Звуковая волна, рожденная каким-либо источником, претерпевает множественные отражения от ограждающих поверхностей (стены, пол и потолок, мебель и т. п.); собственно, совокупность этих отражений и принято называть реверберацией. Звучание источника в закрытом помещении условно делят на три фазы: звучание прямого звука, приход ранних отражений, формирование диффузного поля (поздние отражения). Строгое определение реверберации звучит так:
Стандартным временем реверберации называют время, в течение которого плотность энергии уменьшается в 1 000 000 раз, звуковое давление — в 1 000 раз, а уровень звукового давления — на 60 дБ по сравнению с его начальным значением.
АЧХ процесса реверберации не является линейной. Это объясняется сложной картиной собственных резонансов помещения, интерференцией различных звуковых волн, затуханием высоких частот в воздухе, поглощением тех или иных частот различными поглотителями (люди, мебель, обивка или драпировка и т. д.)
№ 15
- Основные прерогативы звукорежиссуры. Электроакустические изложения звукового (музыкального) материала.
Основными прерогативами звукорежиссера являются:
· Возможность гибкого влияния на тембр источника звука;
· Возможность сужения динамического диапазона источника звука для тех или иных фонографических целей;
· Возможность придания звуковому объекту формальных признаков удаленности или приближенности (спектральный состав, диффузные отражения);
· Возможность насыщения звучания источника новыми специфическими красками;
· Возможность реализации динамической (изменяющейся) звуковой картины;
· Список далеко не полон.