Игра - форма деятельности в условиях, ситуациях. Онанаправлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, сконцентрированного в способах осуществления предметных действий. Игру можно представить и в видедеятельности, в которой складывается и совершенствуется управление поведением.
Целовал игра - это форма и воссоздание предметного И социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерных для длимого вида человеческого общежития.
В зависимости от того, какой тип человеческой практикасоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые, учебные, исследовательские, управленческие и аттестационные игры.
Дидактическая (обучающая) игра существенно отличается от деловой. В последней не ставится задача обучения. В дидактической же игре все результаты преподавателю известны заранее, и проводится она для обучения.
Классификация деловых игр:
- по характеру моделируемых ситуаций;
- по характеру итогового процесса;
|
|
- по способам передачи и обработки информации;
- по динамике моделируемых процессов;
- по тематической направленности и характеру решаемых проблем.
Правила игры определяют последовательность действий играющих и управляют ими, описывают процедуру проведения итогов игры и ее оценки. Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль.
При подготовке к игре каждый играющий получает свою роль. Под игровой ролью понимают функции, права и обязанности участников игры, их проведение и действие, связанные с особенностью проведения игрового процесса.
При разработке сценария игры важно помнить, что каждая роль должна быть эмоционально окрашена. Действующие лица - игроки - обязательно проявляют свои психолого-педагогические особенности и личностные установки. Игра не может быть безличной. Каждому игроку обязательно надо определить цели. Без собственных целей игроков игры также не получится.
Продолжительность дидактических игр может колебаться от пяти-десяти минут до двух-четырех академических часов в зависимости от поставленных целей.
Поскольку любая игра предполагает поисковую деятельность учащихся, учебный материал, на котором строится игра, должен быть проблемным, т.е. содержать учебные проблемы изначально или приобрести их в ходе игры. В связи с этим при организации игры используют комплекс способов, основанных на использовании реальных или специально смоделированных производственных ситуаций.
Дидактические средства обучения повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который является источником информации.
|
|
Рассмотрим требования к разработке наиболее часто применяемых на занятиях средств наглядного обучения.
1. Экранные средства обучения
Для уроков теоретического и производственного обучения разрабатываются и создаются различные по содержанию и по форме (в зависимости от назначения) экранные средства обучения.
При разработке содержания экранных средств обучения нужно учитывать предшествующий опыт и знания учащихся, на основе которых будут формироваться новые понятия.
Основным компонентом должен быть изобразительный ряд. Материал преимущественно следует подавать крупным и средним планом. Звуковой ряд и субтитры должны иметь взаимосвязанный характер и дополнять друг друга. Создание цветных экранных средств оправдано в тех случаях, когда цвет имеет дидактическую на-
Количество одновременно воспринимаемых объектов на проекционном экране не должно превышать пяти-Имши, а трансформирующихся или перемещающихся по [•крипу - пяти.
Для выделения в тексте отдельных слов или словосочетаний рекомендуется использовать курсив, разрядку, ■ ирный шрифт, прописные буквы. Все чертежи, рисунки II и схемы выполняются в соответствии с действующих ГОСТами.
•Чнуковое сопровождение должно обеспечивать диа-kioii частот 50-15 000 Гц.
Диапозитивы могут передавать образную, графическую, схематическую, символическую и текстовую информацию.
Преподаватель (мастер) дает следующие сведения на 'нмжо: по сравнению с записями диапозитив может со держать более сложную информацию - условия задач, образцы их решения, справочный или иллюстративный материал, а также план темы, рисунки, текст учебника, которые необходимо коллективно обсудить или быстро воспроизвести в памяти учащихся.
Диапозитивы применяют для создания на уроке проблемной ситуации, руководства самостоятельной работы, повторения материала, проведение инструктажа. Они хорошо сочетаются с другими средствами обучения, особенно с записью на магнитной ленте. В процессе контроля используют изображения без титров, которые в качестве источника информации помогают учащимся строить свой рассказ.
Диафильмы, как диапозитивы, используются в качестве источника информации. Зрительный ряд диафильма должен дополнять учебник, дублируя рисунок, помещенный в нем, лишь в тех случаях, когда изображение необходимо раскрыть в нескольких кадрах, акцентируя внимание на отдельных деталях.
Демонстрация диафильма оправдана тогда, когда для изложения учебного материала необходимо иметь большое количество изображений, связанных с конструкционными особенностями объекта или последовательной сменой фраз какого-либо процесса, находящего в статическом состоянии.
Диафильм - наиболее удобное средство передачи информации теоретического характера, так как логика изложения требует проявления изображений в строго определенном порядке. Целостность, логическая обоснованность содержащейся в диафильмах информации делают их весьма серьезным средством управления познавательной деятельности учащихся. Диафильм оказывает на учащихся большое эмоциональное воздействие, чем другие средства обучения. Он подробнее может показать объекты, события и процессы, так как в основе получения изображения в кадре лежит фотография, которая наряду с документальной четкостью фиксирует состояние объекта в данный момент.
2. Транспаранты (кодограммы)
При отборе учебного материала для транспарантов и определения их структуры необходимо руководствоваться следующими требованиями.
Содержание транспарантов должно полностью соответствовать содержанию учебной программы. При отборе содержания транспарантов необходимо учитывать их дидактические возможности. В транспарантах должен отображаться такой учебный материал, содержание которого не может быть передано за счет других средств обучения.
|
|
Как правило, транспарант содержит визуальную информацию, связанную с описанием какого-либо не очень сложного процесса (постепенное представление информации об изучаемых объектах и процессах, перемещение одних элементов изображения относительно других, действие некоторых кинематических схем, деформации и т.д.).
Тип транспаранта определяется в зависимости от содержания учебного материала.
Отборный учебный материал должен соответствовать современным требованиям науки и производства, I также учебным целям, которые необходимо реализовать в процессе их применения.
При разработке содержания транспаранта необходимо учитывать опыт и знания учащихся, а также их психолого-физиологические особенности.
Цветные транспаранты могут быть изготовлены лишь в том случае, если цвет несет определенную информационную нагрузку или создает контраст между отдельными элементами изображения.
Все чертежи, рисунки и схемы на транспарантах при Проекции его на экране оптимальных размеров (1,6x1,6 м) должны просматриваться с расстояния восьми-девяти метров. Полезная площадь для рисунка на транспаранте может
кип быть выделена рамкой и иметь размеры не более 1 |()х.'МО мм. Максимальное количество листов, на кото-" изображен рисунок, при методе наложения должно быть не более пяти-семи. Выполняя один рисунок по частям на нескольких листах, необходимо фиксировать их положение относительно друг друга.
Все транспаранты по предмету или профессии должны быть пронумерованы в соответствии с номером темы и числом отдельных листов в транспаранте.
Порядковые номера транспарантов следует располагать вне поля рисунка.
При наложении отдельных листов транспаранта друг на друга и их повороте необходимо на нижнем из них установить ось, а на последующих изготовить отверстия для фиксации.
|
|
3. Объемные средства обучения
Это вид средств обучения включает в себя натуральные объемы, макеты, модели, муляжи, тренажеры.
Отдельные средства обучения (макеты, образцы, схемы, модели, тренажеры и т.д.) могут изготавливаться учащимися при прохождении производственной практики в кружках технического (научного, художественного) творчества и др.
К сожалению, в настоящее время по большинству предметов отсутствует централизованное обеспечение учебных заведений нужными средствами (модели, образцы, макеты) и необходимо хотя бы на отраслевом и региональном уровне определить базовые учебные заведения по разработке и обеспечению учебных заведений отдельными средствами обучения. Развитию этой работы способствует деятельность советов директоров, методических объединений преподавателей, ассоциаций учебных заведений.
Натуральные объекты - это предметы реальной действительности, изучение которых предусмотрено учебной программой.
К натуральным объектам можно отнести демонстрационное и лабораторное оборудование, техническое оборудование учебных мастерских (приборы, станки, инструменты), рабочие материалы, образцы деталей, коллекции минералов, горных пород, гербарии и т.д. Они позволяют ознакомить учащихся со взаимодействием отдельных элементов, выполнять упражнения по приобретению навыков и умений, следить за характером протекания учебных процессов. Рассматривая натуральные объекты, учащиеся получают правильное представление о форме, цвете, величине и других признаках предмета.
Модель - это объемное средство обучения, изоморфно изображающее основные свойства, строение, функционирование связей и отношений натурального объекта, как правило, измененного в масштабе и изготовленного из другого материала.
По конструкции модель может быть действующей и недействующей, разборной и неразборной. Модели чаще всего используются при изложении материала в качестве источника информации, для управления процессом Обучения и контроля знаний и значительно реже - как средство для приобретения умений и навыков.
Применение моделей на уроке повышает интерес учащихся к предмету. Они могут рассматривать модель длительное время и наблюдать за изменением расположения частей в процессе демонстрации.
Макет от модели отличается тем, что с его помощью нельзя передавать информацию о движущихся элементах объекта, и его изготовление может предшествовать появлению самого предмета.
Макет отображает лишь внешнюю сторону натуральных объектов, не затрагивая их внутреннего содержания, а поэтому в информационном плане он намного беднее модели. Так, например, можно изготовить макеты зданий, жилых районов, автомашин и других объектов.
Муляжи в информационном плане не отличаются от макетов. Они передают форму предметов, строение их поверхности, например, плодов, животных, органов человека и т.д.
Макеты и муляжи в учебном процессе применяют гораздо реже, чем модели, так как они отображают незначительное количество объектов, изучаемых в УНПО.
Тренажеры составляют особую группу технических средств.
Тренажеры - это устройства, моделирующие реальные условия трудовой деятельности, предназначенной для формирования профессиональных навыков и умений на основе внутренней обратной связи.
Применение тренажеров в учебном процессе резко повышает эффективность обучения, так как дает возможность создать условия, приближенные к производственным, и подготовить учащихся для работы на промышленном оборудовании.
Тренажеры, на которых обрабатывается комплекс навыков и умений, должны обеспечить постепенный переход от простых упражнений к более сложным, а тренажеры, используемые для совершенствования мастерства и повышения квалификации, - формирование умений и навыков различной степени сложности.
Тренажеры как средство, позволяющее моделировать технические объекты, производственную среду и, соответственно, деятельность учащихся, должны отвечать педагогико-эргономическим требованиям, предусматривающим оптимальное сочетание технических, психолого-физиологических, дидактических параметров, В классификационной системе они могут быть отнесены к модулям управляемых технических объектов, воспроизводящих или имитирующих с различной степенью точности их характеристики.
4. Инструкционно-технологические, инструкционные карты
Правильно составленная инструкционно-технологическая карта создает основы для ориентировочной деятельности учащихся, способствует сознательному применению знаний в производственной работе и объективной оценке ее качества, дает возможность учащимся лучше и быстрее овладеть рациональной технологией, подготовиться к работе с заводской технологической документацией и по мере освоения приемов постепенно увеличивать нормы выработки.
Как правило, инструкционные карты разрабатываются на одну операцию (прием, упражнение), а инструкционно-технологические - на ряд взаимосвязанных операций (переходов).
Содержание инструкционных и инструкционно-технологических карт определяется в соответствии с квалификацией рабочего какой-либо профессии с учетом реальных условий учебного процесса. Оно должно отражать две стороны производственного обучения: технологическую, устанавливающую (что и в какой последовательности нужно выполнять ученику для получения необходимого результата) и учебную, содержащую указания, что нужно делать.
В инструкционных и инструкционно-технологических картах должны быть указаны необходимые материалы, инструменты, приспособления, оборудования, нормативно-технологическая документация, пооперационно раскрыты приемы выполнения трудовых процессов и их (юоснование, охарактеризованы вспомогательные дейст-н ии, определены источники вспомогательной информации, а также способы предупреждения и исправления возможных ошибок.
Общие профессиональные приемы, рекомендации по организации труда, рабочего места, техники безопасности шел ючены в специальные инструкционные и инструкционно-технологические карты.
Составным элементом инструкционных и инструкционно-технологических карт могут быть контрольные задания в виде вопросов или контролирующих программ.
В комплект инструкционных и инструкционно-технологических карт в пределах одной профессии включают описание всех основных приемов и операций, а также работ характера, составляющих содержание подготовки квалифицированных рабочих. Структура и содержание должны соответствовать основным этапам формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
В инструкционных картах необходимо раскрыть основные части трудового процесса.
На завершающем этапе производственного обучения содержание и форма инструкционно-технологичееких карт должны все больше подчиняться производственно-технологическим требованиям. В них необходимо предусматривать обеспечение условий для большей самостоятельности учащихся и постепенный переход от жесткой регламентации действий к созданию проблемных ситуаций.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК
Электронный учебник - это обучающая программа, система комплексного назначения, которая обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения; предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную учебную деятельность; осуществляет контроль уровня знаний, а также обеспечивает информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные услуги при условии интерактивной обратной связи.
В электронном учебнике отражена совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя, которая может находиться на любом электронном носителе - магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+, и др.), а также в электронной компьютерной сети.
Таким образом, этот учебник в большей степени инструмент обучения и познания, он же и репетитор, и тренажер, и самоучитель.
Вышеназванный учебник эффективен в тех случаях, когда имеются:
1) практически мгновенная обратная связь;
2) возможность быстрого поиска необходимой справочной ситуации;
3) демонстрационные примеры и модели (учебник рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);
4) контроль (тренажер, самоконтроль, тестирование).
Основные принципы построения электронного учебника:
1) нелинейное и многоуровневое представление учебной информации;
2) нацеленность на личность (личностно ориентированное обучение), на самостоятельную и индивидуальную работу;
3) интеграция линий развития психической деятельности личности: наблюдения мыслительной деятельности и практических действий (демонстрация, моделирование, информативность, интерактивность).
В отличие от классического «бумажного» варианта учебника электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентирования на последовательное, линейное изучение материала.
Преимущества электронных учебников в сравнении с традиционными (классическими):
- автоматизация и интенсификация педагогического груда (при проектировании систем обучения, подготовке к занятиям и отборе учебного материала в соответветствии с поставленной задачей обучения, формирования
дидактических материалов);
- реализация итоговых форм обучения (деловых, контрильно-тестирующих и др.).
Основные требования к электронным учебникам:
- научность содержания; обеспечение возможности
Построения содержания учебной деятельности на научно
ofmcпинанных принципах;
- открытость; возможность реализации любого спо-
i управления учебной деятельностью; обеспечение воз-
киости модификации;
наличие входного контроля; диагностика обучаю-■ргосл перед началом работы с целью обеспечения инди-
видуализации обучения, а также оказания требуемой первоначальной помощи;
- индивидуализация обучения; содержание и трудность учебного предмета должны соответствовать возрастным возможностям и индивидуальным особенностям обучающихся; программа должна включать динамическую модель обучающегося;
- креативность; развивающий характер обучения; обес
печение подготовки специалистов с высоким творческим
потенциалом;
- обеспечение систематической обратной связи;
- наличие развитой системы помощи, последняя дол
жна быть многоуровневой, педагогически обоснованной,
учитывающая характер затруднения и модель обучаю
щегося;
- наличие многоуровневой организации учебного ма
териала, базы знаний и банка заданий;
- педагогическая гибкость; программа должна позво
лять обучающемуся самостоятельно принимать решение
о выборе стратегии обучения;
- наличие специально отведенного места для рефлек
сии обучающихся;
- возможность документирования хода процесса обу
чения и его результатов;
- наличие интуитивного понятного дружелюбного
интерфейса;
- обеспечение возможности получения твердой ко
пии статистических разделов программы;
- наличие развитой поисковой системы, режимов «лу
пы», «автопоказа»;
- наличие блока контроля утомления обучающегося,
блока релаксации;
- надежность работы и системная целостность.
Раскрыв сущность системы учебно-методического
обеспечения образовательного процесса, мы имеем четкое представление о дидактических функциях средств
обучения, прежде всего - средств наглядности и технических средств обучения как основы этой системы.
В правильно организованном учебном познании преподаватель, мастер производственного обучения дает обучающимся возможность чувственного восприятия изучаемых объектов, явлений, процессов, что является начальным этапом процесса познания. Однако сами эти явления, процессы и объекты далеко не всегда могут быть непосредственно предъявлены для изучения или показаны в учебном помещении (электрический ток, доменная печь, внутреннее устройство - все это механизмы, процессы, происходящие очень быстро или очень медленно). В этих случаях преподаватель использует различные изображения материальных объектов: рисунки, схемы, модели, макеты, фотографии и др. для опосредо-н.|иного воспроизведения изучаемых объектов, процессов, пилений.
Таким образом, средства обучения являются незаменимым источником информации на стадии чувственного восприятия изучаемых явлений, объектов, процессов.
Но чувственно-наглядный образ субъективен, в нем отражаются лишь внешние стороны объекта, явления. Задача же обучения заключается в том, чтобы, основыва ясь на чувственно-наглядных образах, подвести обучающихся к глубинной сущности явления или объекта. Этот переход связан с абстрактным мышлением, с выделеним и использованием абстрактных понятий. При этом inn лядные образы обеспечивают постоянную связь мыш-'К'мия с изученным объектом или явлением, поставляя мышлению необходимый информационный материал.
11ри этом они выполняют две функции: познаватель-п \ к), помогающую раскрыть внутренние свойства и свя-ни научаемого объекта или явления, и функцию управле-iiiii познавательной деятельностью обучающегося.
11а пример, преподаватель, мастер имеют возможность
пм.шнкомить учеников с внешним видом и даже внут-
мим устройством транзистора, но механизм его рабо-
ЩЫ может быть вскрыт только с помощью специальных
учебных пособий - схем, диаграмм, макетов, слайдов, видеопроекций и др. Такие ситуации сплошь и рядом характерны для профессиональных образовательных учреждений, прежде всего при изучении специальных и общетехнических предметов на производственном обучении. Таким образом, на стадии абстрактного мышления (втором этапе познания) средства обучения являются незаменимым помощником преподавателя, мастера.
И на третьей, заключительной, стадии познания в период практического применения освоенных знаний и способов деятельности, формирования умений и навыков средства обучения также имеют огромное значение. Применяя знания, учащиеся выполняют упражнения и самостоятельные работы (для этого нужны карточки-задания, сборники задач, обзорно-повторительные, система-тизационные таблицы и другие дидактические средства и материалы), лабораторно-практические работы, связанные с необходимостью иметь соответствующие инструкции, лабораторное оборудование, приборы, инструменты. Специфика учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях состоит в том, что полученные на уроках теоретического обучения знания учащиеся, как правило, применяют в процессе производственного обучения, постоянно работая с использованием оборудования, инструментов, приборов, т.е. со средствами обучения.
Таким образом, и на стадии чувственного восприятия, и на стадии абстрактного мышления, и на стадии практического применения изученных явлений, объектов, процессов необходимость использования средств обучения вытекает из закономерностей познавательного процесса.
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в
ред. от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ. - Российская газета. -
23.01.96. - № 13.
2. Стандарт Российской Федерации: Система об
разования. Начальное профессиональное образование:
ОСТ 9 ПО 01.02.93 г.: Утвержден приказом МО РФ от
22.06.94 г. № 215.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения
(общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977.
4. Григорьева И.К. Как разработать недостающие сред
ства обучения для комплексного методического обеспе
чения предметов и профессий: Метод, реком. - М., 1992.
5. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методиче-
I кое обеспечение учебно-воспитательного процесса под
готовки специалистов. - М.: Высш. шк., 1989.
6. Вишнякова СМ. Профессиональное образование:
<!локарь. - М.: Изд-во «Новь», 1999.
7. Григорьева О.Н., Скакун В.А. Организация и со-
и ржание работы педагогического кабинета по реализа
ции требований государственного стандарта: Метод, ре-
|. - М., 1994.
8. Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С. Структура и особенно-
i in инжоперно-педагогической деятельности: Сб. науч.
ф цои; Сверял, инж.-пед. ин-т. - Свердловск, 1988. -
i (Ж 109.
1* Зорина Л.Я. Средства обучения как система //
игдагогика. - 1986. - № 9. - С. 55-58. 1<| Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педаго-
и if словарь. - М.: Академия, 2000. I I Кочетов СИ. Комплексное методическое обеспе-i мюго процесса средствами обучения. - М.: Высш.
12. Кузнецов В.В. Применение активных методов в
процессе профессионального обучения учащихся сред
них профтехучилищ. - М., 1985.
13. Лейбович А.Н. Структура и содержание государ
ственного стандарта профессионального образования. -
М„ 1994.
14. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и ме
тоды обучения в средних специальных учебных заведе
ниях. - М.: Высш. шк., 1990.
15. Скакун В.А. Методические пособия для препо
давателей профессиональных учебных заведений. - М.:
Издат. центр Акад. проф. обр. РФ, 2001.
16. Опыт разработки и внедрения учебно-методиче
ского обеспечения технических средств обучения в сред
них специальных учебных заведениях. - М.: Изд-во НИИ
ВШ, 1984.
17. Энциклопедия профессионального образования. -
М.: Изд-во РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999.