Земной Рай. - Мательда
2. Господень лес - то есть Земной Рай.
20. Над взморьем Кьясси наполняя бор - сосновый лес (Pineta) на берегу
Адриатического моря, к югу от Равенны. Эта местность носит название Chiassi,
или Classe (от лат. classis - флот), потому что во времена императорского
Рима здесь был расположен морской порт (Portus Classis) Равенны.
Впоследствии море отступило к востоку.
21. Эол - царь ветров, держащий их скованными в пещере и выпускающий их
по произволу. Сирокко - юго-восточный ветер.
25. Поток - Лета (см. ст. 121-133).
40. Явилась женщина. - Из уст Беатриче (Ч., XXXIII, 119) мы узнаем ее
имя: Мательда.
49-51. Прозерпину (см. прим. А., IX, 38-48), дочь Юпитера и Цереры, бог
преисподней Плутон похитил в тот миг, когда она собирала цветы на лугу
(Метам., V, 385-401).
б5-66. Венеры, уязвленной негаданно сыновнею рукой. - Венера воспылала
любовью к Адонису, когда ее сын Купидон нечаянно задел ей грудь стрелой
(Метам., X, 525-532).
71-72. Геллеспонт... - Ксеркс, наведя мосты, с несметным войском
перешел Геллеспонт и вторгся в Грецию (в 480 г. до н. э.). Потерпев
поражение, он переплыл его обратно в рыбачьей лодке, спасаясь бегством.
73-74. Леандр, герой греческой легенды, обитавший в Абидосе, на
азиатском берегу Геллеспонта, по ночам переплывал пролив для свиданий с
Геро, жившей в Сесте, на европейском берегу.,
76. Мой смех средь этих мест - то есть посреди Земного Рая, навсегда
утраченного для человечества.
81. "Delectasti" (лат.) - "Ты возвеселил [меня, господи, творением
твоим...]". Мательда поясняет, что она радуется красоте Земного Рая.
82. Ты, впереди... - Данте стоит ближе к Мательде, чем сопутствующие
ему Вергилий и Стаций (ст. 145-147).
85-87. Данте, помня сказанное Стацием (Ч., XXI, 46-54), удивлен,
встретив воду и ветер в Земном Раю.
97-108. Согласно с Аристотелевой физикой, "влажными парами" порождаются
атмосферические осадки, а "сухими парами" - ветер. Мательда поясняет, что
только ниже уровня ворот Чистилища наблюдаются такого рода смуты,
порождаемые паром, который "вслед за жаром", то есть под воздействием
солнечного тепла поднимается от воды и от земли. На высоте Земного Рая уже
нет беспорядочных ветров. Здесь ощущается только равномерный круговорот
земной атмосферы с востока на запад (ср. ст. 7-12), вызываемый вращением
первой тверди, то есть девятого неба, или Перводвигателя, который приводит в
движение замкнутые в нем восемь небес.
121-133. Поток, текущий в Земном Раю, разделяется на два. Влево (ст.
27) струится Лета, истребляющая память о совершенных грехах; вправо - Эвноя
("добрая память"), воскрешающая в человеке воспоминание о всех его добрых
делах.
141. В парнасских снах - то есть в поэтических мечтаниях.
41. Урания с хором - то есть с остальными музами. Урания (небесная) -
муза небесной науки (астрономии). Данте призывает ее потому, что его предмет
особенно возвышен.
43-154. Вдали, за искажающим простором... - Отсюда до окончания песни
следует описание шествия торжествующей церкви, идущей навстречу
раскаявшемуся грешнику.
50. Светильники. - Шествие открывается семью светильниками, которые, по
Апокалипсису (гл. 4, 5), "суть семь духов божиих".
78. Лук солнца или перевязь луны - цвета радуги (лук Аполлона) или
лунного кольца (перевязь Дианы).
82-83. Двенадцать чет маститых старцев - двадцать четыре книги Ветхого
завета.
92. Четыре зверя - четыре Евангелия.
96. Аргус - см. прим. Ч., XXXII, 65.
100-105. Прочти Езекииля... - В книге Иезекииля (Библия) и в
Апокалипсисе Иоанна описываются фантастические звери, усеянные глазами. В
первом случае они четырехкрылые, а во втором - шестикрылые, как у Данте, что
и оговорено в ст. 104-105.
107. Победная повозка - колесница, символизирующая христианскую
церковь.
108. Грифон (лев с орлиными крыльями и орлиной головой) - символ
богочеловека, Христа.
116. Сципион Африканский, победитель Ганнибала.
117-120. Сам выезд Солнца... - См. прим. А., XVII, 106-108.
121-129. Три женщины у правого колеса - три "богословские" добродетели:
алая - Любовь, зеленая - Надежда, белая - Вера.
130-132. Четыре женщины у левого колеса - четыре "основные"
("естественные") добродетели (см. прим. Ч., I, 23-27). Из них у Мудрости -
три глаза, которыми она озирает прошлое, настоящее и будущее.
133-141. Два старца. - Один олицетворяет "Деяния апостолов",
приписываемые апостолу Луке, который по легенде был врачом и потому одет,
как питомец Гиппократа (А., IV, 143). Другой - "Послания апостола Павла",
аттрибутом которого считался меч.
142. Смиренных четверо - "Послания" апостолов Якова, Петра, Иоанна и
Иуды.
143-144. Одинокий старец - Апокалипсис.
154. Позади знамен - то есть позади семи светильников.