Понимание античной философией мира и места человека в нем (человек и трансцендентная сфера действия, вопрос о творческой активности человека). «Картина души» (О.Шпенглер) античного героя драмы. Человек как объект внешней жизни. Душевная статика героя как проявление античного мирочувствования. Событийно-ситуативная основа античной трагики. Отсутствие индивидуальных черт личности и явления, необходимость маски в аттической драме. Лишенность античной архаической драмы психологически разработанных индивидуальных характеров. Монологи и диалоги (монологичные по своей природе) героев, постоянное присутствие хора как проявление духа античного полиса. Отсутствие драматического действия в значении «делания», «действования», «волеизъявления». Катастрофический финал действия: справедливое возмездие за некую индивидуальную или родовую вину – за инициативное (не всегда осознанное) нарушение миропорядка. Особенности конфликта в античной трагедии: неминуемый поворот «гибельной стороны событий» «стороной возрождения и созидания», «основанием новых городов, домов, родов» (О.М.Фрейденберг).
|
|
Новое понимание аттической драмой человека и присущих ему возможностей. Драматическое действие, охватывающее «такой отрезок во времени, когда человек решается на действие, выбирает линию поведения и вместе с тем принимает на себя ответственность за сделанный выбор» (Б.Ярхо).
2. 1. 3. Новое понимание драматического действия в античной драме на рубеже 19 –20 веков. Концепция хора
«Происхождение трагедии из духа музыки» (1872) Ф.Ницше. Хор как феномен более древний, чем собственно «действие». Важнейшая роль хора по отношению к роли сценического действия. Риторико– лирические сцены, пафос как основа трагического действия в античной трагике (Ф.Ницше). Воздействие хора на театрального зрителя («метафизическое утешение»).
Категории «страх», «сострадание», «катарсис» в их соотнесенности с особой ролью зрителя в античной драме (О.Шпенглер).
Литература
Аристотель Поэтика// Аристотель Сочинения: В 4-х тт. Т.4. М.,1983. С.657 – 658. Или: Аристотель Поэтика. Риторика. СПб.,2000. С.38 – 39.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки// Ницше Ф. Соч.: В 2-х тт. Т.1. М.,1990. С.57 – 157.
Шпенглер О. Закат Европы: В 2х тт. М.,1993. Т.1. С.477 – 510.
Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга: История учений о драме. М.,1967.
Владимиров С.В. Действие в драме. Л.,1972.
Костелянец Б. О. Драма и действие: Лекции по теории драмы. — М., 2007.
Исторические разновидности драматического действия: классическая драма. Понятие «драматическое действие» как ключевое для теории драмы Г.В.Ф.Гегеля, В.Г.Белинского