3.1. Гуманические основы искусства Возрождения.
Происхождение термина «Возрождение». Хронологические рамки. Периодизация эпохи Итальянского Возрождения. Научно-философские основы Возрождения. Гуманизм. Неоплатонизм. Антропоцентризм. Обмирщение культуры и искусства. Место античной культуры в системе ценностей итальянского Возрождения. Взаимоотношение науки и искусства в эпоху Возрождения. Рационализм как одна из основ мировоззрения эпохи.
3.2. Живопись Протренессанса в Италии.
Чимабуэ, Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне – наиболее яркие представители Проторенессанса в изобразительном искусстве. Формирование нового художественного метода. Природа и античность как две его составляющие.
3.3. Живопись периода Треченто.
Флоренция – главный центр нового искусства Италии. Филиппо Мазаччо и утверждение принципа приоритета натуры над образцом.
3.4. Живопись периода Кватроченто.
Творчество живописцев Пьеро делла Франческо, Джованни Беллини, Сандро Боттичелли, фра Филиппо Липпи, Появление портрета, батальной картины, разработка мифологических сюжетов – как свидетельство активного развития светского направления в искусстве.
|
|
3.5. Высокое Возрождение.
Академия Медичи во Флоренции. Творчество Леонардо да Винчи – первого мастера Высокого Возрождения. Поиск высшей гармонии в творчестве Рафаэля Санти. Титанизм – главная тема творчества Микеланджело Буонаротти в живописи. Творчество Джорджоне и раннего Тициана.
3.6. Искусство Позднего Возрождения.
Творчество Тициана, Тинторетто и Веронезе. Маньеризм – новое явление в живописи или «закат» Ренессенса?
3.7. Северное Возрождение.
Определение Северного Возрождения. Нидерландская живопись XV-XVI вв. Творчество Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха – первый этап в продвижении к новым идеалам в искусстве. Искусство Питера Брейгела Старшего.
Искусство Германии конца XV – первой трети XVI века. Творчество Альбрехта Дюрера Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего.
4. Западноевропейская живопись XVII века. Эпоха барокко и классицизма.
4.1. Караваджизм и академизм в Итальянской живописи XVII века.
Зарождение и развитие академизма. Основание Болонской Академии, ее программа. Творчество братьев Карраччи.
Караваджо – глава итальянского реализма рубежа XVI – XVII веков.
Римские караваджисты: Манфреди, Борджани, Джентилески.
Стиль барокко в Италии. Его художественные особенности и идейное содержание. Папский Рим – центр барочного искусства.
4.2. Голландская живопись XVII века как зеркало реальности.
Национально-освободительная борьба на севере Нидерландов. Образование буржуазной республики. Жанровое многообразие голландского искусства. Жанр «светских обществ». «Марина» в искусстве Порцеллиса и Влигера. Реалистические достижения в области передачи пространственного единства средствами тональной живописи.
|
|
Портрет в творчестве Франса Халса. Основание мастерской в Харлеме – центре демократического голландского искусства.
Великий голландский художник XVII века Рембрандт.
Представители бытового жанра: Ян Вермер Делфтский, Стен, Терборх, Метсю, Мирис Старший. «Крестьянский жанр» в творчестве Адриана ван Остаде.
Голландский натюрморт. Утверждение ценности материального мира в произведениях П. Класса, В. Хеды, В. Калфа, Ю. Стрека.
4.3. Барокко во Фламандской живописи XVII века.