По словам Маркса, Гегель верил, причем' необоснованно, в возможность решения проблемы разделения гражданского общества на социальные атомы при помощи корпораций, которые создают структуру этого общества. Ошибочное решение1. Поскольку проблема была бы просто неразрешимой по причине противоречий между корпорациями. Никакие уловки разума не позволят уклонить-
' Этой теме полностью посвящена работа Маркса «К критике гегелевской философии права», написанная в 1843 г.
Государство и гражданское общество
ся от противоречий между группами внутри гражданского общества. Поэтому, начав со всеобъемлющей критики политической теории Гегеля, предпринятой в 1843 г., Маркс опровергает эту теорию, утверждая, что не государство составляет условие возможности существования гражданского общества, а гражданское общество представляет собой базис государства, а также права и идеологии.
Вера в первичность существования государства есть иллюзия, доведенная до крайности Великой Французской революцией: завоевание политической свободы в том виде, в каком она предстает в «Декларации прав человека и гражданина», принятой в августе 1789 г., является иллюзорным освобождением. Человеческая эмансипация не может быть эмансипацией через политическое государство и в политическом государстве, революция приведет (через определенную переходную фазу) к исчезновению государства, юридической и политической надстройки. Используя противопоставление Августина Блаженного, но поменяв местами ценность его посылок, Маркс отождествляет государство с «небом», а гражданское общество с «землей» и утверждает, что единственная подлинная свобода — это свобода земная (см. с. 68). Критика Маркса отличается абсолютным радикализмом, поскольку он превозносит общество, где не будет существовать особой политической инстанции.