Средняя группа от четырех до пяти лет

Совершенствуются психические процессы воспитанников. Наиболее ярко развитие воспитанников характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой дети уже могут различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанники осваивают представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длина, ширина, высота, толщина), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Они воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию, однако могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредоточиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15 - 20 мин. При выполнении действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.

У воспитанников от 4 до 5 лет начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное припоминание и запоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение "в подарок маме" и т.д.). Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко и точно воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7 - 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам воспитанники начинают выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Они могут обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. Развивается образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить и конструировать по схеме, решать лабиринтные задачи, предвосхищать события и действия. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку.

В процессе освоения учебной программы педагоги продолжают решать задачи развития психических познавательных процессов воспитанников и формирования у них способов познания в условиях реализации содержания всех образовательных областей.

Сенсорика развивается при условии: подкрепления последовательного и системного обследования и восприятия предметов в процессе практических действий, выделения в них отдельных частей, установления соотношений между ними, словесного описания действий, свойств, качеств; стимулирования правильного оценивания цвета, формы, величины, пространственных отношений, ритма музыкальных звуков и другого на основе знакомства с эталонами внешних признаков предметов; овладения набором эталонов формы и цвета; развития мелкой моторики (овладение новыми предметно-орудийными действиями: использование кисточки, ножниц и др., мелких предметов в деятельности); активного восприятия пространства, времени, движения; формирования представлений о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах (представления об отношении части и целого, о связях основных элементов конструкции, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др.).

Развитие наглядно-образного (как преобладающего) мышления осуществляется в условиях:

целенаправленного формирования операций мышления: сериация, классификация, обобщение, установление причинно-следственной связи на основе анализа, синтеза, сравнения и других приемов;

стимулирования умений определять причины явлений, заключающихся в свойствах самих предметов ("столик упал, потому что у него одна ножка"), самостоятельности в выполнении этих действий; поощрения умений выделять характерные признаки предметов, сравнивать их и группировать по внешним свойствам, материалу, назначению (по двум признакам одновременно);

формирования знаковой функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов), действий со словами как со знаками;

овладения наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности, умением обдумывать свой замысел в игре и продуктивной деятельности; развития познавательных интересов, любознательности, стремления самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы ("зачем?", "почему?", "для чего?" и др.), понимания вопросов о качествах человека, их познание и оценка в области практических действий; использования дидактических и подвижных игр для формирования навыков произвольного поведения, умения подчиняться правилам.

Проявление произвольного запоминания в ситуации игровой деятельности и при выполнении игровой роли развивает свойства памяти ребенка, которая совершенствуется при: постановке ребенком задач на припоминание чего-то; использовании детьми приемов запоминания, подсказанных педагогом (повторение, наводящие вопросы, установление связей при припоминании, вспомогательные средства и др.); стимулировании и подкреплении всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной.

Развитие произвольности внимания в образовательном процессе происходит при условии:

реализации планирующей функции речи ребенка, позволяющей концентрировать его внимание на предстоящей деятельности; смены эмоционально окрашенных видов деятельности для направления и организации детского внимания; организации продолжительной сюжетно-ролевой игры (до 1 - 1,5 ч); подкрепления умения детей целенаправленно организовывать собственную деятельность (в том числе и познавательную): внимательно слушать рекомендации взрослого и действовать в соответствии с ними. Содержание программного материала решает задачи развития репродуктивного и творческого воображения у детей: обогащение представлений детей о реальном мире на основе активного восприятия, продуктивной памяти и мышления; подкрепление проявления воображения как предваряющего практическую деятельность при решении познавательных задач; активизация речевого выражения впечатлений, эмоций и чувств; обогащение эмоционального опыта ребенка;

развитие образности детского рассказа.

Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания. Программным содержанием являются: развитие познавательных мотивов, самостоятельности, активного познавательного отношения к окружающему; овладение новыми предметно-орудийными действиями, использование их в новых условиях; развитие внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (задавать вопросы, слушать ответы и рекомендации и т.д.); подкрепление "теоретического" сотрудничества со взрослыми (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в окружающем мире), сменяющего сотрудничество практическое;стимулирование интереса к детскому экспериментированию.

Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Цель: формирование интереса к математическим характеристикам окружающего мира, к математике.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать: психические процессы; настойчивость; любознательность;

формировать: элементарные представления о количестве и счете, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространстве и времени; умения группировать и классифицировать предметы и явления по 1 - 2 признакам одновременно;

воспитывать: культуру познания, интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДА

Цель: формирование обобщенных представлений об объектах и явлениях природы.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

развивать: умения и навыки гуманного обращения с животными и растениями; желание заботиться о них; формировать:представления: об общих для всех живых существ признаках у человека, животных и растений (чувствительность, движение, питание, дыхание, рост, размножение); о животных, растениях ближайшего окружения, ярких явлениях природы на основе восприятия их всеми органами чувств; о роли света, тепла, влаги, питательной почвы в жизни растений, животных, человека; о целостности природных сообществ; о взаимосвязи и взаимозависимости живой (человека, животных и растений) и неживой природы;

воспитывать: гуманное и бережное отношение к живым существам, к их среде обитания; стремление оберегать природу; познавательное отношение к окружающей природе; сострадание к людям с ограниченными возможностями, понимание их затруднений.

СТАРШАЯ ГРУППА ОТ ПЯТИ ДО СЕМИ ЛЕТ

Познавательное развитие детей от 5 до 7 лет. К шести годам у детей формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности, происходит существенная перестройка всей умственной деятельности. 1. Умение управлять своим поведением оказывает определенное влияние на развитие психических процессов: внимания, памяти, речи, мышления, воображения. Наблюдается переход от непроизвольных форм к произвольным. 2. Внимание становится более устойчивым. Продолжает развиваться распределение, переключаемость внимания. Развитию произвольного внимания способствует значимость материала, понимание важности сосредоточенности внимания для успехов в учебной и продуктивной деятельности. 3. Продолжается формирование сенсорной культуры, развиваются сенсорные способности. Усвоена система общественно выработанных сенсорных эталонов и их сигнальное значение; сформированы ведущие рациональные способы обследования предметов (рассматривание, ощупывание, прислушивание, дегустация), пользуясь которыми ребенок способен обследовать любой новый объект; освоены доступные пониманию дошкольника временные и пространственные отношения, активно развиваются все виды художественного восприятия, социальная перцепция. Дети способны оценить не только свойства предметов, но и их разновидности. Они чувствуют характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различают их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет, гармонию свойств). Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Дети уверенно определяют направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях, замечают изменения в оформлении и оборудовании помещений. Закрепляются представления о последовательности времен года, усваиваются представления о времени суток ("вчера", "сегодня", "завтра"). 4. К семи годам дети овладевают специальными приемами мнемической деятельности, их память становится управляемой, произвольной. Дети испытывают потребность добиваться более продуктивного запоминания, поэтому они охотно и осознанно овладевают приемами смысловой обработки, упорядочивания материала - активной ориентировкой в материале, установлением конкретных связей; приемами логического запоминания: смысловым соотнесением, смысловой группировкой, выделением опорных пунктов. Вместе с тем совершенствуется и непроизвольная память. Легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание. 5. Интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного и наглядно-схематического мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний. Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать и понимать связи и зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.). Рассуждают о наблюдаемых фактах, строят элементарные умозаключения. Дети, стремясь отыскать истину, получить ответы на волнующие вопросы, все чаще включаются в экспериментирование. 6. Воспитанники способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить: схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления о системе признаков, которыми могут обладать объекты; представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представление о цикличности изменений): о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, о развитии и т.д. 7. Дети готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, им доступно понимание общих связей, закономерностей, принципов, лежащих в основе научных знаний в сфере живой и неживой природы, культуры, техники, человеческой деятельности и взаимоотношений. Дети обладают относительно большим запасом стабильных объективных представлений об окружающем мире и о себе, а также знаниями гипотетического характера, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах-гипотезах. 8. В старшем дошкольном возрасте особенно ярко проявляется воображение как творческая основа многих видов деятельности: ролевой игры, рисования, конструирования, игр-драматизаций, строительных игр. Творческая активность шестилеток ярко проявляется в создаваемых ими мелодиях, танцах, стихотворениях, словотворчестве; в стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения; в выражении своего личного отношения к окружающему миру и к возможностям его преобразования. Дети с удовольствием овладевают специальными приемами создания новых образов: комбинированием, разными способами преобразования объектов. Осуществляется переход от репродуктивных форм воображения к творческим продуктивным, что позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний и негативных эмоций благодаря воображаемой ситуации). Развитие воображения находится в определенной зависимости от проведения специальной работы по его активизации. 9. К семи годам, вступив на новую возрастную ступеньку, воспитанники утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, приобретают способность действовать внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией будущего учащегося. Проявляется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

10. У воспитанников формируются новообразования, дающие возможность уверенно подняться на новую возрастную ступень. Важно помочь каждому ощутить радость бытия, самоутвердиться и выразить свою индивидуальность. 11. В процессе реализации учебной программы педагоги продолжают решать задачи развития психических познавательных процессов воспитанников от 5 до 7 лет в условиях освоения ими содержания всех образовательных областей.

Сенсорика развивается при условии: стимулирования планомерного и последовательного восприятия, обследования и описания предметов и явлений на основе действий восприятия: идентификации, отнесения к эталону, моделирующих действий; подкрепления произвольных действий: поиск, рассматривание, наблюдение; формирования сенсорных эталонов и эталонов фонем родного языка, подводящих к элементарному восприятию действительности; обучения умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам; подкрепления умений устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, а также названием предмета и его строением, материалом, из которого изготовлен предмет, его назначением и др.; упражнения в определении материалов, из которых изготовлены предметы, на основе ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, осязательных, тактильных); активизации наблюдательности, умения обследовать предметы, сравнивать их, видеть незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), определять изменения в расположении (спереди - сзади, направо - налево, под - над, посредине - сбоку) в двухмерном и трехмерном пространстве; уточнения и расширения представлений о предметах и явлениях окружающей жизни и природы; развития художественного восприятия окружающего мира; подкрепления адекватного восприятия себя во времени, формируя самооценку и притязания ("Я могу это сделать за 5 минут", "Я был, есть, буду..." и др.); развития психомоторных способностей ребенка (координация и соразмерность движений кисти рук и мелкой моторики, зрительно-моторная координация и др.). Развитие наглядно-образного и словесно-логического (теоретического) мышления осуществляется в условиях: активизации действий со знаками (словами, числами, символами, условными обозначениями и т.п.); формирования операций мышления: классификации, обобщения, установления причинно-следственной связи; развития способности объединять предметы по общим признакам, умения составлять из частей целое, делить целое на части; формирования умений замечать и устанавливать существенные и несущественные взаимосвязи в живой и неживой природе, обществе людей; делать простейшие индуктивные и дедуктивные выводы и умозаключения; проявлять оценочное отношение к предметному миру и миру людей; выявлять противоречия; обучения овладению наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (схемы-модели дети создают сами); расширения непосредственного опыта действий ребенка с предметами, его речевых обозначений и информации о них; подкрепления умений узнавать по описанию животных, растения, предметы и др. (отгадывание загадок); развития гибкости и подвижности представлений ребенка, комбинаторики, осознанного усвоения действий, самостоятельности в организации деятельности; стимулирования планирования воспитанником самостоятельной деятельности, достижения положительного результата, реализации коллективных замыслов; обучения способам постановки общей цели в совместных играх и деятельности, ее реализации, соблюдая правила; определения способов достижения этих целей; развития планирующей функции речи (проговаривание замысла); стимулирования внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения, поощрения логичного и точного выражения воспитанником своих мыслей в разговоре с собеседниками, умения задавать вопросы; повышения умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечивая охрану нервной системы и предупреждая переутомление; формирования познавательных интересов и "интеллектуализации" эмоций; развития самостоятельности мышления, сообразительности и наблюдательности, чувства юмора. Развитию произвольного запоминания и свойств памяти в образовательном процессе способствуют: подкрепление умений воспитанников самостоятельно выделять и ставить задачу запомнить (или припомнить); увеличение объема памяти за счет расширения и активизации запаса слов, обозначающих наименования предметов, их качеств и действий; развитие как механического запоминания и воспроизведения, так и продуктивного (смыслового); развитие всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной (на основе анализаторов); развитие словесно-логической памяти с использованием приемов для запоминания: сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные и др.;

запоминание произведений искусства. Развитие произвольного внимания, его основных процессов и свойств (сосредоточенность, устойчивость, распределение) в образовательном процессе реализуется при организации внимания речевыми средствами (напоминаниями, проговариванием плана своих действий и др.), развитии планирующей функции речи воспитанника.

Содержание программного материала решает задачи развития репродуктивного и активного творческого (продуктивного) воображения у детей: обогащение представлений о реальном мире на основе активного восприятия, продуктивной памяти и мышления; формирование действий воображения: создание замысла в форме наглядной модели, образа воображаемого предмета, образа действия; подкрепление проявлений воображения как предваряющих практическую деятельность при решении познавательных задач; обучение целенаправленной деятельности по реализации замысла; выражение впечатлений, эмоций и чувств с помощью речи; обогащение эмоционального опыта и развитие образности детского рассказа.

Программным содержанием, направленным на формирование способов познания у воспитанников от 5 до 7 лет, являются: развитие познавательных мотивов и мотивов, побуждающих детей к продуктивному взаимодействию с людьми (взрослыми и сверстниками) и с окружающим миром, к практическому познанию отношений; развитие познавательных действий детей в последовательности: вычленение явления (предмета) как отдельного целостного образования; анализ связей этого явления (предмета) с общей системой, в которую оно включено и в которой функционирует; организация действий детей таким образом, чтобы они сами делали соответствующие выводы на основе собственного опыта; стимулирование экспериментальной деятельности (высказывание предположения, планирование деятельности, использование специальных приборов (весы, градусник, увеличительное стекло, линейка и др.) и материалов для проверки гипотезы); формулировка вывода или умозаключения; содействие развитию детского экспериментирования в социальной сфере (выявлению особенностей личности другого человека - взрослого и ребенка, своих возможностей); развитие речи как средства познания и коммуникации на уровне внеситуативно-познавательного общения, использование вопросов для получения знаний; обучение созданию и использованию символических средств для познания окружающего мира (модели, карты-схемы, планы и др.).

Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ(5 – 6лет)

Цель: формирование интереса к математической стороне окружающей действительности, к математике.

Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать: психические процессы; любознательность, настойчивость; глазомер; чувство времени; предпосылки математических способностей;

формировать:элементарные представления о количестве и счете, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространственные и временные ориентировки; умение группировать и классифицировать предметы и явления по 1 - 3 признакам одновременно;

воспитывать: культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире
Образовательная область: РЕБЕНОК И ПРИРОДАОт 5 до 6 лет

Цель: систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию); о группах растений и животных (на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой); о сезонных изменениях природы; об организме человека). Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать: чувство радости от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы; умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе; стремление и навыки активного участия в охране природы; формировать: представления о (об): объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; общевитальных признаках человека, животных и растений: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях их внутренних органов (систем); том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества; воспитывать: нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе; уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет; внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания; ответственность за состояние природы ближайшего окружения. От 6 до 7 лет Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности. Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать чувство радости от осознания себя частью живой природы; формировать: представления о (об): взаимосвязях неживой природы, растений, животных; условиях, необходимых для того, чтобы живой организм был здоровым; животных и растениях разных климатических зон; умения и навыки разнообразной деятельности в природе;

воспитывать: субъектное отношение к природе; уважительное отношение к уникальности каждого живого существа; ответственность за состояние природы ближайшего окружения; развивать стремление и навыки активного участия в охране природы.

24. Развитие речи дошкольников как одна из задач интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников.

ГРУППА ПЕРВОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА ДО ОДНОГО ГОДА

Цель: развитие потребности в общении и формирование речевых способов взаимодействия ребенка со взрослым. Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать фонематический слух; содействовать появлению и развитию предречевых вокализаций ребенка; развивать понимание речи взрослого; содействовать накоплению пассивного словаря; способствовать возникновению первых слов.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА Понимает обращенную к нему речь. Соотносит понимаемые и произносимые слова с предметами. Выполняет игровые действия по просьбе взрослого. Произносит первые слова (6 - 10 слов).

ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ Ранний возраст - сензитивный период для развития речи. Совершенствуется процесс понимания речи взрослых и активная речь. Ребенок запоминает названия предметов и действий, которые взрослый несколько раз обозначил словом. Это связано с повышенной двигательной активностью ребенка, его передвижением по комнате, группе, участку, ознакомлением с большим количеством предметов и действиями с ними. После 1 года 6 месяцев воспитанники овладевают умением понимать сюжет или несколько взаимосвязанных действий, выполнять простые поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей. В начале второго года жизни ребенок подражает звукам, звукосочетаниям, словам взрослого, что способствует постепенному увеличению словаря. К 1 году 6 месяцам активный словарь ребенка в среднем составляет 30 слов, к двум годам - 200 - 300 слов. Облегченные слова постепенно заменяются общеупотребительными. В речи появляются личные местоимения и слова, обозначающие не только предметы и действия, но и доступные их пониманию качества и отношения между предметами. Первые детские предложения состоят обычно из одного слова. К концу второго года количество слов в предложении может увеличиваться до трех - четырех. Воспитанники начинают изменять слова в числе, роде и некоторых падежах, хотя делают еще много ошибок. Появляются формы множественного числа, повелительное наклонение глаголов (дай, иди и др.). Слово взрослого постепенно становится действенным средством организации поведения ребенка, развития его познавательной активности и самостоятельности, которая проявляется в игре, различных видах деятельности, в быту.

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Цель: развитие речи и обогащение словаря ребенка, формирование потребности в речевом общении.

Задачи развития воспитанника в деятельности: развивать слуховое внимание, речевой и фонематический слух; понимание речи взрослого; обогащать словарный запас; формировать грамматический строй речи (согласование рода существительных и прилагательных, образование повелительного наклонения глаголов, понимание предлогов и наречий, двухсловные предложения, предложения из 3 - 4 слов).

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ

Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка - появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице ("Катя спать") к первому, использование личного местоимения "Я" знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка - зарождении самосознания. От ситуативной речи он переходит к речи описательной. Воспитанники начинают задавать вопросы "что это?", "зачем?" и др., действия сопровождают словами, репликами. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Воспитанники проявляют интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимают значение некоторых наиболее употребительных слов. Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого; диалогической речи как средства общения.

Задачи развития воспитанника в деятельности: приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения; понимать речь взрослого, обращенную ко всем; обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка; побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими; развивать навыки общения с помощью слова;

развивать начала монологической речи.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).

Ребенок активно начинает устанавливать и понимать элементарные причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи - в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает пытливые вопросы. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия - ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (Сейчас поставлю чашку и т.д.)

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения. Задачи развития воспитанника в деятельности: обогащать и закреплять активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни, подвести к пониманию значения слова; развивать понимание и использование в речи грамматических средств, побуждать к активному поиску правильной формы слова; развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух; формировать правильное произношение звуков; развивать умения слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на его вопросы; формировать умение составлять короткий описательный и повествовательный рассказ с помощью взрослого.

СРЕДНЯЯ ГРУППА ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанники выражают законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы, составляют рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения у детей.

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. РАЗВIЦЦЁ МАЎЛЕННЯ I КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСIН

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Задачи развития воспитанника в деятельности: обогащать словарный запас ребенка на основе представлений об окружающей жизни, содействовать правильному пониманию слов, их употреблению, уточнять обобщающие понятия, подвести к элементарному осознанию слова и словесных отношений;расширять круг грамматических явлений, усваиваемых детьми, побуждать к активному поиску правильной формы слова; развивать фонематическое восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться интонационными средствами выразительности, формировать правильное произношение всех звуков родного языка;

развивать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.

Мэта: фармiраванне ўстойлiвай цiкавасцi i станоўчых адносiн да нацыянальнай мовы, жадання авалодаць беларускай мовай; выхаванне асноў нацыянальнага светапогляду. Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi:садзейнiчаць адрозненню дзецьмi беларускага i рускага маўлення; пабуджаць да ўзнаўлення кароткiх лiтаратурных твораў на беларускай мове, да разыгрывання iх; развiваць элементарныя навыкi зносiн на беларускай мове.

СТАРШАЯ ГРУППА ОТ ПЯТИ ДО СЕМИ ЛЕТ

Речевое развитие. На шестом году жизни богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Совершенствуется грамматический строй речи. Формированию чувства языка способствует звуковой анализ слова, моделирование состава слова. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Развивается связная речь. Высказывания их постепенно приобретают более последовательный характер. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Большинство детей шести лет правильно воспроизводит все звуки родного языка (шипящие, свистящие и сонорные), многие специфические звуки белорусского языка. В овладении белорусским языком становится возможным переход от понимания простых слов и предложений к воспроизведению их в активной речи. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни. Отмечается активизация интереса к сказкам, которые выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей.

Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения элементарных обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие речи, чувств, волевых и морально-этических качеств.На седьмом году жизни интенсивно развиваются общение и речь воспитанников. Дети практически овладевают всем богатством родного языка: словарем, звуковым составом, грамматическим строем, связной речью (диалогической и монологической). Значительно обогащается активный словарь. Возрастает интерес к смысловой стороне слова. Воспитанники употребляют слова в соответствии с их значением, стараются подобрать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов. Используют в речи видовые и родовые понятия, дифференцируют их. Звуковая сторона характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка. Развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и объединять их в слоги, различать гласные и согласные, осознанно их артикулировать). Появляется особая чувствительность к языковым формам: формируется чувство языка. Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании и саморегулировании деятельности детей.

Образовательная область: РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. РАЗВIЦЦЁ МАЎЛЕННЯ I КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСIНОт 5 до 6 лет

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Задачи развития воспитанника в деятельности:приобщать детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним; развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности; формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности; совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы; развивать словесное творчество.

Мэта: фармiраванне ўстойлiвай цiкавасцi i станоўчых адносiн да беларускай мовы, жадання авалодаць ёю.Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi: далучаць дашкольнiкаў да багацця беларускай мовы, фармiраваць каштоўнасныя адносiны да яе; стымуляваць зносiны на беларускай мове;

развiваць пазнавальныя i моўныя здольнасцi, назiральнасць адносна моўных з'яў, навыкi маўленчага самакантролю; звяртаць увагу на моўныя асаблiвасцi беларускай мовы ў параўнаннi з рускай; развiваць навыкi разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытаннi выхавальнiка; заахвочваць дзяцей да самастойных выказванняў на беларускай мове.

От 6 до 7 лет Задачи развития воспитанника в деятельности: приобщать детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним; развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности; формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности; совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы; развивать словесное творчество.

Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi: далучаць дашкольнiкаў да багацця беларускай мовы, фармiраваць каштоўнасныя адносiны да яе; стымуляваць зносiны на беларускай мове; развiваць пазнавальныя i моўныя здольнасцi, назiральнасць адносна моўных з'яў, навыкi маўленчага самакантролю; звяртаць увагу на моўныя асаблiвасцi беларускай мовы ў параўнаннi з рускай; развiваць навыкi разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытаннi выхавальнiка, заахвочваць самастойныя выказваннi дзяцей на беларускай мове.

Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕОт 5 до 6 лет Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности. Задачи развития воспитанника в деятельности: формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова; учить членению на слова предложений из двух - трех слов; формировать действие звукового анализа слова.

От 6 до 7 лет Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлению действительности; знакомство с буквами как знаками для обозначения звуков, формирование начальных навыков чтения.Задачи развития воспитанника в деятельности: формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова, учить членению на слова предложений из двух - четырех слов; формировать действие звукового анализа слова; знакомить с некоторыми гласными и согласными буквами как знаками обозначения звуков;формировать начальные навыки слогового чтения.

25. Коррекционная направленность интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

26. Сенсорная культура как основа познавательной деятельности дошкольников и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи.

27. Значение труда для развития и воспитания ребенка. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

28. Цели и задачи воспитания детей в труде.

29. Виды и формы организации трудовой деятельности детей.

30. Коррекционная направленность трудового воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений в процессе выполнения трудовых действий.

31. Значение социально-нравственного воспитания для развития личности ребенка.

32. Задачи, методы, средства и формы организации социально-нравственного воспитания дошкольников и их сверстников с тяжелыми нарушениями речи.

ЗАДАЧИ:

33. Воспитание гуманности у дошкольников.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное направление в методике - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой. Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как

34. Воспитание начал патриотизма и гражданственности у дошкольников.

ЗАДАЧИ:

35. Значение эстетического воспитания для разностороннего развития ребенка.

36. Задачи, методы, средства и формы организации эстетического развития.

37. Эстетическое и художественное воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

38. Праздники и развлечения, их использование в коррекционно-воспитательных целях

В системе воспитания детей с речевыми расстройствами особое место занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов. Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями. Дошкольники соприкасаются с народными праздниками – а это средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, возможность обогащения новыми впечатлениями, пробуждения у них чувства любви к Родине. Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности. При планировании этой работы необходимо учитывать не только возраст детей, но и их психологические особенности. В нашем детском саду педагогический подход к детям с нарушениями речи – дифференцированный. Для замкнутых неуверенных детей мы вначале создаём щадящую обстановку, не предъявляем сразу высокие требования к их деятельности, поддерживаем, отмечаем малейшие успехи. Расторможенным, беспокойным детям мы даём доступные для них поручения и задания, воспитывающие у них чувство ответственности. В зависимости от периода работы с детьми, от содержания программ развлечений, утренников, их сложности исполнителями могут быть взрослые и принимающие пассивное участие в них дети. Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них не достаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Не надо упрекать детей в нерадивости: только поощрение, терпение и, конечно, правильно организованные систематические занятия помогут детям достичь определенных успехов.

39. Приоритет семейного воспитания в формировании личности ребенка дошкольника

40. Значение, задачи, основные направления семейного воспитания.

41. Типы семей и проблемы семейного воспитания.

42. Задачи дошкольного учреждения образования в работе с семьей. Формы работы с родителями.

43. Неблагоприятные факторы семейного воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Основными задачами в работе с родителями являются: • изучение семьи ребенка с нарушением речи;• привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе; • повышение уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков родителей, активизация их педагогического самообразования; • организация пропаганды положительного опыта семейного воспитания детей с нарушениями речи. Для реализации указанных задач учителю-логопеду необходимо обладать следующими умениями:• строить доверительые отношения с родителями ребенка, с его семьей;• осуществлять работу по преодолению формирования у родителей искаженных представлений о возможных быстрых позитивных результатах;• строить свою поддержку семьи на сохранных функциях и возможностях ребенка, избегать изменений фиксации на имеющихся нарушениях и другие.

Рождения желанного ребенка ожидает практически каждая семья, но

в рождение больного ребенка не хочет верить никто, даже если имеются

предупреждения специалистов. При этом на психологическом уровне осоз-

нание факта рождения ребенка с нарушением делится на фазы.

Первая – состояние растерянности, страха. Родители испытывают чувство неполноценности, беспомощности, тревоги за судьбу больного ребенка. В это время закладываются предпосылки для установления со-

44. Содержание работы с родителями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями речи. Позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому нарушению.

Ткачева указывает на необходимость изучения семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, и разработку системы мероприятий по оказанию им психолого-педагогической помощи. Автор отмечает, что у родителей наблюдаются качественные изменения, которые проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях. На психологическом уровне родители прибывают в состоянии стресса, который имеет длительный, постоянный характер и оказывает деформирующее воздействие на психику родителей. В социальном плане семья становится избирательной в общении, происходит сужение круга знакомых, а также меняются взаимоотношения между родителями. На соматическом уровне у родителей проявляются астенические и вегетативные расстройтсва.В работе А.Г. Мишиной выделены тенденции нарушенного поведения матерей при организации ими предметно-игрового сотрудничества со своим ребенком: директивное сотрудничество; неэмоционально-потакающее сотрудничество; речевое взаимодействие; отстраняющее взаимодействие; формальное общение. Выбор форм и методов изучения семьи определяется конкретными условиями учреждения, особенностями личности педагога-дефектолога, особенностями семейного воспитания детей, уровнем педагогической культуры родителей и другими факторами. Среди методов изучения семьи наиболее распространенными являются: изучение документации, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности, беседа и другие. Эффективным является использование наблюдения с целью выявления взаимоотношений ребенка с родителями в разных условиях (во время утреннего приема детей в группу, в ситуации вечернего прощания детей и других). Так, например, в ситуации утреннего приема детей в группу обращаем внимание на следующие показатели: Настроение ребенка, родителей (веселое, равнодушное и т.д.). Высказывания по ходу общения (одобрение, критика, беседа и т.д.) Прощание (быстрое, долгое с уговорами, ласковое, с напутствиями и т.д.). Процедура раздевания (сам, родители, вместе) и другие.

Поведение родителей в эти моменты отражает их воспитательные установки.

Беседа позволяет учителю-логопеду получить анамнестические сведения, анкетные данные о родителях, информацию об условиях семейного воспитания детей с нарушениями речи. При подготовке и проведении беседы важно учитывать общие требования: Цель, место и время предстоящей беседы. Перечень вопросов, их последовательность, формулировку. Создание спокойной, непринужденной обстановки. Возможную реакцию родителей на вопросы беседы.

Проявление такта и осторожности при оценке детей, членов семьи. Результаты беседы следует сопоставить с другими методами.

К беседе с родителями детей с нарушением речи предъявляются и специальные требования:

Доступность используемой терминологии.Подчеркивать достоинства и достижения ребенка даже с тяжелыми нарушениями речи. Конструктивная направленность, т.е. поиск ответа на вопрос “Что делать?” оставив в стороне поиски ответа на вопрос “Кто виноват?”. Примерный текст работы с родителями по изучению анамнестических сведений представлен в Приложении 1. Метод интервьюирования является способом получения информации с помощью устного опроса. Обычно используется два вида интервью: свободное, не регламентируется темой и формой беседы и стандартизированное, которое включает вопросы с предполагаемыми вариантами ответов. При использовании метода интервьюирования учитывается: Выбор места проведения и создание благоприятной атмосферы для общения. Вначале интервью оговаривается цель, задачи, гарантируется анонимность опроса. Соблюдение интервьюером нейтральной позиции. Организация записи (по памяти, письменно, на диктофон, магнитофон). Метод анкетирования является письменным опросом, предполагающим получение ответов респондентов для установления фактов. Виды проведения анкетирования: контактное (исследователь сам проводит); заочное (анкета с инструкциями рассылается респондентам). По типам анкеты различаются: открытые (сам испытуемый отвечает на вопросы), закрытые (испытуемый выбирает вариант ответов), смешанная. Примерный вариант смешанной анкеты для родителей по сбору анамнестических данных представлен в Приложении Для комплексной диагностики семьи и семейного воспитания применяются тесты, опросники, анкеты, проективные методики, использование которых предполагает сотрудничество учителя-логопеда с педагогами-психологами, социальными работниками и другими специалистами. Методиками изучения семьи и семейного воспитания являются: Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР), разработанная В.Е. Каганом и И.П. Журавлевой. Методика PARI, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной роли. Разработана Е.Шеффер, Р.Белл, адаптированный вариант Т.В. Нещерет.

Методика диагностики родительского отношения (ОРО), направленая на оценку родительского отношения как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку. Разработана А.Я. Варга, В.В. Столиным. Опросник для родителей “Анализ семейного воспитания (АСВ) ”, направленный на выявление отношений в воспитании детей. Разработан Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицким.

Опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР), используемый для диагностики родительско-детских отношений и взаимодействия. Предложен И.М. Марковской.

Системный тест семьи (FAST) Т. Геринга и И.Вилера, предназначенный для исследования взаимоотношений в семье и оценки иерархии отношений между членами семьи.

Проективная методика “Рисунок семьи” (РС), оценивающая внутрисемейные отношения. Описана В.Вульф, Л. Корман, А.Захаровым и другими. Разновидностью является кинетический рисунок семьи (КРС), предложенный Р. Бернсом, С. Кауфманом.

Методика Рене Жиля, предназначенная для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений.

Проективный тест “Семейная социограмма”, направленная на выявление положения члена семьи в системе межличностных отношений.

Метод “Незаконченные предложения”, используемый для выявления системы отношений обследуемого к семье. Разработан Саксом и Леви и другие.

Таким образом, методы изучения семьи направлены на: выявление анкетных и анамнестических сведений; изучение ребенка и его отношений с родителями; выявление уровня самопознания и самооценки родителей как воспитателей.

Формы работы учителя-логопеда с родителями делятся на три основные группы:

индивидуальные: беседы; консультации; практикумы; посещение занятий; ведение тетрадей для домашних заданий; групповые (коллективные): родительские собрания; вечера вопросов и ответов; заседания круглого стола; занятия-тренинги; совместные праздники и развлечения; дни открытых дверей; школы для родителей; родительские конференции; семейные (домашние) педсоветы; деловые игры, семинары-практикумы; кружки для родителей и детей и другие; наглядно-информационные: выставки детских работ; фотовыставки; реклама книг, статей из газет, журналов; информационный банк; стенды; папки-передвижки; библиотеки; тематические выставки; санбюллетень; информационные корзины (шкатулка, ящики)= родительская почта; памятки; рекламные буклеты, листовки, плакаты, видеоролики; телефон доверия, копилка советов и другие. При выборе форм работы учителю-логопеду необходимо реализовывать индивидуальный подход к родителям и к детям. На начальных этапах взаимодействия используются индивидуальные формы работы: демонстрация матери при


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: