Специфика сценического высказывания

Составные акта сценического высказывания: индивидуальные дискурсы персонажей, всеохватывающие дискурсы автора и постановочной группы. Двуадресность драматической сценической речи: живой диалогический контакт героев; монологическое непосредственно–публичное обращение актеров к зрительному залу (партии античного хора, тирады резонеров в классицистических трагедиях, комедийно – фарсовое балагурство на публику, задушевные высказывания героев реалистических пьес, зонги в современном эпическом театре). Трехсубъектная речевая коммуникация в драме. Внутренне напряженный и противоречивый характер драматического речеобразования.

Языковой элемент в реалистическом, экспрессионистическом и авангардном театре. Поэтика диалога в авангардном театре.

Литература

Хализев В.Е. Речь в драме // Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.,1986. С.186 – 215.

Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.,1974. С.251 – 266.

Винокур Г.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи // Винокур Г.О. Филологические исследования. М.,1990. С.196 – 240.

Дискурс. Диалог// Пави Патрис. Словарь театра. М.,1991.

Вайман С.Т. Драматический диалог. – М., 2003.

Лагутин В.И. Проблемы анализа художественного диалога. К прагмалингвистической теории драмы. – Кишинев, 1991. - 98 с.

Винокур Т.Г. О семантическом принципе разговорной стилизации в драматургии Гоголя // Res philologica. Филологические исследования. М.,Л., 1990.

Мукаржовский Я. Сценическая речь в авангардном театре // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.,1994. С.356 – 360.

Шишкина И.П. Структурно-функциональная специфика драматического текста // Структурно-функциональный аспект предложения и текста. - Л., 1987. – С. 96-102.

Лекции 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: