Первая категория социальных потребностей, удовлетворяемых группой и членством в группе, включает потребности в информации. Если я хочу узнать температуру воздуха на улице, я могу измерить ее термометром. Если я желаю выяснить, каков мой рост, я могу воспользоваться линейкой. Если же мне хочется выяснить, насколько сложен курс групповой динамики или какая из собак на собачьем шоу была «лучше всех», мне придется обратиться за информацией к другим людям.
Покупая себе одежду, не берете ли вы с собой в магазин кого-нибудь из знакомых, чтобы спросить его (или ее) мнения? Спрашиваете ли вы у людей, стоит ли смотреть новый фильм? Вспомните, в каких случаях вы обращаетесь за информацией к другим людям. Обсудите это в классе (еще один пример получения информации от других).
Если задуматься, то посредством объективных инструментов наподобие термометра или линейки нами получена лишь очень небольшая часть знаний. В подавляющем большинстве случаев источником информации для нас служат другие люди. Фестин-гер (Festinger, 1954) назвал этот процесс социальным сличением. Используя процесс социального сличения, люди оценивают себя. В своей теории Фестин-гер исходит из трех основополагающих принципов: (1) люди испытывают потребность оценить собственное мнение и собственные способности, (2) не располагая прямыми физическими стандартами (подобными термометру), мы сравниваем себя с другими людьми, и (3) мы обычно сравниваем себя с теми, кто чем-то похож на нас. Чтобы проверить правильность этих принципов, давайте обратимся к классическим психологическим исследованиям.
|
|