Оксюморон, согласно которому статусная некомпетентность «молчаливо соответствует» статусной компетенции, следует понимать как эффект места, которое делит людей на тех, кто господствует, и тех, над кем господствуют. Господство вновь обретает здесь пространственный смысл: качество господства зависит не столько от того, насколько приказ господина имеет шансы быть исполненным (Вебер), сколько от принадлежности к более высокой социальной позиции. Эта система позиций представляет собой «поле» (термин взят из физики, где поле определяется как динамическое состояние, связывающее различные силы, например магнитное поле: железные опилки на листе бумаги, под которым помещен магнит, распределяются в соответствии со структурой гиперболических линий вокруг обоих полюсов). Поле является пространством, с определенным типом взаимодействия, которое функционирует как рынок, где отдельные лица и (или) группы лиц соревнуются между собой, и которое оказывает на каждого из них специфический эффект непризнания. Так, принадлежность полю философии мешала Сартру воспринимать аристократический элитизм Хайдеггера (что, кстати, неверно, см. с. 143). Но само понятие социального поля вновь возвращает нас к социологии, которая рассматривает в качестве главной проблему социальной энергии, ее природы и ее распределения. Понятие поля может также применяться по отношению к политике. Схема, помещенная ниже, представляет собой очень упрощенный вариант схемы, составленной Пьером Бурдье в «La distinction», но она позволит понять ее принципы (в ее основе лежат статистические данные до 1979 г., которые относятся, естественно, к Франции).
|
|
Схему можно читать, например, следующим образом: руководящие кадры государственного сектора обладают капиталом, равным капиталу ремесленников, но органический состав этого капитала существенно отличен; их состояние менее значительно, но уровень дипломов выше. Учителя школ имеют уровень дохода, который расположен в тех же зонах, что и уровень чернорабочих, но они имеют более высокий культурный капитал. Короче говоря, следует понимать одни группы исходя из других групп, в зависимости от их распределения согласно определенным переменным величинам. Здесь представлена система структурного типа, в которой место одной группы в социальном поле определяется лишь относительно места другой.
«LIBIDO DOMINANDI»
Метафора поля может быть понята как дальнейшее развитие, через абстрагирование и расширенное толкование, одного из первых трудов Бурдье, а именно его этнографического исследования общины кабилов, где раздел пространства на основе разделения труда, задач, принуждений и ценностей по признакам пола определяет географию неравноправного раздела1. Мужское господство является
1 Этот анализ появился впервые в 1964 г. Он снова был опубликован в «Le sens pratique», затем послужил материалом для работы «La domination masculine» в «Actes de la recherche en sciences sociales». № 84, сентябрь 1990 r.
IV. Господство