Урок является основной формой организации учебного процесса. От того, насколько творчески он построен, зависят результаты учеников. На уроках закладываются основы вычислительных навыков, развивается логическое мышление, происходит своеобразный диалог учителя с каждым учеником.
Для того, чтобы уроки были полноценными, необходима атмосфера творчества. Практика показывает, что главное - развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение, сформировать стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью.
Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Нередко специфическим признаком самостоятельной работы считают активность детей, отсутствие помощи учителя. Такая точка зрения является неверной и непродуктивной. Придерживаясь её, учитель исключает возможность сотрудничества и в тех ситуациях, где в нем есть потребность. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении задач, но он организует деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работы всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.
|
|
Существует 4 типа самостоятельных работ:
· самостоятельная работа по образцу;
· творческая самостоятельная работа;
· вариативная самостоятельная работа;
· конструктивная самостоятельная работа.
Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при составлении задач, уравнений, схем, графиков; при объяснении нового материала.
Вариативную самостоятельную работу можно использовать при решении задач разными способами, нахождении значения выражений удобными способами.
Самостоятельную работу по образцу - при составлении плана решения задачи, таблицы к задачам на нахождение расстояния, скорости, времени движения, или с величинами. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера, составление магических квадратов, цепочек, задач-смекалок.
В работе с младшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.
Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке математики на этапе закрепления изученного материала предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:
|
|
· по уровню творчества;
· трудности, объему;
· степени самостоятельности учащихся;
· характеру помощи учащимся;
· форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор
1. Дифференциация учебных заданий но уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:
· поиск закономерностей;
· классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
· преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
· задания с недостающими или лишними данными;
· выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
· самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;
· нестандартные и исследовательские задания.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
Приведу пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:
81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100
72: 9 - 3 400 + 200 + 30 - 100
8: 6 - 7:8 27: 3 - 2: 6 - 9
84 - 9 - 8 54 + 6 - 3 - 72: 8
Задание для 1-й группы.
Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.
Задание для 2-й группы.
Разбейте выражения ни три группы. Найдите значения выражения.
Задание для 3-й группы.
Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
· усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы - двузначные);
· увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в 3 действия, а 3-й группе - в 4 действия);
· выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);
· использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе - более трудное задание на замену мелких мер крупными);
· использование условных символов ("сказочных цифр", букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).
Пример. Найдите значения выражений.
1-я группа.
28: 2 + 3
45 - 7 - 3
2-я группа.
28: 2 + 56: 8
5 - 9 - 7 - 3
3-я группа.
28: 2 + (50 + 6): 8 · (35 - 30) - 9 - 7 - 3
Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
|
|
Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
Пример 1. Основное задание: "Найдите значения выражений".
15 - 7 12 - 6
13 - 8 16 - 9
14 - 9 11 - 8
Дополнительное задание: "Найдите сумму ответов в каждом столбике"
Пример 2. Основное задание: "Найдите площадь прямоугольного листа бумаги со сторонами 12 см и 8 см."
Дополнительное задание: "От данного листа бумаги отрезали квадрат со стороной 4 см."
1) найдите площадь отрезанной части.
2) найдите площадь оставшегося листа бумаги".
4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й - полусамостоятельная, для 3-й - фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
|
|
Самостоятельные работы в разной форме:
1) Математические и словарные диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.
2) Самостоятельные работы с предварительным разбором. Сначала подробный разбор задачи со всеми теоретическими обоснованиями. Затем предлагается детям решить подобную задачу, а далее задание с усложненным элементом.
3) Тестирование. Тесты являются срезом знаний учащихся и успешно помогают выявить пробелы в знаниях учащихся по конкретным темам.