Социум и формы его существования. Ноосфера Земли

Понятие «социум» многозначно и используется в нескольких смыслах. При его рассмотрении необходимо с достаточной ясностью осознавать, что оно присуще не только человечеству, но и другим формам живых организмов, населяющих Землю. В определении данного понятия можно выделить два сущностные подхода, которые характеризуют социум как многогранное и сложное явление. Так, например, выдающийся ученый В.И Вернадский подчеркивал, что между неживыми и живыми формами жизни на нашей планете существует прямая и непосредственная связь. Идя от изучения костной природы к живому существу, В.И. Вернадский подошел к целостному пониманию биосферы как области существования и активной деятельности живых организмов. Появившаяся в первой половине XX века новая наука биогеохимия, дала ключ к пониманию процессов химического преобразования неживой природы, возникающих вследствие жизнедеятельности биологических форм, и особенно человека.

Развивая учение о биосфере, В. И. Вернадский пришел к выводу о том, что человек, активно осваивая природные ресурсы, по мере развития человеческой цивилизации превращается в реальную геологическую силу Земли. Результаты его деятельности, особенно с началом промышленной революции и в результате научных открытий ХХ в. в области физики, химии, биологии, генетики, становятся соизмеримыми с геологическими силами, действующими на планете. Осознанная деятельность человека создает особую сферу, которую ученый называет ноосферой. «Основной геологической силой, создающей ноосферу, - писал Вернадский, - является рост научного знания». Таким образом, ноосфера – это биосфера, организованная человеческой цивилизацией, где «наука есть проявление организованности ноосферы».

Второй подход к характеристике социума как общественной категории принадлежит другому выдающемуся мыслителю ХХ столетия – ученому-этнографу Л.Н. Гумилеву. «Этнос, - писал Гумилевв работе «Этносфера», - не случайное сборище людей, а развитие географической оболочки планеты Земля, совершающее на ней перестройки, сопоставимые с геологическими переворотами малого масштаба, о чем еще писал В.И. Вернадский». «Благодаря соединению биогеохимии и системологии с исторической географией становится понятной причинная связь между биохимической энергией живого вещества биосферы и отдельными системами – от микроорганизма до суперэтноса». «Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого еще по своей мощности». Таким образом, вслед за В.И. Вернадским, Лев Гумилев утверждает, что «…этнос всегда взаимодействует с ландшафтом и техносферой. Эти связи не случайны и зависят от характера адаптации и уровня развития производительных сил».

В результате, идя с разных сторон, оба ученых пришли к одному и тому же выводу, что продукты человеческого разума, выраженные в росте «внешнего тела цивилизации» (Вернадский) опосредованы развитием биосферы. При этом человеческий разум хотя и не является формой энергии, но производит действия, как будто ей отвечающие.

Однако уровень и характер цивилизации зависит не столько от количества этой энергии, сколько от развитости системы, представляющей цивилизацию. Развитость системы цивилизации, то есть человеческого общества, может быть выражено совокупностью трех системообразующих ее компонентов: 1) структурной организованности; 2) развитости информационных полей; и

3) мобильности связи между ними.

Именно разумная организация, разумное управление, осознанность цели человеческого общества являются главными отличительными чертами и существенными характеристиками социума, который Л.Н.Гумилев определяет как «ноосферу».

Помимо этого, в работах русского ученого-социолога Питирима Сорокина термин «общество» отделяет человечество от природы и от популяций сообществ различных видов животных. Под обществом понимается территориально-государственное образование, которое отличается от других территориально-государственных образований. В этом случае термины «общество», «социальное сообщество» можно применять для обозначения народа, с присущими ему этническими характеристиками. Тогда общество как форма социума – это объединение людей, в котором происходит постоянное и устойчивое взаимодействие. Оно выражено, как правило, общностью территории, общностью культуры, общностью языка, которые обусловливают способность к сохранению и развитию общих черт жизни, таких как быт и общественное сознание. А так же способность к воспроизводству и саморегулированию посредством выработки правовых и этических норм общественного поведения.

Размеры сообществ людей могут быть самыми различными. Однако общепринятой является классификация, которая подразделяет общественные формы на три типа: 1). Макросоциум; 2). Мезосоциум; 3). Микросоциум.

Основным критерием такой классификации является прочность связей или степень постоянства взаимодействия между индивидами, составляющими сообщество. Эта прочность определяется, во-первых, наличием или отсутствием единых, осознанных целей существования, и, во-вторых, существенным или несущественным взаимодействием индивидов. В связи с этим макросоциум представляет собой наиболее общее объединение, сообщество, которому характерны наиболее общие признаки, например, мировое сообщество, народ, нация, население. Таким образом, характеристики макросоциума могут быть совершенно различны, и определяться географическими, этническими, поведенческими и прочими признаками. Однако главной характерной чертой макросоциума является отсутствие какой-либо достаточно прочной связи между индивидами, отсутствие непосредственной совместной деятельности, хотя последние могут иметь однонаправленные цели. Например, антифашистское движение, феминистское движение и прочие формы социальных проявлений.

Мезосоциум тоже не имеет достаточно четких границ, позволяющих оценить его массовость и размеры. Вместе с тем мезосоциальным формам присущи более конкретизированные виды взаимодействия и вполне осознаваемые совместные цели личностного деятельного опосредования. Как правило, к нему относят трудовые коллективы, профессиональные сообщества, спортивные команды, учебные группы и прочие социальные структуры. Они также могут быть различными по целям, формам и содержанию совместной деятельности. Однако главным определяющим критерием является существенность связей между индивидами в процессе совместной деятельности. Хотя и здесь нельзя проводить достаточно резкие границы, хотя бы, потому что прочность связей может определяться не только совместной деятельностью, но и прочими факторами, например, знакомство, соседство, партнерство. К мезосоциальным формам можно отнести большинство видов групп, в которых связи могут быть непостоянными или вообще отсутствовать, например, желаемая референтная группа.

Если рассмотреть мезосоциум в экономическом контексте, то к нему можно отнести поставщиков, конкурентов, партнеров по корпорации, контактные аудитории (желательные или нежелательные) и тому подобное.

Рассматривая микросоциум, можно выделить такие социальные организации, связи в которых опосредованы постоянной совместной деятельностью, совместным проживанием и ведением совместного хозяйства. В отличие от организаций, характерных для мезосоциума, микросоциальные структуры являются в большей степени постоянными. Такие социальные формы называют первичными коллективами, например, семья. Однако к первичному коллективу можно относить не только семью, но и иные формальные и неформальные сообщества, в которых постоянство связей является достаточно выраженным. К ним относятся группы, в которых индивиды, осуществляют совместное проживание и ведут совместное хозяйство. Обобщающей формой такого сообщества является домашнее хозяйство как один из априорных элементов социально-экономического пространства.

Строение социально-экономического пространства.

Теперь обратимся к типам организационных структур, характерных для экономического пространства общества.

Надо подчеркнуть, что основным способом существования различных форм социума является деятельность, направленная на удовлетворение нужд, потребностей и запросов индивидов. В этой связи экономическое пространство социума обусловлено хозяйственной деятельностью, которая мотивируется двумя группами потребностей индивидов. К ним относятся: а) физиологические: потребность в пище, потребность в безопасности, потребность в сохранении вида, и б) социальные: потребность в самовыражении, потребность в самоутверждении, потребность в самореализации (рис. 1).

 
 


Личностная

СОЦИАЛЬНЫЕ самореализация

МОТИВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Самоутверждение

в социуме (статус и роль)

Самовыражение (идентификация)

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

МОТИВЫ Обеспечение жизнедеятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ организма и сохранения вида

Рис.1 Личностная структура мотивов деятельности.

В основе этого подхода к определению мотивов деятельности лежит мотивационная теория Абрахама Маслоу, который выдвинул следующие положения:

1). Человек (индивид) работает для того, для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Эти потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации.

2). Прежде чем потребность следующего уровня станет мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

3). Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение индивида, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью

4). Хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность индивида стимулируется не только ею, так как поведение индивидов полимотивационно.

5). По мере удовлетворения потребностей мотивы деятельности меняются. В одних случаях они усиливаются и становятся доминирующими, в других – ослабевают, переходя в разряд сопутствующих.

Данный подход позволяет представить, экономическое пространство человеческого общества в виде системы организованных и взаимодействующих хозяйствующих структур.

Таким образом, взаимодействие этих структур, направленное на создание условий для наиболее полного удовлетворение нужд, потребностей и запросов членов общества – есть способ существования социума в целом (рис. 2).

 
 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СФЕРА ДЕЛОВОЙ

СФЕРА АКТИВНОСТИ

(ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: