Законодательство и иные правовые акты о судах и правоохранительных органах

Организация и деятельность судебных и правоохранительных ор­ганов регулируются многочисленными нормативными правовыми ак­тами, различными по своей правовой природе.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем предус­мотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагаю­щему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расшире­нию международных связей с участием государственных и негосудар­ственных организаций, в том числе с участием субъектов националь­ного права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и ос­новных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенство­вание судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.

В Российской Федерации права и свободы человека согласно об­щепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непо­средственно действующими в пределах юрисдикции Российской Фе­дерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного са­моуправления и обеспечиваются правосудием (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Применение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации регулирует­ся положениями Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Россий­ской Федерации» - Собрание Законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757. Важные разъяснения содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм между­народного права и международных договоров Российской Федерации» - Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

Общепризнанные принципы международного права - это основопо­лагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, от­клонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частнос­ти, относятся принципы всеобщего уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств, суверенного ра­венства государств, невмешательства во внутренние дела, непримене­ния силы и угрозы силой, межгосударственного сотрудничества и со­лидарности государств.

Общепризнанные нормы международного права - это правила пове­дения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных.

К числу общепризнанных норм международного права, касающихся организации и деятельности судов и правоохранительных органов, следу­ет отнести нормы, устанавливающие:

- недопустимость применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения или наказа­ния, право на гуманное отношение и уважение достоинства личности;

- запрет на выдачу лица другому государству, если: а) существуют серь­езные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток или смертной казни; б) преступление, в отношении которого запрашивает­ся выдача, рассматривается запрашиваемой стороной в качестве политиче­ской) преступления либо имеются достаточные основания полагать, что запрос о выдаче имеет целью преследование или наказание лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями либо за другое преступление, нежели то, которое было указано в запросе;

- недопустимость произвольного ареста или содержания под стражей;

- право арестованного или задержанного на судебную проверку закон­ности ареста или задержания в срочном порядке, т. е. без неоправданных проволочек, в течение разумного, достаточно краткого времени;

- право задержанного или арестованного на заявление ходатайства об уведомлении членов семьи или иных лиц по его выбору о факте задержа­ния или ареста и о месте, в котором он содержится; право на посещение членами семьи и переписку с ними;

право задержанного или арестованного па проведение медицинского обследования;

- запрет на применение к задержанному таких методов расследования, которые нарушают его способность принимать решения или выносить суждения, в том числе запрет злоупотреблять положением задержанного с целью получения от него показаний против нею самого или каких-либо других лиц;

- запрет на введение неоправданных ограничений в отношении задер­жанных или арестованных, не вызываемых непосредственной необходи­мостью с точки зрения целей задержания или ареста;

право на компенсацию каждому, кто был жертвой незаконного арес­та, или содержания под стражей, или незаконного осуждения;

- право задержанного или обвиняемого быть подробно и в срочном по­рядке уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявляемого ему обвинения;

- право каждого обвиняемого в преступлении считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону, т. е. право на пре­зумпцию невиновности:

- право на оказание квалифицированной юридической помощи со сто­роны компетентного адвоката;

- право на предоставление обвиняемому или подозреваемому безвоз­мездной помощи защитника и переводчика в случае, когда у пего недоста­точно средств для оплаты этого защитника или переводчика;

- право иметь достаточно времени и возможностей для подготовки своей защиты и защищать себя лично или посредством выбранного им са­мим защитника;

- право лица на справедливое и гласное рассмотрение предъявляемого ему уголовного обвинения без неоправданной задержки на основе полного равенства компетентным, независимым и беспристрастным судом, создан­ным на основании закона;

- право на пересмотр осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону и др.

Общепризнанные принципы и нормы международного права нахо­дят свое закрепление в международных пактах, конвенциях и иных до­кументах. Содержание указанных принципов и норм международно­го права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, Совета Европы и др.

Международный договор Российской Федерации - это международ­ное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организа­цией в письменной форме и регулируемое международным правом не­зависимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также незави­симо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

При толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, кото­рая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Например, применение судами Конвенции озащите прав человека и основных свобод должно осуществляться с учетом практики Европей­ского суда, по правам человека.

Так, в соответствии с правовыми позициями Европейского суда:

- правило о том, что никто не может быть лишен права на рассмотре­ние его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесен» законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ), применительно к судебной системе Российской Федерации распространяется не только на судей федеральных судов и мировых судей, но и на присяжных заседателей;

- положение о том, что каждый имеет право на судебное разбиратель­ство в разумные сроки (п. 1 ст. 6 Конвенции), подразумевает следующее:

а) при исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, гак и непосредственно процедуру судебного разбирательства;

б) по гражданским делам сроки судебного разбирательства начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчивают­ся в момент исполнения судебного акта;

в) при определении того, насколько срок судебного разбирательства яв­лялся разумным, во внимание принимаются сложность дела, поведение за­явителя (истца, ответчика, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого), поведение государства в лице соответствующих органов.

Прецедентная практика Европейского суда по правам человека чрез­вычайно обширна и охватывает широкий круг вопросов, связанных с обеспечением прав и свобод личности, в том числе в судебном разбира­тельстве. Правовые позиции Европейского суда требуют отдельного изу­чения.

Среди международных договоров Российской Федерации, содер­жащих положения об организации и деятельности судебных и право­охранительных органов, важную роль играют:

- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамб­леей ООН 10 декабря 1948 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, приня­тый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 1-6 декабря 1966 г.;

- Конвенция о защите нрав человека и основных свобод, принятая Со­ветом Европы 4 ноября 1950 г.;

- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основ­ных свободах человека от 26 мая 1995 г.;

- документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Большое значение имеют многосторонние и двусторонние догово­ры о правовой помощи, определяющие порядок взаимодействия судеб­ных и следственных органов разных государств. Среди них:

- Конвенция Содружества Независимых Государств о правовой помо­щи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным де­лам от 22 января 1993 г. (вступила в силу 10 декабря 1994 п);

- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.

Договоры межведомственного характера о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью заключаются с правоохранительными орга­нами других государств Министерством внутренних дел и Генераль­ной прокуратурой Российской Федерации.

Кроме договоров о правовой помощи порядок взаимоотношений российских правоохранительных органов с иностранными граждана­ми и должностными лицами может регулироваться также консульски­ми конвенциями. В соответствии с ними консулы вправе представлять перед судами и правоохранительными органами страны пребывания граждан назначившего их государства, если эти граждане из-за отсут­ствия или по каким-либо другим уважительным причинам не могут сами защищать свои права и интересы.

Определенное значение имеют рекомендательные нормы (так называемые международные стандарты), в разработке которых основ­ная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступ­лений и обращению с правонарушителями. Документы Конгресса обычно подтверждаются резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Среди таких актов, имеющих рекомендательное значение:

Кодекс поведения должностных лиц но поддержанию правопорядка (17 декабря 1979 г.);

Декларация принципов правосудия для жертв преступлений и зло­употребления мастью (29 ноября 1985 г.);

- Основные принципы независимости судей (13 декабря 1985 г.);

- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (9 декабря 1988 г.);

- Основные положения о роли адвокатов (август 1990 г.).

Конституция Российской Федерации 1993 г. занимает особое мес­то среди законодательных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов, поскольку имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Значение Конституции Российской Федерации в регулировании ор­ганизации и деятельности судебных и правоохранительных органов за­ключается в следующем:

1. Конституция РФ закрепляет принципы организации и осущест­вления правосудия. К ним, в частности, относятся: равенство перед за­коном и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом; участие граждан в отправле­нии правосудия; состязательность; презумпция невиновности и др. И хотя эти принципы находят дальнейшую конкретизацию в феде­ральных законах, они остаются конституционными.

2. Конституция РФ определяет основные права и свободы граждан. Применительно к отправлению правосудия особую значимость имеют; равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни; тайна переписки и сообщений; защита чести и добро­го имени; неприкосновенность жилища; право на доступ к правосудию и судебную защиту; презумпция невиновности; право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.

3. Нормы Конституции РФ регулируют вопросы, возникающие при рассмотрении и разрешении судебных дел: например, недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полу­ченных с нарушением федерального закона; свидетельский иммуни­тет (т.е. право лица не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется феде­ральным законом) и др.

4. Конституция РФ устанавливает основы судебной власти: непри­косновенность и несменяемость судей, запрет на создание чрезвычай­ных судов и др.

Устанавливая эти нормы, Конституция закладывает основы постро­ения отраслевого законодательства. Вместе с тем при необходимости (например, в случае обнаружения пробелов в отраслевом законодатель­стве) конституционные нормы могут применяться непосредственно. Благодаря этому Конституция РФ выступает гарантом соблюдения прав человека и гражданина и демократических основ судопроизводства.

Учитывая, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Фе­дерации, при отправлении правосудия судам следует оценивать содер­жание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых слу­чаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Кон­ституции РФ примененный или подлежащий применению по кон­кретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Консти­туции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос может быть сделан судом первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстан­ции на любой стадии рассмотрения дела.

Федеральные конституционные и федеральные законы. В разви­тие конституционных положений принят ряд федеральных конститу­ционных и федеральных законов, регулирующих вопросы организа­ции и деятельности судебных и правоохранительных органов.

Заметим, что в Конституции РФ термин «федеральный закон» исполь­зуется для обозначения всех законов, принимаемых федеральным законо­дателем, - как федеральных законов, принимаемых в обычном порядке, так и федеральных конституционных законов (например, ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 55, ч. 5 ст. 76,ч. 1 и 3 ст. 115, ч. 2 ст. 121, ч. 2 и 4 ст. 125), а также в более узком смысле - для обозначения обычных федеральных законов в отличие от федеральных конституционных законов (например, ч. 2 ст. 105, ст. 107, ч. 5 ст. 129). При этом Конституция РФ исходит из верховенства федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам: устанав­ливая, что и федеральные законы, и федеральные конституционные зако­ны, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории России (ч. 1 ст. 76), она одновремен­но закрепляет, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76), и предусматривает особый по­рядок принятия федеральных конституционных законов (ч. 1 ст. 108).

Вопросы организации и деятельности судебной системы Российской Федерации в целом и отдельных судов регулируют, помимо Конститу­ции РФ:

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых су­дьях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем чис­ле мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Россий­ской Федерации»;

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 де­кабря 2001 г. № 174-ФЗ;

- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ;

- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше­ниях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Статусу судей, присяжных и арбитражных заседателей посвя­щены:

- Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федера­ции»;

- Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федера­ции»;

- Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государствен­ной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирую­щих органов».

Органы судейского сообщества образуются и действуют в соответ­ствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об ор­ганах судейского сообщества в Российской Федерации».

Организация обеспечения деятельности судов и исполнения судеб­ных решений регулируется также:

- Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»;

-- Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполни­тельном производстве».

Правовое регулирование организации и деятельность прокуратуры осуществляется также Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федераль­ного закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ).

Деятельность по выявлению и расследованию преступлений регули­руется:

- Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;

- Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следст­венном комитете Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

- Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;

Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об опера­тивно-розыскной деятельности».

Деятельности по оказанию юридической помощи посвящены:

- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской де­ятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденные Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издавае­мые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизиро­вать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодатель­ных норм.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряже­ний и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нор­мативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Примерами могут служить:

- Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Феде­ральной службы судебных приставов»;

- Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Мини­стерства юстиции Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Феде­ральной службы исполнения наказаний»;

- Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. № 317 «О некоторых вопро­сах Федеральной службы исполнения наказаний»;

- Положение о координации деятельности правоохранительных орга­нов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567).

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполни­тельной власти и актам местных органов. Нормативные правовые ак­ты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называе­мые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и по­становлений Правительства РФ.

Среди подзаконных актов, регулирующих организацию и деятель­ность судебных и правоохранительных органов, отметим:

- постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы»;

- Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 де­кабря 2004 г.);

- Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации, утв. приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г.;

- Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый Первым Все­российским съездом адвокатов 31 января 2003 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: