Любое описание или теоретическое осмысление политической социологии, которое строилось бы на характеристике ее предмета через самые доступные и обыденные элементы, невольно свелось бы к некому этноцентризму. В то же время отказ от определения специфики сферы действия политической социологии по причине разнообразия форм власти или множественности теорий, предметом
ЧАСТЬ I. Институт политики
которых она является, стал бы этноцентризмом наоборот; это было бы равносильно утверждению, что родства не существует, поскольку имеется огромное число типов семей, отличающихся структурой, ролью составляющих ее элементов, связями, объединяющими биологическое родство, и способами его социальной структурации.
Согласимся также с идеей, что, если политическая социология является дисциплиной научного типа, должно учитываться и существование научного сообщества. И когда Дюркгейм (который не включил, однако, политическую социологию в программу своих исследований, конечно же, по стратегическим соображениям) предпринимает попытку обсудить политические теории Платона, чтобы выяснить, является ли утопическая модель «Государства» (Politeai) «коммунистической» или «социалистической», он берет в качестве критерия место государства в совокупности гражданской общины или, используя его терминологию, анализирует соединение «экономической жизни» «и «жизни политической». Эту формулу можно встретить уже у Токвиля, который занимается вопросом о политических свободах в Средние века. Что касается Маркса, он исследует отношения между государством и гражданским обществом в древних общинах Германии или у инков. Дюркгейм, Токвиль, Маркс — эти три основателя социологии, не колеблясь, выходят за пределы своего века для исследования проблем политики. Если говорить о Вебере, данное им определение политики обретает свой смысл лишь с учетом установленного им различия между двумя формами господства, между политической властью и властью иерократической (см. гл. X). Таким образом, начинать надо с изучения предмета, который, даже охватывая лишь определенную область общественной жизни, не может ограничиваться культурным ареалом или определенной эпохой, а требует сравнения с близкими и (или) отличными от него социальными формами.