Задавайте вопросы

В первый год обучения в колледже я устроился на полставки рабочим на мясокомбинате в Серклвилле, штат Огайо. В мои обязанности входили перевозка свежеразделанных туш в холодильные камеры и поиск партий мяса под заказ клиентов.

Каждый раз, когда я оказываюсь в новой обстановке, я стараюсь узнать как можно больше об этом месте. А самый лучший способ приобрести нужные знания — это смотреть и спрашивать. Когда я проработал примерно две недели, один рабочий по имени Пенс, который трудился там уже много лет, отозвал меня в сторонку и начал поучать: «Сынок, послушай, что я хочу тебе сказать. Ты задаешь слишком много вопросов. Вот я, например, забиваю коров. Это все, что я делаю, — и все, чем я намерен заниматься дальше. Чем больше ты будешь знать, тем больше от тебя будут требовать». Мне было сложно даже представить себе, что человек может не хотеть учиться и расти. Но этот работяга явно не собирался меняться.

Писатель Иоганн Вольфганг фон Гете считал, что «каждый день человек должен, по меньшей мере, услышать новую песню, прочитать хорошее стихотворение, увидеть красивую картину и, по возможности, произнести пару разумных слов». К этому я бы добавил, что он еще должен каждый день задавать вопросы, чтобы научиться чему-нибудь новому. Тот, кто спрашивает, учится быстрее и лучше других.

Но это еще не все. Профессор теологии Ганс Кюнг утверждал: «Чтобы правильно понять человека, нужно поучиться у него, а процесс обучения включает изменение самого себя». Целью обучения всегда является изменение.

Эта глава подчеркивает важность обучения у других. Но вы не можете предугадать, кто станет вашим слушателем и учеником. Я сам убедился в этом совсем недавно. Однажды Маргарет отвечала на телефонный звонок. Она немного поговорила, затем прикрыла трубку рукой, взглянула на меня и спросила: «Ты знаешь Дика Вермейля?»

Я так стремительно рванулся к трубке, что чуть не сшиб ее с ног.

Вермейль — это живая легенда американского футбола. Начав свою карьеру в 1959 году как тренер обычной школьной команды, он прошел все уровни и добился успеха. Ему было присуждено звание тренера года в четырех лигах: школьных команд, команд двухлетних колледжей, NCAA (Национальной студенческой спортивной ассоциации) и NFL (Национальной футбольной лиги). В 1990-х годах он вернулся из отставки, чтобы тренировать «St. Louis Rams», и в 1999 году команда выиграла Суперкубок. Неужели мне действительно звонит Дик Вермейль?

Это и в самом деле оказался он. А позвонил он мне, потому что его заинтересовала моя программа «Максимальное воздействие» («Maximum Impact»), компакт-диски с записью которой каждый месяц получают от меня больше пятнадцати тысяч подписчиков. Я уже упоминал о том, что когда мне попадается книга, из которой я узнаю много нового и полезного, я всегда посылаю автору письмо со словами благодарности и сообщаю ему, как много его работа значила для меня. Все учителя хотят услышать, что их труд кому-то принес пользу.

Вермейль сказал мне, что он читает мои книги и получает компакт-диски уже шесть лет. Он слушает мои лекции в машине по дороге на работу и домой, а иногда обсуждает услышанное с тренерами и игроками. Он просто хотел, чтобы я об этом знал.

Для меня было большой честью с ним побеседовать. Воодушевление такого рода способно зарядить человека энергией на целый месяц! Кроме того, это доказывает эффективность принципа обучения. Если кто-то вроде Дика Вермейля — человека, который выиграл Суперкубок, — может научиться чему-то у меня, значит каждый, кого мы встречаем на жизненном пути, является нашим потенциальным учителем.

Вопросы для обсуждения принципа обучения

1. Какова степень готовности людей учиться у других? Какую позицию в этом вопросе занимает большинство? Считаете ли вы, что основная масса людей слишком быстро решает, могут ли они чему-нибудь научиться у другого человека? Если да, то делают они это осознанно или нет? Объясните вашу точку зрения. Какие факторы (внешний вид, социальное положение, доходы, цвет кожи, возраст и т. д.) определяют способность человека поделиться своими знаниями? Какие предрассудки есть у вас и как от них избавиться?

2. В данной главе упоминаются два подхода к обучению: один связан с готовностью учиться у кого угодно и когда угодно; второй связан со стратегией, с помощью которой мы определяем, как и у кого мы хотим учиться. Какую пользу вы можете получить, используя каждый из них? Какие трудности могут ожидать вас на каждом из этих путей? Какой из них больше привлекает лично вас?

3. Какой стратегии придерживаетесь вы в вопросах обучения и персонального роста, и чем она отличается от той, которая изложена в этой главе? Какие новые идеи вы готовы позаимствовать и взять на вооружение?

4. Какую роль играли наставники в вашей жизни до сих пор? Опишите ключевого человека из вашего прошлого, который научил вас чему-то значительному. Кто сейчас помогает вам расти и развиваться? Вы ищете себе одного наставника или нескольких? Кто из вашего нынешнего окружения обладает глубокими познаниями в области, которая может оказаться для вас полезной? Что вы можете сделать, чтобы заручиться поддержкой таких людей? 5. При первом знакомстве с человеком задаете ли вы вопросы, чтобы лучше его узнать? Можете ли вы вывести собеседника на разговор, в ходе которого вы могли бы перенять у него знания или опыт? При подготовке к встрече с наставником продумываете ли вы вопросы заранее, чтобы с наибольшей пользой провести время?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: