая отдача от масштаба обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, повышением производительности факторов вследствие специализации и разделения труда при росте масштаба производства. Во-вторых, увеличение масштаба производства зачастую не требует пропорционального увеличения всех факторов производства. Например, увеличение вдвое производства цилиндрического оборудования (такого как трубы) потребует увеличения металла меньше чем вдвое.

3. Уменьшающаяся отдача от масштаба. Такая ситуация может возникнуть в том случае, когда слишком высокими оказываются совокупные затраты фирмы, например рост налоговой ставки, бухгалтерские издержки и пр. Кроме того, для наращивания производства необходимо привлечь дополнительные единицы рабочей силы, что связано с дополнительными расходами на оплату труда, и трансферты. Если организация и без того терпит убытки, такие меры значительно снижают эффективность ее производства.

В настоящее время широкое применение получило такое понятие, как отдача от фактора производства. Иными словами, данный показатель характеризуется динамикой объемов выпуска при соответствующем изменении какого-либо фактора или ресурса. Как следует из закона убывающей предельной производительности, чем больше единиц фактора вовлекается в хозяйственный оборот, тем меньше предельная производительность его каждой дополнительной единицы и выпуск готовой продукции.

Убывающая отдача от масштаба - это ситуация, при которой сбалансированный рост объема всех факторов производства приводит ко все меньшему росту объема выпуска продукта. Иначе говоря, объем выпускаемой продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты факторов производства. Например, все факторы производства увеличились в три раза, а объем производства продукции - только в два раза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: