Региональный комплекс и факторы его формирования

Региональный хозяйственный комплекс

Региональный комплекс как эффективная форма территориальной организации производительных сил

Региональный комплекс и факторы его формирования

Региональный комплекс является формой территориальной организации производительных сил. Он возникает в том случае, когда территория перестает быть случайным фактором его формирования и представляет собой такое экономическое сочетание объектов материального производства и непроизводственной сферы, при которой достигается определенный экономический эффект за счет правильного использования его природного, демографического, экономического, социального и экологического потенциала, а также транспортного и рыночного положения.

Региональный хозяйственный комплекс — это система хозяйства и социальных процессов, объективно формирующихся в пределах определенной территории.

Экономический район — понятие более широкое, так как он может включать в свой состав хозяйственные комплексы ряда территорий, характеризующихся или однотипными направлениями развития и специализации, или подчиненных друг другу в решении конкретных социально-экономических задач развития территорий нескольких административных образований.

В региональном хозяйственном комплексе отрасли специализации используют общие условия и ресурсы районов, развиваясь пропорционально. Отрасли, дополняющие комплекс, выступают как важнейший фактор комплексности, повышающий эффективность этого сочетания и придающий ему большую целостность и стойкость.

Характер сочетания отраслей хозяйства в районном комплексе, степень их взаимного тяготения определяют существенные особенности производственных комплексов, их виды. Прежде всего выделяется простой и сложный комплексы.

Простой комплекс выражается в сочетании обособленных, параллельных отраслей специализации, почти не связанных между собой (например, комплекс угольной и пищевой промышленности), и отраслей, дополняющих комплекс. Эти отрасли хозяйства, размещенные в одном экономическом районе, оказывают влияние друг на друга. Они используют различные природные ресурсы, но имеют, как правило, общую производственную базу (энергетика, транспорт, трудовые ресурсы и т. д.).

Сложный комплекс предполагает кроме тех связей, которые имеют место в простом комплексе, и непосредственно производственные связи. Эти связи могут идти как по вертикали, т. е. от исходного сырья к готовой продукции (например, добыча угля — коксохимия или сельское хозяйство — пищевая промышленность), так и по горизонтали — между вертикальными ветвями (добыча угля — коксохимия — производство минеральных (азотных) удобрений — сельское хозяйство).

Уже при создании простого комплекса может быть получен существенный экономический эффект, так как, во-первых, развиваются эффективные производства на базе благоприятных ресурсов и, во-вторых, появляется возможность развития производственной и социальной инфраструктуры (строительной базы, складского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

Еще в большей мере проявляется эффективность комплексности при создании сложного комплекса, так как за счет комбинирования производства и кооперирования близлежащих производств сокращаются транспортные перевозки при последовательной переработке сырья и полуфабрикатов, комбинированном использовании электрической и тепловой энергии, утилизации отходов и т. д.

В пределах экономического района как крупного хозяйственного комплекса развиваются отдельные производственные комплексы, отражающие различные формы и масштабы порайонного разделения труда. Они могут быть внутриотраслевыми (например, металлургический комплекс) и межотраслевыми с различным характером сочетания производств (например, топливно-металлургический).

Региональные комплексы можно подразделить на два вида:

  • микрорайонные комплексы — комплекс промышленного центра или узлы микрорайона;
  • подрайонные комплексы — комплекс низового административного или межобластного района.

В каждом территориальном комплексе различают ядро, т. е. основное предприятие или основную отрасль, и периферию, т. е. производные отрасли.

В условиях становления и развития рыночных отношений территориально-производственные комплексы всех таксономических рангов выполняют не только экономические, но и социальные задачи, особенно этот процесс единения экономических и социальных задач проявляется в городских центрах и промышленных узлах.

Региональные хозяйственные комплексы бывают различного масштаба, они являются основой создания экономических районов и отличаются многообразием отраслевой и территориальной структуры. При этом в крупном региональном комплексе (экономическом районе) отраслевая и территориальная структуры тесно взаимосвязаны между собой.

В отраслевой структуре районного комплекса выделяют разные подсистемы. Во-первых, комплекс предприятий материального производства и непроизводственной сферы, участвующих в межрайонном разделении труда. Этот комплекс включает в себя сферу материального производства — промышленность, сельское хозяйство, транспорт и непроизводственную сферу — учреждения обслуживания межрайонного значения и науку. Во-вторых, комплекс предприятий материального производства и непроизводственной сферы внутрирайонного значения. Этот комплекс включает в себя предприятия сферы обеспечения промышленности и потребностей населения, т. е. предприятия, дополняюшие территориальный комплекс. Сюда же относятся предприятия материального производства и непроизводственной сферы, обслуживающие все народное хозяйство района, а именно: промышленные предприятия внутрирайонного значения, строительство и все отрасли непроизводственной сферы.

Внутри рассмотренных подсистем в крупном экономическом районе могут образоваться комплексы отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, а также комплексы производств в рамках подотраслей промышленности, сельского хозяйства разного ранга (например, в сельском хозяйстве — молочный подкомплекс).

Территориальная структура районного комплекса включает территориальные отраслевые подсистемы — промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.

Так, промышленная подсистема включает в себя индустриальные комплексы, промышленные районы, промышленные узлы, промышленные центры, промышленные пункты, т. е. формы территориальной организации хозяйства. Внутри этих форм территориальной организации ядрами комплексности являются предприятия разных форм собственности и хозяйствования.

Сельскохозяйственная подсистема включает в себя хозяйственные комплексы (АПК); сельскохозяйственные подрайоны республики, края, области; внутриобластные сельскохозяйственные районы; низовые (административные) сельскохозяйственные подрайоны, сельскохозяйственные микрорайоны и, наконец, сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности и хозяйствования.

Территориальные пропорции размещения производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие “территориальные пропорции” охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и ограничений развития территории.

Пропорции можно рассматривать как результат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, то масштабы развития отраслей специализации предопределяют соотношения всех территориальных образований в общественном производстве.

Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегионов — по отдельным регионам.

Сложившиеся в предыдущие десятилетия территориальные пропорции развития экономики формировались под воздействием групп факторов природного, социального, экономического и технического характера. С учетом их влияния сложились территориальные порпорции развития экономики по следующим основным группам:

  • региональное распределение природного комплекса;
  • социально-экономические региональные пропорции;
  • территориальные пропорции промышленного комплекса;
  • территориальные пропорции энергетического комплекса;
  • территориальные пропорции агропромышленного комплекса;
  • территориальное распределение транспортного комплекса.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций экономики, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабоосвоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока РФ.

Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов. В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие.

Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на количественном и качественном анализе суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок, учитывающих специфику конкретной отрасли и особенностей ее размещения.

Территориальные пропорции агропромышленного комплекса учитывают дифференциацию природных условий страны и социально-экономические особенности его развития, отражают специализацию производства и способ организации земледелия и животноводства, обеспечивающие оптимальное использование природного потенциала территории.

Территориальное распределение транспортного комплекса обеспечивает формирование и направление межрайонных и внутрирайонных связей, отражая функционирование территориальной структуры экономики — разделение и интеграцию общественного труда.

Организация регионального управления. Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного управления региональным развитием, что связано с заменой административно-командного управления рыночными механизмами, радикальным изменением структуры собственности и соответственного распределения доходов, трансформацией унитарного государства в федеративное и расширением экономических прав регионов.

Если в прежней системе централизованное государственное управление осуществлялось в основном по отдельным отраслям региональной экономики, то в настоящее время федеральный центр строит отношения с регионами как целостными экономическими субъектами главным образом в финансовой сфере — перечисления налогов, межбюджетные трансферты, прямые расходы федерального бюджета в регионе и т. д.

Поэтому одним из основных элементов государственного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм — система взаимоотношений между бюджетами различных уровней в федеральном государстве, способствующая выравниванию межрегиональных диспропорций и установлению территориальной справедливости.

Успех экономических преобразований в РФ в огромной мере зависит от степени согласования интересов федерального Центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Как известно, федерация — это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные, накционально-территориальные и национально-государственные единицы являются ее равноправными членами, имеют собственный статус с соответствующими законодательно-представительными, исполнительными, судебными и другими органами власти.

Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. “О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе” в целях обеспечения реализации его конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений образован институт полномочных представителей президента в федеральных округах и утверждены соответствующие Положение и перечень федеральных округов.

Поскольку организационно-хозяйственная функция — важнейшая для государства не только в плановой, но и в регулируемой рыночной экономике, то основу новой формы государственно-территориального деления положены не национальный или формально административный фактор, а прежде всего принципы экономического районирования. Так как государственное управление широко функционально, то надо использовать и элементы специального районирования, которое всегда применялось в России (военные округа). Поэтому верхним, межрегиональным звеном территориального деления страны сделаны 7 федеральных административно-хозяйственных образований в составе групп и отдельных экономических районов с некоторыми изменениями границ. При этом сохраняется среднее региональное звено со всеми ветвями власти.

Принятая схема федеральных округов включает:

  • Центральный федеральный округ: Белгородская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Калужская обл., Костромская обл., Курская обл., Липецкая обл., Москва, Московская обл., Орловская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл. Центр федерального округа — Москва.
  • Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская обл., Вологодская обл., Калининградская обл., Ленинградская обл., Мурманская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа — Санкт-Петербург.
  • Южный федеральный округ: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская обл., Волгоградская обл., Ростовская обл. Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону.
  • Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская обл., Нижегородская обл., Оренбургская обл., Пензенская обл., Самарская обл., Саратовская обл., Ульяновская обл. Центр федерального округа — Нижний Новгород.
  • Уральский федеральный округ: Курганская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Челябинская обл., Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа. Центр федерального округа — Екатеринбург.
  • Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Забайкальский край, Иркутская обл., Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл. Центр федерального округа — Новосибирск.
  • Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Камчатский край., Амурская обл., Магаданская обл., Сахалинская обл., Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Центр федерального округа — г. Хабаровск.

Федеральные округа имеют особое государственное значение, предназначены для решения общенациональных задач, цементируя единое политическое и экономическое пространство России и на них, как на базовую структуру опирается федеральный центр в своих взаимоотношениях с территориями.

В таких многоресурсных административно-хозяйственных образованиях могут сложиться наилучшие условия для территориально-экономической интеграции производительных сил, формирования корпоративных производственно-коммерческих структур, региональных рынков с большими товарными ресурсами и мощной рыночной инфраструктурой. Создаются предпосылки для эффективного регулирования научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, для обоснованного экономического стимулирования, налаживания, самофинансирования и товарного самообеспечения, организации системы государственной поддержки слаборазвитых территорий, разработки комплексных территориальных прогнозов и планов. Можно будет лучше преодолевать вызванные рынком тенденции к резкой неравномерности экономического и социального развития, осуществлять регулярный мониторинг его региональных уровней.

В соответствии с Конституцией Россия — федеративное государство с развитой системой местного самоуправления. Три уровня власти имеют собственную компетенцию:

  • власть федеральная, обеспечивающая единство конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, гарантию прав человека и гражданина;
  • государственная власть субъектов РФ, обладающих вне пределов ведения полномочий РФ всей полнотой государственной власти;
  • власть местного самоуправления, задачей которого является реализация совместных интересов жителей в компактных территориальных образованиях.

Нынешнее местное самоуправление — власть организационно обособленная, мало влияющая на процессы микрорегиональной стабилизации. Общие принципы ее организации основываются на подходах, изложенных в Европейской Хартии местного самоуправления, где провозглашается, что местная власть подчинена исключительно закону.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: