К экзамену по дисциплине «Теоретические основы социальной работы (Методология и методы исследования в социальной работе)»

1. Понятие о методологии науки и методологии исследования. Научное познание и его уровни.

2. Классификация научных исследований. Их уровни.

3. Понятие о научном исследовании. Специфика научных исследований в социальной работе.

4. Ценности и этические принципы исследовательской деятельности в социальной работе.

5. Методологические принципы научного исследования: объективность, научность, системный подход, концептуальное единство, единство логического и исторического, социальный детерминизм.

6. Конкретно-научные принципы исследования: деятельностный подход, единство исследовательской и практической деятельности.

7. Логика и организация исследования в социальной работе.

8. Понятие о проблеме исследования. Критерии выбора области исследования.

9. Цель, объект и предмет исследования в социальной работе.

10. Гипотеза исследования. Правила формулирования научной гипотезы.

11. Понятие о результатах исследования. Факты.

12. Понятие о методе, методике и технологии исследования. Принципы выбора методов исследования.

13. Классификация методов исследования: многообразие подходов.

14. Всеобщие методы исследования. Диалектико-материалистический метод познания.

15. Общенаучные методы исследования.

16. Общая характеристика и классификация методов опроса.

17. Сущность и структура ситуации опроса. Правила поведения исследователя при использовании методов опроса.

18. Особенности респондентов и условия эффективного опроса.

19. Технология построения опросного листа.

20. Виды вопросов, применяемых в опросных методиках.

21. Исследовательская беседа и ее технология.

22. Анкетирование как метод научного исследования.

23. Структура анкеты и основные фазы анкетного опроса.

24. Технология и правила анкетирования в социальной работе.

25. Достоинства и недостатки анкетного метода. Особенности анкетирования респондентов разных возрастных и социальных групп.

26. Интервью как метод исследования.

27. Наблюдение как метод исследования в социальной работе.

28. Виды наблюдения.

29. Технология научного наблюдения.

30. Требования к научному наблюдению.

31. План и программа наблюдения.

32. Достоинства и недостатки метода наблюдения. Способы повышения объективности результатов наблюдения.

33. Документы как источник научной информации.

34. Анализ продуктов деятельности как метод исследования в социальной работе.

35. Качественный и количественный анализ документов.

36. Понятие о социальной диагностике. Диагностические методы исследования.

37. Диагностика социальных отношений. Социометрия. Рефрентометрия.

38. Тестирование и его диагностическая сущность.

39. Научные подходы к тестированию. Достоинства и недостатки тестирования как метода исследования.

40. Виды тестов.

41. Требования к тестам как методам исследования в социальной работе. Процедура тестирования.

42. Проективные тесты и техники.

43. Рисуночные тесты.

44. Шкалирование как метод исследования.

45. Экспертные методы исследования: рейтинг, экспертная оценка, метод независимых судей, обобщение независимых характеристик.

46. Инновационные методики исследования в социальной работе: социальный мониторинг, метод фокус-групп, дельфи-метод.

47. Метод изучения случая как комплексное монографическое исследование.

48. Метод социальных биографий и социальных историй.

49. Изучение, анализ и обобщение опыта социальной работы как комплексная методика исследования.

50. Опытно-экспериментальная работа и ее этапы.

51. Социальный эксперимент и его особенности.

52. Критерии эффективности опытно-экспериментального исследования.

53. Методы анализа и обработки результатов исследования.

54. Выборочный метод. Генеральная и выборочная совокупность. Виды выборки. Репрезентативность выборки.

55. Понятие о сравнении, измерении, ранжировании.

56. Количественный анализ результатов исследования. Его роль и виды.

57. Программа исследования и ее структура. Исследовательский проект.

58. Основные виды изложения результатов исследования.

59. Методика и технология представления результатов исследования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: