Произведения древнерусской литературы (должны быть прочитаны обязательно (С 1 по 55)

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)

Программа курса

по специальности

Москва 2010


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)

Программа курса

Составитель

д.ф.н., проф. А.В. Каравашкин

Программа утверждена

на заседании кафедры истории русской литературы 2 сентября 2010 г.

протокол № 1

© Российский государственный

гуманитарный университет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс истории древнерусской литературы предназначен для студентов, обучающихся по специальностям «филология» (дневное и вечернее отделение,1 курс, 1 семестр), «история» (дневное и вечернее отделение, 2 курс, 1 семестр) и состоит из 26 лекционных часов и 8 часов семинарских занятий.

Цель курса – познакомить студентов со спецификой и основными этапами развития русской средневекового искусства слова и книжности, дать представление о смене литературных эпох русского Средневековья в связи с эволюцией отдельных жанров. При этом особое внимание уделяется литературной технике писателей XI-XVII вв. и поэтике наиболее выдающихся памятников.

Задачи курса: 1) рассмотреть особенности каждого периода истории древнерусской литературы; 2) раскрыть содержание памятников средневековой словесности в контексте типичных способов определения ситуации (объяснения) фактов исторической жизни; 3) провести разграничение между современными научными методами интерпретации памятников и теми конвенциональными моделями, которые определяли особенности мышления средневековых авторов; 4) помочь студентам понять закономерности формообразования и жанровую специфику древнерусской литературы.

Своеобразие курса заключается в его историко-филологической и культурологической направленности, предполагающей аналитическое прочтение шедевров древнерусской литературы как своеобразных источников авторского самосознания.

На семинарских занятиях рассматриваются наиболее известные памятники древнерусской литературы и предлагаются вопросы и задания для студентов. При этом особое внимание уделяется научным исследованиям, опыт медленного чтения которых позволит понять своеобразие медиевистической русистики как особой научной дисциплины.

По окончании курса студенты должны получить навыки филологического анализа древнерусских текстов, приобрести опыт работы с исследованиями медиевистов-русистов, познакомиться с принципами изучения историко-литературного процесса, с герменевтикой средневековых источников, овладеть отдельными сведениями, относящимися к истории и теории литературы, текстологии, источниковедению, культурологии.

В ходе курса предполагается проведение письменных контрольных работ и проверка знаний студентов на семинарских занятиях. Экзаменационная оценка выставляется после итоговой контрольной работы (вопросы приведены в программе).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ЖАНРОВ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕУРССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Своеобразие древнеславянских литератур по сравнению с византийской западноевропейской книжной традицией. Проблема взаимозависимости древнерусской литературы и фольклора.

Религиозный символизм и начала средневековой эстетики. Концепция мира и человека: космология, провиденциализм, антропология и учение о свободе, спасении души и «казнях Божьих». Принципы христианской эсхатологии. Летописная, агиографическая и ораторская модели времени.

Жанровая система древнерусской литературы как научная конструкция. Недостаточное дифференцирование жанров и жанровых обозначений в восточнославянской книжной традиции. Структурные отношения жанров: объединяющие сборники-ансамбли и первичные жанры. Устойчивые жанрообразующие признаки в агиографии, воинской повести, хождениях, посланиях, торжественных проповедях.

Историзм и дидактическая, учительная направленность древнерусской литературы.

Образцы и техника древнерусского писателя. «Литературный этикет» и традиционализм («узус» и норма, их разграничение). Формообразующие и конвенциональные модели. Топосы-мотивы и топосы-формулы. Авторитетные тексты и обращение средневекового книжника к «чужому» слову. Приемы интерпретации и расширенного использования библейских текстов (буквализм, синкризис, аллегорические толкования, типологические сюжеты и образы). Послание пресвитеру Фоме Климента Смолятича как программное обоснование символико-аллегорической экзегезы.

Рукописный характер и анонимность древнерусской словесности. Основные понятия медиевистической текстологии (список, архетип, протограф, извод, стемма). Редкация как целенаправленная идейная или стилистическая переработка, подчиненная смысловым интенциям интерпретатора. Отличие намеренной переделки от ошибок писца и переосмысления. «Темные места» и приемы реконструкции испорченного текста.

Памятники средневековой словесности как источники духовной культуры.

Хронологические границы древнерусской литературы. Основные вехи ее истории.

Тема 2. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.

Начальный этап древнерусской книжности (кирилло-мефодиевская традиция, древнеболгарское влияние, типология ранних переводных памятников, гимнография). Литературная теория в «Изборнике Святослава» 1073 г. (трактат Георгия Хуровска «Об образех»). Переводная агиография. Апокрифы. Исторические и естественнонаучные произведения. Выдающиеся переводные памятники домонгольского периода: «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Хроника» Георгия Амартола, Толковая Палея, «Откровение Мефодия Патарского», апокрифы о Енохе, Жития Василия Нового и Андрея Цареградского.

Летописание Киевской Руси. Гипотеза А.А. Шахматова и реконструкция ранних летописных сводов XI в. Летописцы Никон Великий, игумен Иоанн и Нестор. Три редакции «Повести временных лет». Источники летописи Нестора (устные и письменные). Историософия и этническое самосознание летописцев. Генезис летописной формы. Погодная запись. Система первичных жанров в составе летописи. Способы изображения человека. Жизнь и деяния князей в летописях. Проблема «эпического стиля» и сказания о князьях-язычниках в «Повести временных лет». Сведения о героях из народа. Крещение Руси (концепция Нестора-летописца, «Память и похвала» мниха Иакова, «Слово о законе и благодати», «Слово на обновление Десятинной церкви»).

Торжественные и дидактические поучения в литературе Киевской Руси (Иларион, новгородский архиепископ Лука и Феодосий Печерский как церковные деятели и проповедники). Византийская традиция эпидиктического красноречия. Композиция и ритмический строй «Слова о законе и благодати» 1037-1050 гг.

Агиография Киевской Руси. Житийный канон и агиологические разновидности. Агиографические топосы. Борисо-глебовский цикл и гипотезы о его формировании (анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», «Чтение» Нестора, летописная повесть о Борисе и Глебе, паремейные чтения о Борисе и Глебе). Способы изображения человека и конвенциональная модель «страстотерпчества». «Житие Феодосия Печерского» и традиции византийской агиографии.

Хождения как жанр древнерусской книжности. Типология путевых записок. «Хождение игумена Даниила» как первый оригинальный памятник паломнической литературы. Канон и топика хождений.

«Поучение» Владимира Мономаха. Основные философские и этические проблемы. Образ идеального князя. Автобиографический характер памятника. Структура поучения и его книжные источники. Княжеское послание как разновидность домонгольской эпистолографии. Послание Владимира Мономаха Олегу Святославичу.

Тема 3. ОБЛАСТНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ XII-XIII ВВ. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».

Особенности новгородского и владимиро-суздальского летописания. Киевские литературные традиции и галицко-волынское летописание. Киевская летопись XII в.

«Моление» Даниила Заточника. Редакции памятника и гипотезы об их происхождении. Жанровое своеобразие и возможные источники «Моления». Афористичность и ритмическая организация. Лексика и фразеология в образном контексте.

Галицко-волынская летопись как оригинальный литературный памятник. Этапы формирования. Композиция и стилистика.

Киево-Печерский патерик: история возникновения, жанровые прототипы, композиционные особенности. Своеобразие патерикового жития. Герои патерика и приемы изображения исторических лиц. Религиозно-символический способ объяснения событий и конфликт добра и зла, изображенный в патерике. Демонологические сюжеты.

«Слово о полку Игореве». История открытия и изучения. Текстология памятника и его источники. Первая публикация (проблема разбивки текста, «темные места», непонятые исторические реалии, лексика – тюркизмы и гапаксы). Проблемы атрибуции, датировки, подлинности «Слова». Основные направления слововедения. Типология переводов, комментариев и справочных изданий.

Историческая основа древнерусской «песни». Летописные повести о походе Игоря на половцев в 1185 г. Трактовка исторических событий автором «Слова». Язык аллюзий и припоминаний. Книжная традиция, фольклор, мифология.

Сюжетосложение и связанная с ним антитетичность образов. Внутренний и внешний конфликты. Чередование эпических и лирических фрагментов. Пространственно-временная организация. Композиция произведения. Триадическая структура. Ретроспективная историческая аналогия. Ретардация. Поэтика повторов. Система образов. Символика. Изобразительно-выразительные средства. Природа в «Слове». Цветообозначения и «звуковой мир». Ритмический строй.

Кирилл епископ Туровский – проповедник и экзегет. «Слова» Кирилла: тематика, структурное своеобразие, система ораторских приемов, ритмика. Притчи и молитвы Кирилла.

Тема 4. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ. КНИЖНОСТЬ МОСКОВСКОЙ РУСИ XIV-XV ВВ.

Литература зрелого русского Средневековья. События начала монголо-татарского нашествия в летописях. Объяснение катастрофы XIII в. в памятниках церковного красноречия. Учение о «Божьем батоге» в проповедях Серапиона Владимирского. Композиционные особенности и жанровое своеобразие «слов» владимирского епископа.

«Слово о погибели Русской земли». Гипотезы о происхождении произведения. Композиция. Описание Русской земли и сопредельных народов. Ритмическая организация. Символические аллитерации и фонические повторы.

Повесть о Михаиле Черниговском. Агиографическая топика, типичное определение ситуации и мотивы мученических житий. Каноническая схема, по которой строится повествование.

Житие князя-воина – новая агиографическая разновидность древнерусской литературы. Причины жанрового синтеза и развитие риторического стиля «плетения словес» в агиографии. «Житие Александра Невского». «Повесть о Довмонте Псковском». «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского».

Литература рубежа XIV-XV вв. Проблема второго южнославянского влияния. Гипотезы об истоках экспрессивно-эмоционального стиля в русской агиографии. Творчество Епифания Премудрого. Признаки смысловой и фонетической суггестии в «Житии Стефана Пермского». Композиционный строй памятника и включение в его ансамбль малых жанровых образований (плач, молитва, похвала). «Житие Сергия Радонежского» и его редакции. Пахомий Серб – продолжатель Епифания Премудрого. Проблема атрибуции епифаниевых житий.

Куликовский цикл. Летописные повести и «Сказание о Мамаевом побоище». Рукописная традиция и вопросы датировки. «Повесть о разорении Рязани Батыем» и литература XV-XVI вв. Цепочный и концентрический типы построения памятников воинского жанра. Монументальность и экспрессивность повествования в «Сказании». Приемы ретардации, повторы, принцип «обманутого ожидания», занимательность, изобразительно-выразительные средства.

Памятники Куликовского цикла и «Слово о полку Игореве». Гипотезы об авторе и времени возникновения «Задонщины». Редакции памятника. Стилистическая неоднородность произведения.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина как путевой дневник. Изоморфизм исповедальных и повествовательных элементов. Описание Индии и система прямых высказываний автора. Рудименты паломнической топики. Переводные памятники Древней Руси и тема хождения в «поганую» землю.

Развитие историко-легендарной повести на рубеже XV-XVI вв. «Повесть об Иоанне Новгородском» и «Сказание о Дракуле-воеводе». Цепочный принцип соединения новелл. Международные бродячие сюжеты, мотивы сказок и «народных книг». Атрибуция «Сказания». Амбивалентность и «объективность» повествования.

«Послание на Угру» 1480 г. Вассиана Рыло – памятник старомосковской публицистики. Композиция произведения. Формулы древнерусской книжности, использованные автором. «Послание» Вассиана как источник «общих мест» и конвенциональных моделей, востребованных в эпоху Московского царства.

Тема 5. ПУБЛИЦИСТИКА, АГИОГРАФИЯ И ПАМЯТНИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ XVI ВЕКА.

Научная полемика об «интеллектуальном молчании» русского Средневековья. Историческая самооценка книжников Московской Руси. Идея константинопольского и древнекиевского наследия. Хронографы XV-XVI вв. («летописец Еллинский и Римский» и «Хронограф 1512 г.»). Эсхатологические чаяния и борьба с новгородско-московской ересью. «Просветитель» Иосифа Волоцкого и публицистика нестяжателей.

Историософия Филофея. «Сказание о князьях владимирских». Генеалогические легенды и символы Московского царства.

Сочинения митрополита Даниила и Федора Карпова. Публицистика Ермолая-Еразма. Поучения и «слова» Максима Грека. Сборник Ивана Пересветова. Философия истории и этическая концепция. Мечта о гармоничном соединении «правды» и «веры». Раздумья о будущем Русского государства и назидание, адресованное Ивану Грозному. Структура сборника. Композиционная роль «Повести о взятии Царьграда турками» Нестора Искандера и «Большой челобитной». Герои сборника, их иерархия и функции. Система изобразительно-выразительных средств. Рефрены и риторическая природа нерегулярной рифмы.

Публицистика второй половины XVI в. «Письмовники» средневековой Руси. Эпистолярный канон византийского гуманизма. Жанрообразующие признаки послания в творчестве Максима Грека и Андрея Курбского. Переписка Грозного и Курбского как феномен позднесредневековой культуры. Тема Страшного суда и «испытания совести». Принципы цитирования Священных текстов. Структура дипломатического письма и диатрибы – жанровых прототипов посланий Грозного. Идиостиль в полемических сочинениях первого русского царя (переписка с Василием Грязным и Юханом III, послание в Кирилло-Белозерский монастырь, челобитная Семиону Бекбулатовичу, «Ответ» Яну Роките).

«История о великом князе Московском» Курбского. Концепция мира и человека. Жанровая природа памятника. Формы авторского присутствия. Риторика Курбского. Переписка Курбского в Литве и на Волыни. Переводческая деятельность кружка в Миляновичах. Западнорусская учительная и богословская традиция.

Обобщающие литературные памятники. Канонизация местночтимых святых как общерусских 1547-1549 гг. «Великие Минеи Четьи» митрополита Макария. Структура и жанровый состав. Принципы редактирования агиографических произведений. «Второй монументализм» и его стилевая специфика. Стоглавый собор 1551 г. «Домострой» как обоснование сотериологической миссии российского «самодержавства» и воплощенный канон государственной и семейной жизни.

Памятники исторического повествования. Никоновская летопись и Лицевой летописный свод. «Степенная книга» и самосознание книжников Московского царства в эпоху Грозного. Структура и топика жизнеописаний. Переосмысление традиционной летописной формы и «лествичный» биографический принцип повествования. «История о царстве Казанском» как синтез летописи и воинской повести. Поэтика «Истории».

Тема 6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII В. «ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД».

Книжность Смутного времени – последний этап литературной традиции позднего Средневековья на Руси. Публицистика начала Смуты. Осмысление событий 1598-1613 гг. современниками. «Видение некоему мужу духовну» протопопа Терентия. Оценка царствования Бориса Годунова и самозванчества в памфлетах и воззваниях времени Василия Шуйского. М.В. Скопин-Шуйский – герой древнерусской литературы (приемы идеализации и элементы экспрессивно-эмоционального стиля в повести о смерти и погребения князя). Портретные характеристики правителей эпохи Смуты («парсуна» как феномен искусства и литературы). «Открытие характера» и внутренняя противоречивость интерпретаций исторических событий в памятниках Смутного времени («Временник» Ивана Тимофеева). «Сказание» Авраамия Палицына как памятник исторического повествования (тема «измены» и верности, «крестного целования», истинного и ложного царствования, воинские описания, композиция).

Основные особенности литературы 40-90-х гг. XVII в. Концепт «переходный период» и его судьба в историографии культуры допетровской Руси. Смена идеологических и эстетических констант. Сосуществование «старого» и «нового». Обновленный репертуар переводной книжности. Культурное влияние западнорусской гуманитаристики и киевского богословия в Москве. «Грекофилы» и «латинщики». Реформы XVII в. и сопротивление им. «Ревнители древлецерковного благочестия». Спор об иконах. Риторы и «дидаскалы». Их противники. Языковая стратегия книжников «переходного периода». Самые ранние восточнославянские пособия по поэтике («Книга поэтического искусства» 1637 г.).

Становление категории «художественный вымысел». Первые попытки ее теоретического осмысления. Рефлексия на тему «полезных» и «неполезных» повестей (послание стольника И. Бегичева боярину С.Т. Стрешневу). Псевдоисторические сказания о царях. Использование библейских текстов в строительстве придворной и «нижней» культуры XVII в. Античный роман и рыцарские сюжеты на Руси. Басни, «фацеции» и любовно-авантюрные повести. «Плут» и безымянный герой как выразители новой концепции человека. Развитие сатиры и пародии. Смеховая литература и фольклор.

Судьба агиографии в XVII в. «Повесть о Юлиании Лазаревской» – житие праведницы. Идеал спасения в миру. Опрощение агиографической формы.

Способы переосмысление традиционной модели святости и духовного подвига. Публицистика старообрядцев («Книга бесед», Пятая челобитная и письма Симеону Крашенинникову Аввакума, послания дьякона Федора, житие Епифания).

«Житие» протопопа Аввакума и старообрядческая агиобиографическая традиция. Редакции памятника. Аввакум – традиционалист и реформатор. Рудименты житийного канона в его творчестве. Композиционная и содержательная роль видений и чудес (сон «о трех кораблях», исцеления бесноватых, знамения). Топосы праведности и покаянные мотивы в «Житии». Языковая позиция протопопа (высокое и низкое, бытовое и сакральное). Приемы включения библейских цитат и символов в непривычный образный контекст. «Вяканье» Аввакума и сказовая форма «Жития».

Досиллабический период русского стихотворства. Поэзия И.А. Хворостинина, С.И. Шаховского, И. Наседки. «Приказная» и «новоиерусалимская» школы поэзии. Барокко и русская силлабика. Поэтический кружок Симеона Полоцкого. Поэты-силлабики и традиции европейского гуманизма и просветительства. Идея универсальных языков. Осведомленность поэта-творца. Топос барокко – «Мир есть книга». Церемониальность придворной панегирической поэзии. Сборники Симеона Полоцкого («Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»). Зрительно-символические способы организации поэтического текста. Фигурные стихи и визуальное воплощение идеи в графемах. Идея порядка и систематизации вещного мира. Многообразие тем и жанров. Учительная, просветительская направленность и общие места дидактической поэзии барокко. Творчество Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Пьесы Грегори и репертуар придворного театра. Постановка «Артаксерксова действа» в 1672 г. «Правдоподобие», вымысел, история в ранней драматургии. Вечные идеи и особенности их репрезентации. Комическое и серьезное. Морализаторская и декларативная направленность непосредственных обращений к зрителю. Изображение внутреннего мира человека. Пьесы Симеона Полоцкого. Школьная драма.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВНИМАНИЕ!!!

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОЧИТАНЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО (С 1 ПО 55)

1. «Повесть временных лет» (Хождение апостола Андрея, Предание об основании Киева, Притча об обрах, Повесть о взятии Олегом Царьграда, Сказание о смерти Олега от коня, Об убийстве Игоря и мести Ольги древлянам, Хождение Ольги в Царьград, Сказание о Кожемяке, Сказание о белогородском киселе, О единоборстве Мстислава с Редедею, Слово о нашествии иноплеменных, Повесть о восстании в Киеве в 1068 г., Повесть об ослеплении Василька Теребовльского).

2. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

3. Сказание о Борисе и Глебе.

4. Хождение игумена Даниила.

5. Поучение Владимира Мономаха и его послание князю Олегу Святославичу.

6. «Сказание, како сотвори Бог Адама».

7. «Хождение Богородицы по мукам».

8. «Слово в новую неделю по Пасце» Кирилла Туровского.

9. Его же. «О летописцах и песнотворцах».

10. Повесть о походе Игоря на половцев (из Киевской летописи, вошедшей в Ипатьевский летописный свод).

11. «Моление» Даниила Заточника.

12. Киево-Печерский патерик («О Тите попе и Евгарии диаконе», «О преподобном Моисее Угрине», «О Алимпии иконописце»).

13. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

14. «Слово о погибели Русской земли».

15. Житие Александра Невского.

16. Поучения Серапиона Владимирского.

17. Повесть о Михаиле Черниговском.

18. «Задонщина».

19. «Сказание о Мамаевом побоище».

20. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского».

21. Из «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым.

22. Послание Епифания Премудрого о Феофане Греке.

23. Повесть об Иоанне Новгородском.

24. Повесть Нестора Искандера о взятии Царьграда.

25. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

26. «Сказание о Дракуле-воеводе».

27. Сочинения Максима Грека («Слово, пространнее излагающе, с жалостию…», «О пришельцах философех», «Похвальная словеса… книги грамматики»).

28. Из Переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским.

29. «Сказание о Магмете-салтане» Ивана Пересветова.

30. Повесть о Петре и Февронии.

31. Из «Истории о Казанском царстве».

32. Повесть о преставлении и погребении князя М.В. Скопина-Шуйского.

33. «Написание вкратце о царех московских».

34. Повесть о Юлиании Лазаревской.

35. Повесть об Азове («Поэтическая»).

36. Из переводной литературы XVII в. («Великое зерцало», «Басни Эзопа», «Фацеции»).

37. Вирши Симеона Полоцкого.

38. Эпитафия Сильвестра Медведева на смерть Симеона Полоцкого.

39. Вирши Кариона Истомина.

40. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.

41. Протопоп Аввакум «Об иконном писании» (Беседа четвертая).

42. Повесть о Ерше Ершовиче.

43. Повесть о Шемякином суде.

44. Повесть о Карпе Сутулове.

45. Калязинская челобитная

46. Повесть о бражнике.

47. Повесть о Горе-Злочастии.

48. Повесть о Савве Грудцыне.

49. Повесть о Фроле Скобееве.

(По одному из изданий хрестоматии: Древняя русская литература / Сост. Н.И. Прокофьев. М.: «Просвещение», 1988; М.: «Флинта», «Наука», 2000).

50. «Слово о полку Игореве» (По отдельному изданию: «Слово о полку Игореве: Сборник. Сост. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева, О.В. Творогова. Коммент. Н.А. Мещерского и А.А. Бурыкина. Л.: «Советский писатель», 1985 – Б-ка поэта. Большая сер.).

51. Житие Феодосия Печерского (Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII вв. М., 1979 или Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т.1.).

52. Житие Сергия Радонежского (Памятники литературы Древней Руси. XIV – первая половина XV века. М., 1981).

53. Послание на Угру Вассиана Рыло 1480 г. (Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. М., 1982).

54. Житие протопопа Аввакума и его Пятая челобитная царю Алексею Михайловичу (Одно издание на выбор: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Сост. и коммент. Н.К. Гудзия. М., 1997 – репринт; Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга первая. М., 1988; Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. М., 1989; Житие Аввакума и другие его сочинения / Под ред. А.Н. Робинсона. М., 1991).

55. « Служба кабаку» и «Лечебник на иноземцев» (Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. М., 1989).

ВНИМАНИЕ!!!

ЛИТЕРАТУРА ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ (ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ КОНСПЕКТЫ)

1. Шахматов А.А. Повесть временных лет (три редакции) // Древнерусская литература в исследованиях. Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков. М., 1986. С. 134-162.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: