Основные последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Взаимосвязь безработицы и инфляции, кривая Филлипса; понятие стагфляции

В качестве основных последствий инфляции можно выделить два.

Одно из них - значительное перераспределение доходов в об­ществе в пользу ряда хозяйственных звеньев и лиц.

1) в пользу предприятий-монополистов (нефтегазовых, энергетических, железнодорожных), которые взвинчивают тарифы и цены на свою продукцию, присваивая повышенные доходы.

2) в пользу финансовых структур, наживающихся на денежных спекуляциях и грабительских процентах (заниженных по депозитам и завышенных по кредитам).

3) в пользу теневой экономики, которая, ещё больше недоплачивая в госбюджет налоги, сокращает возможности социальной поддержки нуждающихся.

4) инфляция дополнительно обогащает от­дельных лиц (например, руководителей фирм), которые могут "наз­начить" себе любую зарплату. Ну а более всех теряют при этом "бюджетники" (учителя, врачи, пенсионеры, студенты), чьи фикси­рованные доходы повышаются медленнее, чем стоимость жизни.

Второе последствие проявляется в том, что при сильной инфляции разрушаются нормальные социально -экономические отношения. Нарастает "бегство от денег", национальные дензнаки теряют си­лу, перестают выполнять свои функции и подчас вытесняются иностранной валютой; товарообменные процессы дезорганизу­ются, развивается бартер; хозяйственные связи рвутся, вызывая спад производства, банкротства, депрессию; усиливаются финансовые спе­куляции, мошенничество, общественно-политические беспорядки.

Связь между безработицей и инфля­цией.

Сторонники кейнсианства выдвинули идею о том, что между инфляцией и безработицей существует устойчи­вая взаимообратная связь: рост инфляции сопровождается умень­шением безработицы, и наоборот. Следовательно, в экономике, по их мнению, может возникнуть либо безработица, либо инфляция.

В своих рассуждениях кейнсианцы отталкивались от так называ­емой кривой Филлипса, графически отражающей эту альтернативную взаимосвязь безработицы и инфляции.

Как видно из графика, фактические данные 1960-х годов подтверждают тео­ретическую концепцию Филлипса. Действитель­но, до 1970-х годов для большинства экономиче­ских циклов были харак­терны:

(а) рост безрабо­тицы при снижении цен - в фазах спада и депрессии;

(б) повышение цен на фо­не сокращения безработи­цы - в фазах оживления и подъёма хозяйственной активности. Причём эти процессы закономерны, поскольку спад производ­ства последовательно вызывает рост безработицы сокращение дохо­дов, расходов и совокупного спроса, а в результате этого падение цен. Когда же производство идёт на подъём, картина обрат­ная: безработица постепенно рассасывается, доходы расширяюще­гося круга работающих начинают расти, увеличивая далее по цепо­чке совокупные расходы, спрос, а в итоге и цены (инфляция).

Между тем в 1970-х годах на Западе обнаружилось иное явление - стагфляция, при которой стагнация производства, то есть его застой, стала сопровождаться не только естественно большой безработицей, но и одновременно аномально высокой инфляцией.

Таким образом, стагфляция означает уже не альтернативность (либо-либо), а сочетание (и-и) безработицы и инфляции в условиях депрессии в экономике. Это поколебало кейнсианские выводы.

И хотя стагфляция к концу 1980-х годов приостановилась, большинство экономистов всё же согласилось с тем, что связь безработицы и инфляции не следует трактовать однозначно — только как взаимообратную (об этом, кстати, предупреждал и сам Филлипс). Характер этой связи определяется слишком многими факторами, и потому в долгосрочном плане он может периодически изменяться.


Вопрос40. Необходимость государственного регулирования экономики;основные цели и формы(направления) гос. Регулирования.

Современное развитие экономики является смешанным. Это значит,что рыночное саморегулирование в них в той или иной мере дополняется регулированием общественного производства со стороны государства.

В рыночной системе гос.органы не вмешиваются в жизнь самостоятельных предприятий, допуская лишь правовое и макроэкономическое регулирование рынка (прежде всего с помощью таких хозяйственных рычагов, как деньги, налоги, бюджет, кредит) и управляя только тенденциями экономического развития.

Макрорегулирование рыночной экономики осуществляется в интересах общества в целом и предполагает проведение государством в стране определённой экономической и социальной политики.

• административно-правовое регулирование идёт по двум взаимосвязанным линиям: законодательной и исполнительной. Первая линия предполагает создание государством правовых основ экономики - установление законов, регулирующих права собственности, порядок предпринимательства, условия и охрану труда, деятельность монополий, экологические нормы, права потребителей и т.д. Вторая линия - это текущие административные меры государства по обеспечению соблюдения действующих законов всеми участниками экономических процессов.
• Непосредственное государственное управление (полностью или частично) применяется по отношению к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение, национальные музеи, парки, заповедники, курорты, дороги, уборка и освещение улиц, содержание маяков, защитных дамб от наводнений и т.д. При этом многие из этих объектов и сфер могут находиться в общегосударственной или муниципальной собственности.
• Наконец, ещё одним важным инструментом правительственной политики являются государственные программы и заказы. Такие программы разрабатываются в самых разных областях: скажем, в сфере освоения космоса или Мирового океана, в создании новых типов вооружений, в проведении широких научных исследований, в реконструкции, строительстве крупных сооружений (например, делового центра Москва-Сити в столице России или национального космодрома Плесецк в 220 км южнее Архангельска) и др. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство и поставку определённых видов продукции (строительных объектов, космических аппаратов, морских судов, железнодорожных вагонов, медицинского оборудования, военной техники, продовольствия и пр.). Эти обычно крупные заказы надёжны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах (тендерах) на их получение. Правда, вокруг таких тендеров подчас клубятся густые дымы коррупции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: