Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности


Комментарий к статье 56.
Информационные системы обеспечения
градостроительной деятельности

1-3. Для эффективного осуществления градостроительной деятельности важное значение имеет информационное обеспечение такой деятельности. ГрК РФ предусматривает ряд норм, направленных в той или иной мере на информационное обеспечение градостроительной деятельности. К таким нормам, например, можно отнести норму о размещении на официальных сайтах в сети "Интернет" проектов различных документов территориального планирования, проектов правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (ст.11, 15, 20, 24, 28, 31, 32, 45, 46 ГрК РФ). Однако центральным элементом информационного обеспечения градостроительной деятельности являются информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - информационные системы). Именно им посвящена глава 7 ГрК РФ.

Информационные системы представляют собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Перечень сведений, как видно, не является исчерпывающим по причине того, что ГрК РФ не устанавливается исчерпывающий перечень тех документов и материалов, которые подготавливаются и принимаются в сфере градостроительной деятельности.

Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливается в соответствии со ст.57 ГрК РФ.

Институт информационных систем заменяет собой предусмотренный ГрК РФ 1998 г. институт государственного градостроительного кадастра. В связи с необходимостью установления переходного периода для трансформации государственного градостроительного кадастра в информационные системы Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрел отложенный срок введения в действие рассматриваемой главы - с 1 июля 2006 г., а также ряд норм, направленных на обеспечение создания информационных систем в полном объеме к 1 июля 2006 г.

Поскольку в процессе формирования информационных систем участвуют различные уровни публичной власти, то для каждого из них устанавливаются соответствующие требования. Так, в срок до 1 июля 2006 г. органам государственной власти, осуществляющим ведение государственного градостроительного кадастра в соответствии с Положением о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 271*), предписано передать сведения государственного градостроительного кадастра в объеме, необходимом для ведения информационных систем, в органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов.
_________________________
* СЗ РФ. 1999. N 11. Ст.1308.


В свою очередь, органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в срок до 1 июля 2006 г. проводят мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

4. Информационные системы являются по своей сути информационным ресурсом для обеспечения всех заинтересованных лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, а также проведения землеустройства. В состав информационных систем включаются следующие сведения:

1) о документах территориального планирования всех уровней - применительно к территории муниципального района или городского округа, в административных границах которых ведется информационная система;

2) о правилах землепользования и застройки, т.е. информация о порядке землепользования и застройки на территории поселений (входящих в состав соответствующего муниципального района) и городских округов, карта градостроительного зонирования с установленными границами территориальных зон и градостроительные регламенты применительно к каждой территориальной зоне;

3) об имеющихся проектах планировки и проектах межевания;

4) из государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством РФ;

5) о принятых актах органов государственной власти или органов местного самоуправления о резервировании и изъятии земельных участков соответственно для государственных или муниципальных нужд;

6) о геодезических и картографических материалах, подготавливаемых в соответствии с Федеральным законом "О геодезии и картографии".

Указанные сведения объединены в единый перечень по критерию их отнесения к сведениям о развитии территорий, об их градостроительном зонировании и о формировании земельных участков. Помимо них информационные системы содержат дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, т.е. уже о конкретных сформированных земельных участках.

5-6. В состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются все документы (как в текстовом, так и в графическом виде), разрабатываемые и принимаемые при подготовке документации по планировке территории, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства на конкретном земельном участке. Главным документом, фиксирующим всю необходимую для целей градостроительной деятельности информацию о земельном участке, является градостроительный план земельного участка, подготавливаемый в соответствии со ст.44 и ч.17-18 ст.46 ГрК РФ. Кроме него в состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке включаются указанные в пп.2-13 ч.5 комментируемой статьи документы и материалы, которые обязательны к последовательной подготовке или получению от уполномоченных органов для осуществления строительства объекта капитального строительства на конкретном земельном участке.

Поскольку градостроительный план земельного участка - это новый для законодательства и практики применения документ, и на момент введения ГрК РФ в действие он повсеместно отсутствует, то предусмотрено, что в дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются сведения о земельном участке, содержащиеся в государственном земельном кадастре, в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"*.
_________________________
* СЗ РФ. 2000. N 2. Ст.149.


7. Систематизация сведений информационных систем осуществляется в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации. Порядок проведения такого кадастрового деления установлен постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории РФ и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам"*.
_________________________
* СЗ РФ. 2000. N 37. Ст.3726.


8. К категории ограниченного доступа Федеральным законом "О государственной тайне" и ГК РФ (ст.139) относятся сведения, отнесенные к государственной, служебной и коммерческой тайне.

Комментарий к статье 57.
Порядок ведения информационных систем обеспечения
градостроительной деятельности и предоставления сведений
информационных систем обеспечения градостроительной деятельности


1-5. Комментируемая статья посвящена двум вопросам: порядку ведения информационных систем и предоставлению сведений таких систем. Вопрос ведения регулируется ч.1-5 настоящей статьи, вопрос предоставления - ч.6-10. Статья устанавливает лишь общие принципы, наделяя Правительство РФ полномочием по урегулированию конкретных процедурных вопросов.

Субъектами ведения информационных систем законодатель признал муниципальные образования - городские округа и муниципальные районы. Необходимо отметить, что замена института государственного градостроительного кадастра на институт информационных систем, в частности, была предопределена отказом от ведения систематизированного свода сведений, необходимых для ведения градостроительной деятельности, на уровне РФ и субъектов РФ.

Поскольку полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то в ст.15 и 16 указанного Федерального закона были внесены соответствующие изменения. В качестве полномочия органов местного самоуправления муниципального района установлено ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, а в качестве полномочия органов местного самоуправления городского округа - ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа.

Ведение информационных систем осуществляется посредством сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.

Сбор сведений обеспечивается предписанием в адрес органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления поселений в семидневный срок со дня принятия, утверждения либо выдачи документов, сведения которых подлежат размещению в соответствии со статьей 56 ГрК РФ в информационных системах, направить копии указанных документов в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района. Таким образом, реализуется принцип сбора информации "на местах". То есть если орган государственной власти РФ принимает в качестве документа территориального планирования схему размещения железнодорожной трассы, проходящей по территории определенного числа муниципальных районов и городских округов, то такой орган направляет в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов копии частей схемы, приходящихся на территории таких муниципальных образований. Безусловно, это не исключает возможности и (или) необходимости хранения такого документа территориального планирования целиком в органе, его принявшем, но этот вопрос должен решаться сугубо на ведомственном уровне и не регулируется ГрК РФ.

После получения копий соответствующих документов органу местного самоуправления городского округа и муниципального района предоставлено четырнадцать дней для их обработки, систематизации и размещения в информационной системе.

Аналогичный четырнадцатидневный срок установлен и для размещения в информационных системах документов, которые принимают, утверждают или выдают непосредственно органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в административных границах своей юрисдикции.

На текущий момент законодательством не урегулирован вопрос ответственности различных органов государственной власти и органов местного самоуправления за нарушение сроков передачи и размещения документов. Очевидно, что такой состав административного правонарушения и санкции за его совершение должны быть включены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности должны быть установлены Правительством РФ в срок до 30 июня 2005 г. Рассматриваемая статья устанавливает единственное требование к документированию сведений в информационных системах - это документирование одновременно на бумажных и электронных носителях. Указанное требование представляется крайне важным для создания в перспективе единого электронного пространства в РФ для целей градостроительной деятельности.

6-10. В части предоставления сведений информационных систем законодатель предусмотрел два основных принципа: принцип обязательности предоставления сведений всем обратившимся лицам и принцип бесплатного предоставления сведений определенным категориям лиц.

Лица, обратившиеся в соответствующий орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, не обязаны доказывать свою заинтересованность в получении сведений информационных систем и вправе получить сведения свободно, если такие сведения не отнесены федеральными законами к категории ограниченного доступа (см. комментарий к ст.56).

Предусмотрено бесплатное предоставление сведений информационных систем по запросам всех органов публичной власти, т.е. органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по запросам физических и юридических лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Кроме этого, бесплатно сведения информационной системы в части сведений об объектах капитального строительства предоставляются в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, которое, согласно Положению о нем, является органом, осуществляющим государственный технический учет объектов градостроительной деятельности. Также сведения предоставляются бесплатно в орган по учету государственного и муниципального имущества. На федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом*, на уровне субъектов РФ и муниципальных образований - соответствующие органы (КУГИ, КУМИ).
_________________________
* См. постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691 "О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст.4897.


Из приведенной в ч.8 комментируемой статьи формулировки неясно, должны ли органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов передавать сведения об объектах капитального строительства по запросам соответствующих учетных органов либо это необходимо делать в инициативном порядке. По крайней мере, отсутствие указаний на регламент передачи таких сведений (в частности, на сроки) позволяет сделать вывод о распространении общего "запросного" порядка предоставления сведений в этом случае.

Ответственность за непредставление сведений информационных систем предусмотрена в составах общего характера Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.5.39 "Отказ в предоставлении гражданину информации", ст.19.7 "Непредставление сведений (информации)").

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства
о градостроительной деятельности


Комментарий к статье 58.
Ответственность за нарушение законодательства
о градостроительной деятельности


В данной статье перечислены виды ответственности, которые могут наступать при нарушении градостроительного законодательства. Конкретные меры ответственности устанавливаются нормами специальных законов.

Уголовная ответственность может наступать только за преступления, состав которых предусмотрен Уголовным кодексом РФ. Если несоблюдение градостроительных норм и правил повлекло тяжкие последствия, такие как причинение вреда здоровью людей или гибель людей, причинение крупного имущественного ущерба, то могут быть применены следующие статьи УК РФ.

Статья 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности": часть вторая этой статьи устанавливает ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а часть третья - причинение смерти по неосторожности двум или более лицам; в обоих случаях в качестве наказания, кроме ограничения или лишения свободы, может быть применено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть вторая ст.118 УК РФ устанавливает аналогичную ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.

Согласно ст.168 УК РФ уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Статья 246 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Этой статьей установлено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии со ст.215 УК РФ нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если же указанное деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то возможно наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Должностные лица, неисполнение или ненадлежащее исполнение которыми своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе повлекло причинение крупного ущерба, могут быть привлечены к уголовной ответственности за халатность по ст.293 УК РФ. Крупным ущербом в данной статье признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей. Отягчающими ответственность обстоятельствами в соответствии с данной статьей являются причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а также смерть двух или более лиц.

Административная ответственность за правонарушения, связанные с нарушением законодательства о градостроительной деятельности, предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Так, наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда влечет несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст.8.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст.9.4 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Те же действия, повлекшие потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность предусмотрена и за нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию (ст.9.5 КоАП РФ). Строительство без разрешения зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

КоАП РФ предусматривает меры административной ответственности за нарушения правил строительства и эксплуатации объектов отдельных отраслей, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека.

Так, согласно ст.9.9 ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Административные наказания предусмотрены также за проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение или такая лицензия обязательны (ст.13.3 КоАП РФ), нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения (ст.13.4 КоАП РФ), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст.13.7 КоАП РФ), строительство или эксплуатацию сооружений связи без специального разрешения (ст.13.9 КоАП РФ).

В градостроительной деятельности необходимо выполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения согласно ст.20.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. А непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Дисциплинарная ответственность может быть применена к рабочим и служащим за неисполнение ими своих должностных обязанностей, которые повлекли нарушение градостроительного законодательства. Такая ответственность налагается в порядке служебной подчиненности по месту трудовой деятельности виновных лиц.

Например, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"* за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от занимаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы.
_________________________
* СЗ РФ. 2004. N 31. Ст.3215.


За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Имущественная ответственность возникает в случае причинения имущественного ущерба или причинения вреда жизни или здоровью людей в порядке, установленном гражданским законодательством.

ГрК РФ устанавливает общие основания ответственности за причинение вреда. Федеральными законами могут быть предусмотрены нормы, дополняющие и развивающие положения ГК РФ. Именно такие нормы содержат ст.59-61 ГрК РФ. Они посвящены возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц на различных стадиях градостроительной деятельности.

Комментарий к статье 59.
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью
физических лиц, имуществу физических или юридических лиц
при осуществлении территориального планирования
и градостроительного зонирования


1. В данной статье регламентирован порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования. Определение понятий территориального планирования и градостроительного зонирования приведено в ст.1 ГрК РФ, порядок утверждения документов территориального планирования установлен в соответствующих статьях главы 3, а порядок осуществления градостроительного зонирования - в главе 4 данного ГрК РФ.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В комментируемой статье не указано, на какие конкретно лица возлагается обязанность возместить причиненный вред, для установления таких лиц следует обратиться к конкретным статьям ГрК РФ, регламентирующим порядок утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Так, в соответствии с п.1 ст.15 схема территориального планирования субъекта РФ утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а согласно п.1 ст.20 комментируемого ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

ГК РФ предусмотрено (ст.1069), что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. От имени казны при этом выступают соответствующие финансовые органы.

РФ, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Это правило относится и к обязательствам из причинения вреда, о которых идет речь в комментируемых статьях. От имени РФ и субъектов РФ при этом выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. В отдельным случаях в порядке, предусмотренном законодательством, от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ст.126 ГК РФ, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

По общему правилу, юридические лица, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, и наоборот, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Точно так же РФ не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, а субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ.

2. Поскольку ГрК РФ (п.2 ст.29) установлено, что государственная экспертиза проектов документов территориального планирования проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением, то во всех случаях, когда такая экспертиза проводилась, и тем не менее в результате утверждения не соответствующих технических регламентам документов был причинен вред, РФ несет субсидиарную ответственность за его причинение.

Субсидиарная ответственность по гражданскому законодательству (ст.399 ГК РФ) представляет собой ответственность, дополнительную к ответственности другого лица, являющегося основным должником, - в рассматриваемых нами ситуациях основным должником может быть субъект РФ или муниципальное образование. Требование о возмещении вреда должно быть предъявлено в первую очередь к основному должнику, но если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (в данном случае - к РФ).

3. Способы возмещения причиненного вреда также урегулированы гражданским законодательством. В соответствии со ст.1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки. При этом под убытками в соответствии с п.2 ст.15 ГК РФ понимается как реальный ущерб (т.е. утрата или повреждение имущества лица, чье право нарушено, а также расходы, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), так и упущенная выгода (неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях, если его право не было бы нарушено).

Законодательством установлены существенные особенности порядка возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Они будут рассмотрены в комментарии к следующей статье.

Комментарий к статье 60.
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц,
имуществу физических или юридических лиц при выполнении инженерных
изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов капитального строительства


1. В данной статье регламентируется порядок ответственности за вред, причиненный на различных этапах возведения объектов капитального строительства. Напомним, что в соответствии со ст.1 ГрК РФ под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Комментируемая статья выделяет три стадии строительства, в процессе которых могут иметь место повлекшие вред нарушения: 1) проведение инженерных изысканий, 2) подготовка и утверждение проектной документации и 3) строительство, реконструкция, ремонт соответствующих объектов. Определения понятий инженерных изысканий, строительства и реконструкции также даны в ст.1 ГрК РФ.

Порядок проведения архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства определен нормами статей главы шестой ГрК РФ.

Инженерные изыскания, так же как подготовка проектной документации, осуществляются застройщиком либо привлекаемым им по договору физическим либо юридическим лицом, соответствующим установленным законодательством требованиям. Следовательно, данные лица несут ответственность в случае причинения вреда, вызванного несоответствием инженерных изысканий, проектной документации установленным требованиям.

В соответствии со ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

Статья 1093 ГК РФ устанавливает, что в случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

2. Поскольку за исключением случаев, предусмотренных в ст.49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе, которую проводит уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение, то РФ несет субсидиарную ответственность за возникший вред, если на не соответствующую установленным требованиям проектную документацию было выдано положительное заключение государственной экспертизы. Если же проектная документация в соответствии со ст.50 ГрК РФ направлялась на негосударственную экспертизу, то субсидиарную ответственность в аналогичном случае несет аккредитованная организация, проводившая такую экспертизу.

Если вред возник в результате несоответствия возводимых объектов проектной документации и техническим регламентам, то ответственность несет лицо, осуществляющее строительство, поскольку согласно ст.53 ГрК РФ такое лицо обязано в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводить строительный контроль. Основной целью строительного контроля как раз и является проверка соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов. Субсидиарная ответственность РФ или субъекта РФ наступает, если в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта осуществлялся государственный строительный надзор (случаи, когда такой надзор производится, определены в п.1 ст.54 ГрК РФ), который также имеет целью проверку соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов и проектной документации.

Поскольку в зависимости от вида объекта капитального строительства такой надзор осуществляет либо уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ (пп.3, 4 упомянутой статьи), ответственность несет либо РФ, либо ее субъект.

3. Объем возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, определяется в соответствии со ст.1085 ГК РФ. Установлено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При этом в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью (в том числе пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья), а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, законом может быть увеличен, но поскольку ГрК РФ такого увеличения не предусматривает, объем и размер возмещения вреда здоровья гражданину в случаях, установленных настоящей и предыдущей статьями, определяется в соответствии с приведенными выше нормами гражданского законодательства.

Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции.

В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.

Если увечье или иное повреждение здоровья причинено малолетнему (не достигшему 14 лет), то лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить только расходы, вызванные повреждением здоровья. Но по достижении малолетним потерпевшим четырнадцати лет лицо, ответственное за причиненный вред, обязано будет возместить также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из величины прожиточного минимума. Такое возмещение, помимо возмещения расходов, вызванных повреждением здоровья, производится и не имеющим заработка или дохода несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. Если ко времени повреждения его здоровья несовершеннолетний имел заработок, то вред возмещается исходя из размера этого заработка, но не ниже установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.

После начала трудовой деятельности несовершеннолетний, здоровью которого был ранее причинен вред, вправе требовать увеличения размера возмещения вреда исходя из получаемого им заработка, но не ниже размера вознаграждения, установленного по занимаемой им должности, или заработка работника той же квалификации по месту его работы.

Если в результате действий, названных в комментируемой статье, произошла смерть человека, то производится возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. В соответствии со ст.1088 ГК РФ право на возмещение вреда по случаю потери кормильца имеют:

нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

ребенок умершего, родившийся после его смерти;

один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Вред возмещается:

несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет;

учащимся старше восемнадцати лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет;

женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно;

инвалидам - на срок инвалидности;

одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.

Определение размера возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца, производится в соответствии со ст.1089 ГК РФ.

При повышении стоимости жизни суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат индексации в установленном законом порядке.

По общему правилу, возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами.

Кроме указанных выплат, лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы. Пособие на погребение, полученное гражданами, понесшими эти расходы, в счет возмещения вреда не засчитывается.

Отдельными нормативными актами определены особенности порядка определения вреда, причиненного жизни, здоровью физических лиц, имуществу юридических лиц в отдельных случаях. Например, подробно регламентирован такой порядок в отношении случаев аварий на гидротехнических сооружениях. В указанных случаях применяются утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения*, Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденный приказом МЧС РФ, Минэнерго РФ, МПР РФ, Минтранса и Госгортехнадзора от 18 мая 2002 года** и Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденная приказом МЧС РФ и Госгортехнадзором РФ от 15 августа 2003 г.
___________________
* СЗ РФ. 2001. N 52 (ч.2). Ст.4979.

** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 27. 2002.


Следует отметить, что для вынесения судом решения о возмещении вреда, в том числе возникшего вследствие обстоятельств, указанных в комментируемой статье, необходимо наличие доказательств причинно-следственной связи между данными обстоятельствами и возникшим вредом.

В качестве примера можно привести постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московской области от 10 октября 2003 г. по делу N КГ-А40\7762-03.

В нем указано, что ООО "Шевро" обратилось с иском к ЗАО "Варча и К" о возмещении ущерба, нанесенного зданию, и расходов на составление проектно-сметной документации. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик проводил в здании строительные работы без разрешительной документации. Данные действия ответчика, по мнению истца, привели к повреждениям в здании, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию сумма нанесенного ущерба.

Решением арбитражного суда первой инстанции исковые требования удовлетворены. Суд исходил из того, что истцом доказана причинно-следственная связь между причиненными убытками и действиями ответчика.

Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, в иске отказано. Суд указал, что вывод суда первой инстанции о доказанности причинно-следственной связи между проводимыми ответчиком строительными работами и повреждениями здания является неправильным.

Ответчик обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Московской области, который не нашел оснований для отмены постановления.

Судом установлено, что истец является арендатором части здания и одновременно собственником другой части указанного здания. Сотрудниками истца были обнаружены повреждения в принадлежащих ему помещениях.

Из письма районной управы следует, что ответчик проводил в помещении строительные работы без соответствующей разрешительной документации.

В соответствии с техническим заключением основными причинами появления деформаций в помещениях является начавшаяся реконструкция подвального помещения без составления необходимой проектной документации и без проведения предварительного обследования, а также неудовлетворительное, а местами предаварийное состояние конструкций помещения из-за несоблюдения периодичности проведения капитальных ремонтов и, как результат, неудовлетворительной эксплуатации помещения.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. В этой связи бремя доказывания причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями ответчика лежит на истце.

Пунктом 1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не доказано наличие причинной связи между допущенным ответчиком нарушением и возникшими у истца убытками, об отказе в иске. Доводы кассационной жалобы о том, что ущерб произошел по вине ответчика, отклонены.

Комментарий к статье 61.
Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью
или имуществу физических лиц


1. В соответствии со ст.1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Комментируемой статьей ГрК РФ установлена как раз такая обязанность, но только по отношению к случаям чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановлением правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094* утверждена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которой чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
__________________
* СЗ РФ. 1996. N 39. Ст.4563.


Так, к локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

2. Из предоставляемых на федеральном уровне компенсаций гражданам за ущерб, связанный с чрезвычайными ситуациями, наиболее значительные компенсации предоставлены гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Так, постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"* утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Правила выплаты гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества, Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
____________________

* СЗ РФ. 2005. N 2. Ст.164.


Что касается возмещения причиненного вреда, о чем говорится в п.2 комментируемой статьи, то следует отметить, что чрезвычайные ситуации нередко связаны с деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Статьей 1079 ГК РФ установлены особенности наступления ответственности за вред, причиненный такой деятельностью, к которой, в частности, относится использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности.

Установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

Комментарий к статье 62.
Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью
физических лиц, имуществу физических или юридических лиц
в результате нарушения законодательства о
градостроительной деятельности


1. ГрК РФ 1998 г. не содержал статей о порядке расследования случаев причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности. Хотя такого рода расследования на практике и проводились, требовалось закрепление в законодательном порядке обязательности проведения такого расследования, сроков его проведения, гарантий прав заинтересованных лиц. Результаты расследования необходимы как для определения виновности тех или иных лиц в случившемся, привлечения их к установленной законом ответственности, в том числе возмещению вреда пострадавшим, так и для предотвращения аналогичных случаев в дальнейшем. Между тем в целом ряде случаев выяснение причин происшествия представляет большую сложность: достаточно привести известный пример обрушения конструкций аквапарка "Трансвааль" в г. Москве, повлекшее гибель и повреждение здоровья многих людей.

2. Установление порядка проведения расследования об определении причин возникновения ущерба зависит от вида объектов капитального строительства, которые в соответствии с пп.2-4 комментируемой статьи делятся на три категории. Первую из них составляют объекты, представляющие особую опасность или имеющие особую значимость, в том числе для обороны и безопасности страны.

Согласно Федеральному закону "Об использовании атомной энергии" ядерные установки представляют собой сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.

Отнесение объектов к опасным производственным объектам производится в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Опасными производственными объектами признаются предприятия или их цехи, участки, площадки, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные, а также вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"*.
___________________
* РФ. 1998. N 48. Ст.5938.


Объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, определяются в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 29 мая 2002 г.) "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"*.
__________________
* СЗ РФ. 1995. N 49. Ст.4775.


Названный Указ относит к специальным объектам пункты управления государством и Вооруженными Силами РФ, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в военное время; к военным объектам - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения; к режимным объектам - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности; к объектам оборонной промышленности - предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения.

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности
в субъектах Российской Федерации - городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге


Комментарий к статье 63.
Особенности осуществления градостроительной деятельности
в субъектах Российской Федерации - городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге


1. Москва и Санкт-Петербург - особые субъекты РФ, представляющие собой не республики, края или области, а города-мегаполисы. Москва, кроме того, является столицей государства. Все это обусловило необходимость установления особенностей правового регулирования градостроительной деятельности в этих городах федерального значения.

Так, полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, закрепленные ч.3 ст.8 ГрК РФ (например, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на территориях городских округов), осуществляются в городах Москве и Санкт-Петербурге самими этими субъектами Федерации, если их законами не установлено иное.

2. Упомянутая в п.2 комментируемой статьи ст.79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Установлено, в частности, что в этих субъектах РФ в соответствии с их уставами местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Также законами указанных субъектов РФ, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, устанавливаются перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований.

3. Отличается и содержание документов территориального планирования городов Москвы и Санкт-Петербурга от содержания документов территориального планирования других субъектов РФ, которыми в соответствии со ст.14 ГрК РФ являются схемы территориального планирования субъектов РФ, содержащие, в свою очередь, положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). В Москве и Санкт-Петербурге это генеральные планы данных городов. В иных субъектах Российской Федерации генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований (см. комментарий к ст.18 ГрК РФ), и утверждаются они соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

В г. Москве согласно Закону г. Москвы от 3 марта 2004 г. N 13 "Об основах градостроительства в г. Москве"* утверждение Генерального плана развития города Москвы отнесено к ведению Московской городской Думы и осуществляется путем принятия по представлению Мэра Москвы закона города Москвы о Генеральном плане развития города Москвы.
___________________
* Ведомости Московской городской Думы. N 5. 2004. Ст.57.


4. Обязанность согласовывать проект генерального плана города с федеральными органами исполнительной власти РФ установлена ст.4 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4802-1 (ред. от 22 августа 2004 г.) "О статусе столицы Российской Федерации"*, которая определяет полномочия органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы РФ. Среди других полномочий, установленных данной статьей, - предоставление федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений, жилищного фонда, жилищно-коммунальных, транспортных и иных услуг; обеспечение необходимых условий для проведения общегосударственных и международных мероприятий.
______________________
* СЗ РФ. 1999. N 11. Ст.1308.


5. Упомянутый выше Закон г.Москвы "Об основах градостроительства в г. Москве" устанавливает распределение предметов ведения в области градостроительной деятельности между Московской городской Думой, Правительством Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области градостроительства (органом архитектуры и градостроительства города Москвы) и органами местного самоуправления в г.Москве.

Органам местного самоуправления согласно данному Закону (ст.17) переданы следующие полномочия в области градостроительной деятельности:

- участие в рассмотрении и согласовании градостроительной документации, действие которой распространяется на территории соответствующих муниципальных образований;

- выдача заключений для установления требований разрешенного использования участков территории градостроительных объектов;

- разработка и принятие в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития территорий соответствующего административного округа, района Москвы, иной утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией планов, программ развития муниципальных образований;

- внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам города Москвы на основе утвержденных в установлен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: