(Способность понравиться другому человеку).
Правила:
1. Не возводить эмпатических барьеров:
- угрозы (страх, обида);
- приказы (унижение собственного достоинства);
- негативная критика;
- оскорбительные прозвища;
- слова «должники» («ты должен»);
- сокрытие важной информации;
- реплики-ловушки («Вы же умный человек, понимаете, что …»);
- похвала с подвохом («Всегда восхищаюсь Вашей покладистостью»);
- несвоевременные советы;
- смена темы разговора.
2. Прибегать к катализаторам симпатии (см Д. Карнеги):
- правило опережающей доброжелательности;
- искренний интерес к людям (говорит о том, что волнует собеседника);
- чаще улыбаться;
- называть имя, отчество, что повысит его самооценку;
- уметь внимательно слушать (иногда молча);
- уметь показать партнеру превосходство над собой: нельзя показывать то, что Вы умнее;
- обращаться к человеку с уважением;
- попросить совета;
- делайте комплименты;
- искать в общении то, что сближает с собеседником.
Основные приемы и правила критики:
1. Начинать с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
|
|
2. Сначала говорить о собственных недостатках, а потом уже об ошибках партнера.
3. Указывать на ошибки не прямо, а косвенно.
4. Критиковать только действия и поступки, а не личность.
5. Спрятать критику между 2-мя комплиментами («Техника бутерброда»).
Основные правила использования комплиментов:
- Комплименты должны строится на возвышении партнера и унижении себя. Комплимент партнеру на фоне антикомплимента себе.
- Комплимент должен относиться к значимому качеству человека.
- Содержать небольшое преувеличение.
- Не должен быть двусмысленным.
- Не должен строится на противопоставлении (золотые руки, язык – враг твой).
- Лучший комплимент – косвенный. Хвалить надо то, что дорого партнеру и сравнивать с тем, чем он восхищается.