«Лист ответа», на котором напечатан перечень персонажей сказки-спектакля (см. приложение 3). Предлагается 20 ролей. Одни из них связаны с представлением о положительных нравственных качествах (№ 1, 2, 8, 10, 14, 17), другие характеризуются отрицательными нравственными качествами (№ 3, 5, 11, 13, 15, 18, 19), третьи имеют возможность неоднозначной интерпретации (№ 4, 6, 7, 9, 12, 16, 20). Всем им даны краткие характеристики, на которые учащиеся могут ориентироваться при выборе «актера» на роль как на заданные критерии его оценки.
В консультативной практике, исходя из конкретных задач запроса, временных рамок встречи, психолог может изменить набор предлагаемых ребенку ролей.
Процедура проведения
Работа выполняется в два этапа. На первом этапе ребенку предлагается представить себя и своих одноклассников в качестве героев, действующих в условной ситуации спектакля-сказки: «Представь себе, что ты режиссер и должен поставить спектакль-сказку. На каждую роль в этом спектакле ты должен подобрать артистов. Артистами будут ученики твоего класса. Распредели все роли, перечисленные в "программе" спектакля, среди своих одноклассников. Себя тоже можешь включить в число участников».
|
|
Ребенок самостоятельно записывает в лист ответа 1 — 2 одноклассников и себя к каждой роли.
На втором этапе проводится беседа с ребенком, в которой психолог просит его прокомментировать свой выбор: «Почему именно этого одноклассника ты выбрал на эту роль?» Если ребенок не вписал себя в лист «программы спектакля», то следует спросить: «А ты бы мог сыграть эту роль? Почему так считаешь?» Высказывания детей, комментирующих свой выбор, рекомендуется фиксировать в протоколе для проведения в дальнейшем контент-анализа.
Для консультативной работы особенно важен второй этап, позволяющий психологу перестраивать направление беседы с учетом диагностических и психокоррекционных задач: расширять план обсуждения, останавливаться более подробно на интересующих его ситуациях.