Типы рыночных структур

В экономической науке выделяют следующие типы рыночных структур:

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену. На графике кривая спроса отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения – положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции.

2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон.

3. Монополистическая конкуренция. Это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену.

5. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

6. Олигополия. Это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Олигополия характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей-продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

7. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.

Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей.

Львиная доля промышленного производства сосредоточенная в руках компаний, которые формируют олигополистический рынок: автомобильная, металлургическая, табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкоинструментальное производство.

Таблица – Основные характеристики конкурентных ситуаций рынка

Признаки Конкурентная структура рынка
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Число производителей Множество Один Много Несколько
Тип продукции Массовый (стандартизированный) Как правило уникальный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный
Контроль над ценой Отсутствует (рыночная цена, воспринимаемая как величина данная) Значительный (вплоть до полного) Некоторый (в довольно узких рамках) Ограниченный (при тайном сговоре – значительный)
Условия вступления в отрасль Свободные Блокированные Сравнительно легко Имеют существенные препятствия
Неценовая конкуренция Отсутствует Почти нет Применяется широко Весьма типично
Доступность информации Равный доступ Ограничения Некоторые ограничения Некоторые ограничения
Примеры отрасли, рынка Рынок пшеницы, ценных бумаг Предприятия общественного значения Сеть ресторанов, сфера банковских услуг Производство алюминия, телевидение

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: