Этапы подготовки и проведения эксперимента

I этап – диагностический – анализ затруднений специалистов, клиентов, состояния проблемы, выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации с помощью каких-либо изменений. Иначе говоря: выявление проблемы и обоснование её актуальности.

II этап – прогностический – постановка цели, определение задач, построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер…), формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов (положительных и отрицательны), придумывание вспомогательных механизмов. Иначе говоря: разработка развёрнутой программы эксперимента.

Т.е.

диагностический и предшествующие эксперименту этапы.

прогностический этапы

Включают:

‑ теоретический анализ ранее опубликованных по теме работ;

‑ выявление нерешённых проблем;

‑ выбор темы данного исследования (конкретизация);

‑ постановку цели и задач исследования;

‑ изучение реальной практики по решению данной проблемы;

‑ изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы

‑ формулирование гипотезы исследования.

III этап – организационный. Организация экспериментальной работы. Важный этап, т.к. при плохой организации эксперимента отрицательные результаты могут быть даже при хорошо продуманной методике.

Данный этап включает:

1. Составление программы эксперимента. Рассмотрим несколько позже).

2. Обеспечение условий для реализации программы:

‑ подготовка материальной базы;

‑ распределение управленческих функций: кто за что отвечает: директор, его заместители, другие и участники;

‑ организация специальной подготовки кадров.

3. Методическое обеспечение. Прежде всего сюда входит подготовка программы. Но это далеко не всё. Сюда входят подготовка необходимых методических материалов, анкет, письменное или устное подробнейшее изложение самой технологии, каждого элемента, его научных основ. Все готовит руководитель.

Важно продумать моральное и материальное стимулирование специалистов, ведущих эксперимент.

4. Подбор (обоснование) экспериментальных и контрольных объектов (параллелей, классов, отдельных учеников, объединений и т.п.). Должна быть равноценность по исходным параметрам.

5. Поиск, выбор, привлечение научного руководителя или консультанта. Это не обязательно, но желательно, ибо существенно ускоряет составление программы. Это могут быть работники науки, преподаватели вузов, ИПК, школьные педагоги, имеющие учёную степень и т.д.

Таким образом, организационный этап включает в себя подготовку и проведение эксперимента:

– выбор необходимого числа экспериментальных объектов,

– определение необходимой длительности проведения эксперимента,

– выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки и др.,

– проверка доступности и эффективности методик на небольшом числе испытуемых,

– определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воздействий.

IV этап – практический – проведение исходных констатирующих срезов, реализация новой технологии, отслеживание процесса, промежуточных результатов, корректировка испытываемой технологии, контрольные.

Проведение эксперимента по проверке эффективности определённой системы мер включает:

– изучение начального состояния системы, в которой проводится эксперимент;

– изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

– оценка состояний самих участников воздействий;

– формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;

– инструктаж участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один специалист);

– осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности и т.д.);

– фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;

– указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;

– оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

V этап – обобщающий – обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатом, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Подведение итогов эксперимента включает:

– описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние деятельности, уровня воспитанности и др.);

– характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально0-психологические и др.);

– описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (специалистов, воспитателей и др.);

– данные о затратах времени, усилий и средств;

– указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

VI этап – внедренческий – распространение новой методики (или внедрение как управляемый процесс) в коллективе, направленная организация опыта по реализации опыта, разработанного другими специалистами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: