Характеристика уровней командообразования

Уровень Уровень А Сплочённая рабочая группа Уровень В Эффективная рабочая команда Уровень С Эффективный органи­зационный комплекс
Параметры
Иденти­фикация Вначале определение индивидуальной работы, а затем её места в группе Высокая идентификация с собственной командой Осознание причастности к другим командам больше, чем идентификация с собственной командой
Процесс принятия решений Связан индивидуальным и групповым вкладом Разделяется между членами группы Разделяется между командами и другими частями организации
Коммуни­кации Формальные совеща­ния для сообщения о результатах работы группы. Неформаль­ные, спонтанные коммуникации сведены к минимуму Обширная обратная связь. Частые спонтанные неформальные коммуникации Широкое использование внутри- и межкомандной обратной связи. Коммуникации в стиле «наша организация».
Распреде­ление рабочих задач Индивидуальные задания с минимальной интеграцией рабочих задач Общая информаци­онная база, рабочий процесс и производ­ственные проблемы для всех Постоянное отслеживание прогресса других команд и перестройка работы
Групповая атмосфера Комфортная групповая атмосфера Единство, поддержка, защита командных целей и задач. Чувство принадлежности к «нашей команде» Главный настрой направ­лен на сотрудничество и удовлетворение каждого в организации; улучшение и совершенствование в целом
Уважение и поддержка в группе В основном уважение и поддержка за индивидуальные знания и навыки Уважение и восхи­щение в команде за выполнение разделяемых целей Осознание усилий по построению доверия с другими группами и командами в организации
Синергия Результат индивидуальных вкладов Чувство победы через достижения целей «нашей команды» Чувство победы через достижение целей всей организации

Вопрос 5. Роль командной работы в организации.

Ответ:

В последние десятилетия в производственной сфере все более возрастает потребность в кооперации и сотрудничестве на рабочем месте. Многие организации углубляют специализацию, технологические процессы требуют интеграции, обмен информацией приобретает глобальный характер.

Сегодня, в эпоху сильнейшей мировой конкуренции и появления новейших технологий именно командная работа играет ведущую роль в достижении ощутимых организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ компаний, является инструментом снижения уровня враждебности и ненависти между людьми

Изменения являются нормой в «бизнесе». Вместе с организационными изменениями появляется необходимость в адаптации людей, которые должны работать во вновь образованных группах и более быстро входить в новые ситуации. Организациям нужны люди, которые качественно выполняют работу с самого начала изменений, помогают это делать остальным, быстро создают атмосферу сотрудничества и воодушевляют других выполнять работу лучше. Кроме того, современная среда бизнеса характеризуется ресурсными ограничениями, урезанием бюджетов, снижением накладных расходов и использованием временной помощи. В этих условиях команды и члены команд становятся ключевым фактором смягчения трудностей переходного периода и достижения организационного успеха. Командная работа при этом является критической точкой успеха, так как отличительной чертой членов команды является гибкость — способность и желание де­лать все необходимое для выполнения работы.

Использование командной работы приводит к значительному изменению качества рабочей силы, поскольку совместная работа требует самоуправления и более широкого информирования членов команды.Люди в группах различаются по возрасту, полу, образованию, культуре, верованиям и ценностям. Возрастание культурных различий работников требует развития таких важных навыков от членов команд, как способность работать с людьми, которые не похожи на них. Кроме того, развитие образования и технологий требует использования в работе множественных трудовых навыков, а не только умения выполнять одну—две конкретные операции.

Определение потребности в командной работе.

Командная работа все шире применяется в современном мире, однако при создании и развитии команд в организациях требуются дополнительные усилия. Не всегда эти усилия оправдывают результат. Поэтому использование команды целесообразно только тогда, когда работа требует взаимосвязанных действий, которые не могут быть выполнены эффективно при индивидуальной работе.

Для определения необходимости в командной работе можно использовать трехуровневую модель командообразований. Согласно данной модели, представленной на рис., уровень А — сплоченная рабочая группа формируется тогда, когда требуется минимум совместной работы. На этом уровне люди работают в одной группе, но работа каждого из них не зависит от работы дру­гого. Уровень В — эффективная рабочая команда формируется тогда, когда работа членов группы является взаимозависимой и требуется работа самоуправляемой команды. Уровень С — эффективный организационный комплекс формируется тогда, когда для достижения организационных целей требуется взаимодействие не­скольких команд. На этом уровне каждая команда зависит от работы других команд.

Уровень А. Сплоченная рабочая группа. На уровне А — сплоченная рабочая группа, члены команды рассматривают себя членами одной рабочей группы, но их работа в основном не зависит от работы друг друга. Поэтому у них не возникает потребности в распределении работы между собой. Люди являются членами «группы» потому, что вносят определенный вклад в результат работы данного подразделения. Для такой группы характерно:

• наличие разделяемой всеми цели;

• каждый чувствует себя принятым группой и имеет возмож­ность влиять на других.

Сплоченная рабочая группа фокусируется на потребностях ее отдельных членов.

Уровень В. Эффективная рабочая команда. На уровне В — эффективная рабочая команда, внимание фокусируется на увеличении производительности. Ее члены взаимозависимы, поэтому у них возникает необходимость распределять работу для достижения общей цели. Так же. как и сплоченная рабочая группа, эффективная рабочая команда:

· функционирует как автономное подразделение в организации;

· члены группы делятся друг с другом рабочей информацией;

· имеет цели и задачи, разделяемые и понимаемые всеми.

Эффективная рабочая команда фокусируется на увеличении ее эффективности при достижении рабочих задач как самоорганизующаяся, самоуправляющаяся команда.

Уровень С. Эффективный организационный комплекс. На уровне С — эффективный организационный комплекс фокусируется на потребностях организации в целом. Слово комплекс используется для описания команды с большим числом людей и подкомандами, имеющими разное назначение и выполняющими различные стадии работы. Эффективное организационное объеди­нение имеет признаки как сплоченной рабочей группы, так и эффективной рабочей команды плюс:

• каждая команда связана с другими командами организации или с функциями для выполнения различных проектов;

• командные ресурсы, как человеческие, так и материальные, разделяются с другими командами организации или их функциями;

• команда оказывает влияние на политику и стратегию в организации;

• люди входят и выходят из команды в соответствии с потребностями и временем проекта или в соответствии с ходом работы.

Эффективный организационный комплекс объединяет работу отдельных команд большой организации, устанавливает между ними сотрудничающий стиль и функционирует способом разделяемой всеми командности.

Параметры\Уровень Уровень А Сплоченная Рабочая группа Уровень В Эффективная рабочая команда Уровень С Эффективный организационный комплекс
Идентификация Вначале определение индивидуальной работы, а затем ее места в группе Высокая идентификация с собственной командой Осознание причастности к другим командам больше, чем идентификация с собственной командой
Процесс принятия решений Связан с индивидуальным и групповым вкладом Разделяется между членами группы Разделяется между командами и другими частями организации
Коммуникации Формальные совещания для сообщения о результатах работы группы. Неформальные, спонтанные коммуникации сведены к минимуму Обширная обратная связь. Частые спонтанные неформальные коммуникации Широкое использование внутри-и межкомандной обратной связи. Коммуникации в стиле «наша организация»
Распределение рабочих задач Индивидуальные задания с минимальной интеграцией рабочих задач Общая информационная база, рабочий процесс и производственные проблемы для всех Постоянное отслеживание прогресса других команд и перестройка работы
Групповая атмосфера Комфортная групповая атмосфера Единство, поддержка, защита командных целей и задач. Чувство принадлежности к «нашей команде» Главный настрой направлен на сотрудничество и удовлетворение каждого в организации; улучшение и совершенствование в целом.
Уважение и поддержка в группе В основном уважение и поддержка за индивидуальные знания и навыки Уважение и восхищение в команде за выполнение разделяемых целей Осознание усилий по построению доверия с другими группами и командами в организации.
Синергия Результат индивидуальных вкладов Чувство победы через достижение целей «нашей команды» Чувство победы через достижения цели всей организации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: