Тема вторая: Древняя Русь
(IX – первая треть XIII в.) 8
Тема третья: Русские земли в условиях
монголо-татарского ига (1243-1480 гг.) 11
Тема четвертая: Московское царство
(XVI-XVII вв.) 14
Тема пятая: Российская империя
как евразийское государство
(XVIII – первая половина XIX в.) 18
Тема шестая: Российская империя на
пути к капитализму и конституционной
монархии (1861-1917 гг.) 21
Тема седьмая: Строительство социализма и особенности советского общества
(1917-1945 гг.) 23
Тема восьмая: СССР – мировая сверхдержава
(1945-1991 гг.) 26
Тема девятая: Россия на пути
модернизации (1991-2005 гг.) 30
Литература по курсу «Отечественная история». 32
Вопросы к экзамену по курсу «Отечественная история» для студентов всех специальностей.. 33
Пояснительная записка
Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный перечень дисциплин для всех специальностей, форм и видов обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации.
Данные методические указания подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по отечественной истории, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации. Основой предлагаемых методических указаний является Программа курса «Отечественная история», разработанная кафедрой истории и политологии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
|
|
Методические указания рассчитаны на студентов дневного, вечернего и заочного отделений и могут быть использованы как для подготовки к семинарским занятиям, так и в ходе подготовки к экзаменам. Материал распределен по главным разделам (темам) отечественной истории. Каждая тема включает в себя название, наиболее важные издания по данной теме, план темы и изложение материала в соответствии с пунктами плана. Предполагается, что каждый студент наряду с предлагаемыми методическими указаниями в процессе обучения будет пользоваться учебником или учебным пособием по отечественной истории. После каждой темы приводятся примерные темы рефератов и некоторые вопросы для повторения и самоконтроля. Более полный список тем рефератов и литературы можно получить на кафедре истории и политологии. Перечень основных рекомендуемых учебных пособий также приводится.
Наиболее важные термины и определения выделяются курсивом. Даты, которые следует запомнить, выделены полужирным шрифтом, а самые заметные исторические персоны – подчеркиванием. Студентам рекомендуется использовать справочники и энциклопедии по истории.
Целью изучения дисциплины «Отечественная история» является формирование у студентов систематических знаний по истории возникновения и развития человеческого сообщества на территории России.
|
|
Основными задачами курса отечественной истории (истории России) являются:
· формирование у студентов научных представлений о методологии и методах изучения истории России;
· усвоение современной периодизации отечественной истории в контексте, взаимосвязи и интеграции с периодизацией всемирной истории;
· выработка у студентов системных подходов к пониманию крупных исторических процессов, событий, понятий, деятельности исторических личностей;
· освоение студентами фактов, разнообразных оценок тех или иных исторических явлений.
Тема первая: История как наука
Литература
1. Бычкова М.И., Смирнов М.И. Генеалогия в России: история и перспективы. – М., 2004.
2. Гуревич А.Я. История историка. – М., 2004.
3. Ивин А.А. Философия истории. – М., 2000.
4. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). – М., 2001.
5. Философия истории / Под ред. проф. А.С. Панарина. – М., 2001.
Методические рекомендации
Обратите внимание на то, что у слова «история» простой смысл. В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г.
История опирается на факты, получаемые из различных источников. Нет фактов – нет истории как науки. Различают материальные источники или памятники деятельности человека (орудия труда, здания, предметы быта и др.) и письменные источники (летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д.). Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение. Проблемы методики и техники исторических исследований составляют предмет более двух десятков вспомогательных и специальных исторических дисциплин: генеалогии (изучение родословных), геральдики (науки о гербах), исторической картографии, исторической статистики, нумизматики (изучение монет) и бонистики (изучение бумажных денежных знаков) и др. Справочный аппарат и информационную базу исторической науки обеспечивают археография, архивоведение, историческая библиография, метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), музееведение, хронология. Большую роль играет археология (изучение памятников материальной культуры). Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото, кино, аудио и видеоматериалы. Следует учитывать, что историческая наука представляет собой мощный комплекс дисциплин. Абсолютное большинство студентов, исключая будущих историков, знакомится лишь с верхушкой «айсберга».
С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой понимают как само описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической науки. Классиками отечественной исторической науки стали Н.М. Карамзин (1766-1826, «История государства Российского» в 12 томах), С.М. Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.), В.О. Ключевский (1841-1911, «Курс русской истории» в 5 Тт.). После 1917 г. историческая наука была чрезмерно идеологизирована, превратилась в «политику, опрокинутую в прошлое».
В XIX-XX вв. в мировой историографии оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания.
Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию, а также в оценке крупнейших исторических событий, процессов, явлений, деятелей. Следует вспомнить, что в советской историографии преобладал формационный подход. В западной и современной российской историографии весьма популярен цивилизационный подход. Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т.д.). Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древняя Русь – раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в составе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство – сословно-представительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолютная монархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и конституционной монархии (1861-1917); Советская Россия – СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2002).
|
|
Основными методами исторического исследования являются сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический, хронологический и т.д. В последние десятилетия при обработке исторических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы.
История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием является история русского народа, исторического бытия, характера, традиций, менталитета (склада ума) русских людей.
Тема вторая: Древняя Русь (IX – первая треть XIII в.)
1. Проблема этногенеза восточных славян;
2. Образование Древнерусского государства;
3. Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета;
4. Русские земли в условиях феодальной раздробленности;
5. Внешняя политика Древнерусского государства;
6. Культура Древней (домонгольской) Руси.
|
|
Литература
1. Богуславский В.В., Бурманов В.В. Русь. Рюриковичи: Иллюстрированный исторический словарь. – М., 2000.
2. Валеров А.В. Новгород и Псков: Очерки политической истории Северо-Западной Руси XI-XIV веков. – СПб., 2004.
3. Повесть временных лет. – СПб., 1999.
4. Пчелов Е.В. Рюриковичи. История династии. – М., 2004.
5. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 2003.
6. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси 750-1200. – СПб., 2000.
Методические рекомендации
1. Славян большинство специалистов относит к огромной индоевропейской языковой группе, к индоевропейской культуре, к индоевропейскому антропологическому типу. Обратите внимание на то, что группу сородичей, к которой принадлежат славяне, называют также ариями или арийцами.
В древнейшую эпоху наиболее населенной частью бывшего СССР и современной России было Причерноморье и Предкавказье. Здесь обитали греки, скифы, сарматы, киммерийцы, гунны, готы, аланы и многие другие. Некоторые антропологи обнаруживают славянский антропологический тип с рубежа III-II тысячелетий до н.э. в Подунавье и в Приальпийской области, связывая это с археологической культурой колоколовидных кубков.
Большинство специалистов считает, что под своим общеродовым именем «славяне» целый ряд племен появляется в письменных источниках не позднее V века нашей эры. При этом обычно выделяют три большие группы: западных славян – «венедов», южных славян – «склавинов» и восточных славян – «антов». Именно анты в V-VII вв. расселились по берегам Днепра, его притоков, постепенно продвигались на север и восток. Основными занятиями антов были пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля. У антов происходило имущественное расслоение, имело место рабовладение. Их общественный строй называют военной демократией. Все мужчины были воинами. Анты воевали с Византией, готами, аварами. Анты считаются прямыми предшественниками тех территориально-племенных союзов, которые объединились в Древнерусское государство.
2. По этому вопросу почти триста лет идут споры. Согласно норманнской теории (Миллер, Шлецер) Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, то есть скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Сторонники «славянской теории» (М.В.Ломоносов и др.) считали, что уже в VI-VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. Согласно «карельской версии» современного историка В.И.Паранина государство восточных славян базировалось в VI-VIII вв. на территории современного Карельского перешейка.
Предпосылками образования Древнерусского государства были:
· Развитие производительных сил восточнославянских племен.
· Формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей.
· Развитие торговли, в т.ч. международной и межплеменной.
· Рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати.
· Существование внешней опасности.
Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа: начальный (середина IX - конец X в.) – правители Рюрик (862-879), Олег (879-911), Игорь (912-945), Ольга (945-969), Святослав (965-972); расцвет (конец X – первая половина XI в.) - Владимир I (980-1015), Ярослав (1015-1054); упадок, распад (вторая половина XI – первая треть XIII в.) - Владимир II Мономах (1113-1125) и др.
Создание Древнерусского государства сыграло важную роль в консолидации русского этноса, в формировании русской цивилизации.
3. Особо важно в современных условиях твердо знать, что территориально в период наивысшего могущества Древнерусское государство располагалось от Балтийского (Варяжского) и Белого морей, а также от Ладожского и Онежского озер на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. На огромных территориях жило около 5 млн. человек.
Семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли территориально-соседские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).
В политической жизни главную роль играли великий князь (из дома Рюриковичей), Боярская дума и народное вече. Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и при необходимости народное ополчение во главе с тысяцким.
В 988 г. при Владимире I христианство в византийском варианте было принято в качестве государственной религии вместо язычества.
В хозяйстве Древней Руси преобладали пашенное земледелие, ремесло, внешняя торговля (пути «из варяг в греки», «из варяг в арабы»). Государство собирало дань, чеканило деньги, вело внешнюю и внутреннюю политику.
Большинство специалистов определяет Древнюю Русь как раннефеодальную монархию.
4. Проблема единства русских людей всегда имела огромное значение. Во второй половине XI - в XII в. произошел распад Руси на отдельные самостоятельные княжества. Князья опирались на растущие материальные и людские ресурсы, потенциал своих территорий. В 1097 г. на княжеском съезде было решено не вмешиваться в дела друг друга на территории, доставшейся правителю от отца («каждый да владеет своей отчиной»). Но междуусобицы продолжались и Владимиру II Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь ненадолго удалось восстановить былое единство. Во второй половине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. – около 30. Князья встречались и совместно действовали очень редко. Русь превратилась в конфедерацию, сообщество слабо связанных между собою земель.
5. Обратите внимание на роль внешнеполитического фактора в истории нашей страны. Рюриковичи, как и другие правители средневековой Европы, стремились максимально расширить сферу своего влияния. Подчиняли себе все новые восточнославянские и неславянские племена. Вступали во взаимоотношения с соседними сложившимися и формирующимися государствами. Добивались международного признания через подписание международных соглашений (с Византией 907, 941, 944). Устанавливали торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения с соседними государствами и правителями. Вели оборонительные и наступательные войны. На востоке затяжной характер приобрела борьба с кочевниками. Были разгромлены печенеги, нанесены мощные удары половцам, часть кочевников перешла на службу к русским князьям, но опасность с востока русские правители недооценили.
6. Следует особо подчеркнуть, что восточнославянские племена еще до принятия христианства обладали развитой культурой. Славянская языческая мифология ничем не уступает знаменитой мифологии Древней Греции и Древнего Рима. После 988 г. на Руси появились летописание, переводные книги, храмовое зодчество, фрески, мозаика, иконы. Семья стала моногамной. Получила распространение письменность («кириллица»), Важными центрами культуры и образованности были монастыри.
Темы рефератов
1. Методология и периодизация отечественной истории;
2. Восточные славяне в VI-VIII вв;
3. Социально-политический и экономический строй Древней Руси;
4. Люди Древней Руси;
5. Роль христианства в развитии русской культуры.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Что и как изучает история?
2. Как образовалось древнерусское государство?
3. Почему Древнюю Русь называют раннефеодальной монархией?
4. Феодальная раздробленность: исторический прогресс или путь к катастрофе?
5. Почему Владимир Святой крестил Русь?