Методологические основы педагогических исследований. Определение методологии как исследования совокупности исходных идей, природных и общественных явлений. Иерархия методологий в науке. Различные методологические походы, в частности, системный, деятельностный, личностно-ориентированный и др.
Общая теория систем, как общенаучная теория. Определение системы, ее компонентов принципов: целостности, устойчивости, упорядочности. Системный подход, включающий содержательные принципы, системные видения, объекта изучения. Реализация системного подхода и его отражение в работах ученых в рамках педагогического процесса урока.
Деятельностный подход, его отражение в работах ученых. Деятельность и ее компоненты, учебная деятельность как имитированная, вторичная деятельность. Структура деятельности, характеристика профессионально-педагогической деятельности, конструирование педагогической деятельности, ее ролевые позиции.
Личностно-оринтированный процесс обучения, его отражение в работах ученых. Включение ученика в социальное, учебное, личностное саморазвитие, развитие личностного, интеллектуального, творческого потенциала как основы гармонического развития личности.
Создание условий в образовательных учреждениях для удовлетворения личностно-ориентированного обучения.