Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор наиболее приемлемых из них (число таких критериев может превышать 60).
Основные критерии анализа таковы:
а) при первичной закупке:
- репутация поставщика как делового партнера;
- наличие и состояние системы качества;
- результаты оценки качества образцов (пробных закупок);
- цена;
б) при повторной закупке:
- текущее состояние системы менеджмента качества и наличие на нее сертификата;
- стабильность качества закупаемой продукции;
- реакция поставщика на претензии к качеству поставленной продукции;
- стабильность объемов и сроков поставки;
- возможность установления долгосрочных деловых связей.
А.М. Гаджинский выделяет следующую систему критериев, которыми следует руководствоваться в сфере выбора поставщиков:
- цена и качество поставляемой продукции;
- организация управления качеством у поставщика;
- надежность поставок;
- удаленность поставщика от потребителя;
|
|
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
- финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и пр.
Заслуживает внимание шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):
- качество продукции;
- своевременность доставки (авторы предлагают устроить рейтинг поставщиков на основе факторов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
- цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);
- обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
- повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены;
- техническая инженерная и производственная мощность;
- оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
- детальная оценка финансов и управления.
В результате анализа потенциальных поставщиков (например, по методу аналитической иерархической процедуры) формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.