Основные процессы ЖЦ

Процесс приобретения (acquisition process). Он состоит из действий и задач заказчика, приобретающего ПО. Данный процесс охватывает следующие действия.

1) Инициирование приобретения включает следующие задачи:

· определение заказчиком своих потребностей в приобретении, разработке или усовершенствовании системы, программных продуктов или услуг;

· анализ требований к системе;

· принятие решения относительно приобретения, разработки или усовершенствования существующего ПО;

· проверку наличия необходимой документации, гарантий, сертификатов, лицензий и поддержки в случае приобретения программного продукта;

· подготовку и утверждение плана приобретения, включающего требования к системе, тип договора, ответственность сторон и т. д.

2) Подготовка заявочных предложений, которые должны содержать:

· требования к системе;

· перечень программных продуктов;

· условия и соглашения;

· технические ограничения (например, среда функционирования системы).

Заявочные предложения направляются выбранному поставщику (или нескольким поставщикам в случае проведения тендера). Поставщик это организация, которая заключает договор с заказчиком на поставку системы, ПО или программной услуги на условиях, оговоренных в договоре.

3) Подготовка и корректировка договора включают следующие задачи:

· определение заказчиком процедуры выбора поставщика, включающей критерии оценки предложений возможных поставщиков;

· выбор конкретного поставщика на основе анализа предложений;

· подготовку и заключение договора с поставщиком;

· внесение изменений (при необходимости) в договор в процессе его выполнения.

4) Надзор за деятельностью поставщика осуществляется в соответствии с действиями, предусмотренными в процессах совместной оценки и аудита.

5) В процессе приемки подготавливаются и выполняются необходимые тесты.

6) Завершение работ по договору осуществляется в случае удовлетворения всех условий приемки.

Процесс поставки (supply process). Он охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Данный процесс включает следующие действия:

1) Инициирование поставки заключается в рассмотрении поставщиком заявочных предложений и принятии решения согласиться с выставленными требованиями и условиями или предложить свои.

2) Подготовка ответа на заявочные предложения.

3) Подготовка договора.

4) Планирование включает следующие задачи:

· принятие решения поставщиком относительно выполнения работ своими силами или с привлечением субподрядчика;

· разработку поставщиком плана управления проектом, содержащего организационную структуру проекта, разграничение ответственности, технические требования к среде разработки и ресурсам, управление субподрядчиками и др.

5) Выполнение и контроль.

6) Проверка и оценка.

7) Поставка и завершение работ.

Процесс разработки (development process). Он предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т. д. Процесс разработки включает следующие действия.

1) Подготовительная работа начинается с выбора модели ЖЦ ПО, соответствующей масштабу, значимости и сложности проекта (см. разд. 1.2). Действия и задачи процесса разработки должны соответствовать выбранной модели. Разработчик должен выбрать, адаптировать к условиям проекта и использовать согласованные с заказчиком стандарты, методы и средства разработки, а также составить план выполнения работ.

2) Анализ требований к системе подразумевает определение ее функциональных возможностей, пользовательских требований, требований к надежности и безопасности, требований к внешним интерфейсам и т. д. Требования к системе оцениваются исходя из критериев реализуемости и возможности проверки при тестировании.

3) Проектирование архитектуры системы на высоком уровне заключается в определении компонентов ее оборудования, ПО и операций, выполняемых эксплуатирующим систему персоналом. Архитектура системы должна соответствовать требованиям, предъявляемым к системе, а также принятым проектным стандартам и методам.

4) Анализ требований к ПО предполагает определение следующих характеристик для каждого компонента ПО:

· функциональных возможностей, включая характеристики производительности и среды функционирования компонента;

· внешних интерфейсов;

· спецификаций надежности и безопасности;

· эргономических требований;

· требований к используемым данным;

· требований к установке и приемке;

· требований к пользовательской документации;

· требований к эксплуатации и сопровождению.

Требования к ПО оцениваются исходя из критериев соответствия требованиям к системе, реализуемости и возможности проверки при тестировании.

4) Проектирование архитектуры ПО включает следующие задачи (для каждого компонента ПО):

· трансформацию требований к ПО в архитектуру, определяющую на высоком уровне структуру ПО и состав его компонентов;

· разработку и документирование программных интерфейсов ПО и баз данных;

· разработку предварительной версии пользовательской документации;

· разработку и документирование предварительных требований к тестам и плана интеграции ПО.

Архитектура компонентов ПО должна соответствовать требованиям, предъявляемым к ним, а также принятым проектным стандартам и методам.

5) Детальное проектирование ПО включает следующие задачи:

· описание компонентов ПО и интерфейсов между ними на более низком уровне, достаточном для их последующего самостоятельного кодирования и тестирования;

· разработку и документирование детального проекта базы данных;

· обновление (при необходимости) пользовательской документации;

· разработку и документирование требований к тестам и плана тестирования компонентов ПО;

· обновление плана интеграции ПО.

6) Кодирование и тестирование ПО охватывают следующие задачи:

· разработку (кодирование) и документирование каждого компонента ПО и базы данных, а также совокупности тестовых процедур и данных для их тестирования;

· тестирование каждого компонента ПО и базы данных на соответствие предъявляемым к ним требованиям. Результаты тестирования компонентов должны быть документированы;

· обновление (при необходимости) пользовательской документации;

· обновление плана интеграции ПО.

7) Интеграция ПО предусматривает сборку разработанных компонентов ПО в соответствии с планом интеграции и тестирование агрегированных компонентов. Для каждого из агрегированных компонентов разрабатываются наборы тестов и тестовые процедуры, предназначенные для проверки каждого из квалификационных требований при последующем квалификационном тестировании. Квалификационное требование — это набор критериев или условий, которые необходимо выполнить, чтобы квалифицировать программный продукт как соответствующий своим спецификациям и готовый к использованию в условиях эксплуатации.

8) Квалификационное тестирование ПО проводится разработчиком в присутствии заказчика (по возможности) для демонстрации того, что ПО удовлетворяет своим спецификациям и готово к использованию в условиях эксплуатации. Квалификационное тестирование выполняется для каждого компонента ПО по всем разделам требований при широком варьировании тестов. При этом также проверяются полнота технической и пользовательской документации и ее адекватность самим компонентам ПО.

9) Интеграция системы заключается в сборке всех ее компонентов, включая ПО и оборудование. После интеграции система, в свою очередь, подвергается квалификационному тестированию на соответствие совокупности требований к ней. При этом также производятся оформление и проверка полного комплекта документации на систему.

10) Установка ПО осуществляется разработчиком в соответствии с планом в той среде и на том оборудовании, которые предусмотрены договором. В процессе установки проверяется работоспособность ПО и баз данных. Если устанавливаемое ПО заменяет существующую систему, разработчик должен обеспечить их параллельное функционирование в соответствии с договором.

11) Приемка ПО предусматривает оценку результатов квалификационного тестирования ПО и системы и документирование результатов оценки, которые проводятся заказчиком с помощью разработчика. Разработчик выполняет окончательную передачу ПО заказчику в соответствии с договором, обеспечивая при этом необходимое обучение и поддержку.

Процесс эксплуатации (operation process). Он охватывает действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему. Данный процесс включает следующие действия.

1) Подготовительная работа включает проведение оператором следующих задач:

· планирование действий и работ, выполняемых в процессе эксплуатации, и установку эксплуатационных стандартов;

· определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе эксплуатации.

2) Эксплуатационное тестирование осуществляется для каждой очередной редакции программного продукта, после чего она передается в эксплуатацию.

3) Эксплуатация системы выполняется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией.

4) Поддержка пользователей заключается в оказании помощи и консультаций при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПО.

Процесс сопровождения (maintenance process). Он предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПО.

В соответствии со стандартом IEEE-90 под сопровождением понимается внесение изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

Изменения, вносимые в существующее ПО, не должны нарушать его целостность. Процесс сопровождения включает перенос ПО в другую среду (миграцию) и заканчивается снятием ПО с эксплуатации.

Процесс сопровождения охватывает следующие действия.

1) Подготовительная работа службы сопровождения решает задачи:

· планирование действий и работ, выполняемых в процессе сопровождения;

· определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе сопровождения.

2) Анализ проблем и запросов на модификацию ПО, выполняемый службой сопровождения, включает следующие задачи:

· анализ сообщения о возникшей проблеме или запроса на модификацию ПО относительно его влияния на организацию, существующую систему и интерфейсы с другими системами. При этом определяются следующие характеристики возможной модификации: тип (корректирующая, улучшающая, профилактическая или адаптирующая к новой среде); масштаб (размеры модификации, стоимость и время ее реализации); критичность(воздействие на производительность, надежность или безопасность);

· оценка целесообразности проведения модификации и возможных вариантов ее проведения;

· утверждение выбранного варианта модификации.

3) Модификация ПО предусматривает определение компонентов ПО,

их версий и документации, подлежащих модификации, и внесение необходимых изменений в соответствии с правилами процесса разработки. Подготовленные изменения тестируются и проверяются по критериям, определенным в документации. При подтверждении корректности изменений в программах производится корректировка документации.

4) Проверка и приемка заключаются в проверке целостности модифицированной системы и утверждении внесенных изменений.

5) При переносе ПО в другую среду используются имеющиеся или разрабатываются новые средства переноса, затем выполняется конвертирование программ и данных в новую среду. С целью облегчить переход предусматривается параллельная эксплуатация ПО в старой и новой среде в течение некоторого периода, когда проводится необходимое обучение пользователей работе в новой среде.

6) Снятие ПО с эксплуатации осуществляется по решению заказчика при участии эксплуатирующей организации, службы сопровождения и пользователей. При этом программные продукты и соответствующая документация подлежат архивированию в соответствии с договором. Аналогично переносу ПО в другую среду с целью облегчить переход к новой системе предусматривается параллельная эксплуатация старого и нового ПО в течение некоторого периода, когда выполняется необходимое обучение пользователей работе с новой системой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: