Реактивное сопротивление

Если контрконформность обоснована и направ­лена на улучшение позиции группы, реактивное со­противление — это, скорее, более эмоциональная, истерическая реакция, которая не учитывает по­следствий. Теория реактивного сопротивления была создана Брэмом (Brehrn, 1966), чтобы помочь объяс­нить, почему некоторые люди считают просто необ­ходимым находится в оппозиции и делать совер­шенно противоположные желанию группы вещи. (На сопротивлении основана популярная психоло­гическая концепция психологии противоположнос­ти, — ситуации, в которой мы просим человека сде­лать нечто противоположное тому, что мы хотим получить на самом деле, потому что знаем, что он сделает как раз ТО, ЧТО НАМ НУЖНО.)

Сопротивление основывается на идее личной свободы. Когда люди чувствуют, что группа поку­шается на их свободу, лучший способ показать, что они независимы, — это сделать нечто противопо­ложное тому, что от него хотят. Это напоминает ре­бенка, который, попав в ситуации «двух зол», гово­рит «нет» на все, что ему предалгают. Дети в таком состоянии говорят, что не хотят печенья, и при этом тянутся за ним. Для детей реактивное сопротивле­ние является способом отделения себя от родите­лей — и заявления о своей независимости. Подоб­ное девиантное поведение у подростков также слу­жит цели декларирования своей независимости от родительского контроля.

Исследования теории сопротивления выявили две ситуации, в которых проявление сопротивления наиболее вероятно. Во-первых, когда выбор чело­века возлагает на него ответственность за послед-


ствия его действий (отправляясь за покупками, вы соглашаетесь купить заодно кое-что и соседу, не осознавая, что только что подписались на роль офи­циального покупателя продуктов для этого челове­ка); во-вторых, когда...

... вы начинаете беспокоиться за свою свободу, если обстоятельства или люди заставляют вас ощу­щать угрозу вашей уверенности в том, что вы сами решаете, как реагировать на окружение, а не ведете себя под диктовку этого самого окружения...

(Kiesler, 1978, р. 223)

Кислер продолжает развивать вторую точку зре­ния, определяя четыре ситуации, в которых сопро­тивление наиболее вероятно, в зависимости от источника давления. Эти источники таковы: (1) не­знакомые люди или члены внешней группы, (2) потен­циальные конкуренты в борьбе за ресурсы, (3) «не­компетентные люди или те, с кем бы вы не хотели встречаться», и (4) люди, обладающие недостаточ­ной властью или статусом для легитимизации сво­их требований.

В таких ситуациях возможно возникновение в группе реактивного сопротивления. Люди могут по-разному защищать свою независимость, поэтому лидер должен вести себя очень аккуратно, чтобы не перейти эту границу. Во-вторых, если лидер и чле­ны группы хотят избежать ситуаций сопротивле­ния, они должны принимать в группу достаточно компетентных людей, обладающих законным пра­вом оказывать влияние на их поведение.

ЯЧЕЙКА ЧЕТВЕРТАЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: