Слова, предложенные для запоминания | Больные | Рисунки и объяснения |
Развитие | М-в (шизофрения) | Две стрелки |
Развитие | Од-в (шизофрения) | Веревка. "Она может развиваться" |
Разлука | М-в (шизофрения) | Лук |
Сомнение | Э-н (шизофрения) | Рыба "Сом" |
Сомнение | Сим-в (шизофрения) | Ком глины. "У Глинки есть романс "Сомнение", пусть будет глина" |
Девочке холодно | Р-в (шизофрения) | Два квадрата. "Два слова сказали" |
Девочке холодно | К-в (шизофрения) | Точки и треугольник. "Означает снег.., пусть треугольник будет девочка" |
Печаль | К-в (шизофрения) | Печать. "Начинается на печ" |
Печаль | Л-ва (шизофрения) | Печка. "Начинается на п" |
В табл. 8 приведены наиболее типичные образцы выполнения этого задания по типу бессодержательных, формальных связей.
Табл. 9 показывает, что подобные выхолощенные связи возникают у больных шизофренией при выполнении пиктограмм (64%).
Таблица 9
Выполнение задания "составление пиктограмм" по типу формальных, бессодержательных связей
|
|
Диагноз | Кол-во больных | Общее кол-во выполненных рисунков | Кол-во бессодержательных рисунков | |
Шизофрения Эпилепсия Сосудистые заболевания головного мозга Травмы Олигофрения Прогрессивный паралич Маниакально-депрессивный психоз Психопатия | 150 35 105 140 10 15 10 30 | 1500 350 1050 1400 100 150 100 300 | 960 (64)0)* 30 (8,6) 95 (9,0) 80 (5,7) — — — 99 (33,0) | |
Всего | 1264 (25,4) |
* В скобках указано количество бессодержательных рисунков в %.
Бессодержательный характер умственной деятельности больных обнаруживается и в ассоциативном эксперименте. Так, эксперимент, проведенный с 50 больными шизофренией, показал, что адекватные ответы наблюдались в 30,4% случаев (всего было предъявлено 1050 слов). Почти половину ответов (45,8%) составляли ответы типа эхолалий ("колесо" — "колесница"), ответы по созвучию ("лечение" — "течение"; "топор" — "бор"), ответы типа речевых штампов ("пожар" — "шумел пожар московский"; "цель" — "цель оправдывает средства"). Попадались и ответы типа экстрасигнальных ("луна" — "яд"). Ответные реакции, обозначающие конкретную функцию предмета или его конкретные свойства, имели место лишь в 11,4% случаев. Что же касается отказов от ответа (12,4%), то они были вызваны не затруднениями, как это имело место у больных первой подгруппы (снижение уровня обобщения), а большей частью негативистическим отношением к заданию.
Преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задания создают основу для того бесплодного мудрствования, которое характеризует подобных больных и которое носит в клинике название "резонерство".
|
|
Эта особенность мышления подобных больных часто обнаруживается уже при самом простом умственном действии — описании сюжетных картинок. Больные не вникают в их конкретное содержание, а воспринимают их с точки зрения общих положений. Так, картинку, где изображена женщина, колющая дрова, один из таких больных описывает следующим образом: "Маленькая теорийка о назначении жизненных условий". Другой больной про эту же картинку говорит: "Здесь снято все для человека — это называется его жизненный путь"; третий больной объясняет: "Это женщина и ее судьба".
Симптом выхолощенного резонерства особенно отчетливо выступает при выполнении заданий, требующих словесных формулировок, например при определении и сравнении понятий (табл. 10, 11).
Таблица 10