1. Предконфликтное состояние.
Характеризуется внешним спокойствием, но в его рамках появляются условия, способствующие началу столкновения интересов (скрытый конфликт, в голове и в душе вы чувствуете, что конфликт может произойти, но по каким-то причинам он пока не происходит; как толь есть к чему придраться, возникает конфликт).
2. Возникновение объективной конфликтной ситуации. (зарождение конфликта).
Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и являются предпосылкой конфликта.
В этот период предрасполагающие условия получают такое развитие, что намечается реальное столкновение.(проект не был интересен, по мнению одной из сторон, оказалось, что он в итоге не одобрен.)
3. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия.
На этом этапе конфликтующие стороны начинают осознавать неизбежность столкновения интересов и выбирают вариант своего поведения в нем.
4. Начало открытого конфликтного взаимодействия.
|
|
Возникновение повода, который способствовал первоначальному столкновению. Это могут быть неосторожно высказанное суждение, критическое замечание и т.п.
Развитие конфликтной ситуации на этом этапе изображено на рис. 6.
Один из участников взаимодействия, который осознал конфликтую ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения. Демарш - выступление, протест, требование или предостережение по какому-либо вопросу.- чаще дипломатическое выступление, например – отзыв дипломатического представителя.), направленным на нанесение ущерба «противнику».
Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия. (Может произойти смещение акцентов – большее значение имеет победа в конфликте, чем решение реальной проблемы.)
5. Развитие открытого конфликта или (Развертывание конфликтного взаимодействия и достижение апогея.)
На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.
Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути предмета конфликта – (то, из-за чего произошел конфликт).
Признаками конфликта могут быть высказанное в резкой форме недовольство, оскорбление обоюдное или одностороннее в вербальной или физической форме, демонстрация агрессивного поведения, угрозы и т.д.
6. Разрешение конфликта или углубление конфликтной ситуации.
Этот этап предполагает несколько возможных вариантов развития:
- Разрешение конфликта (устранение причин – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях вызывают его).
|
|
Разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решение суда и т.п.)
- «замораживание» конфликта, т.е. снижение напряженности до определенного уровня и гибкое управление развитием ситуации в последующем;
- угасание конфликта, когда в действие вступает народная мудрость («время лечит», «утро вечера мудренее»), которая предполагает, что с течением времени напряженность в конфликте спадет сама собой.
При определенных условиях возможно и углубление конфликтной ситуации.
К таким условиям можно отнести:
- неумелые действия руководителя;
- бескомпромиссность одной из конфликтующих сторон;
- обострение причин, лежащих в основе конфликта;
- целенаправленное обострение взаимоотношений оппонентов так называемыми подстрекателями (накручивают) и др.
Некоторые исследователи выделяют еще один этап.
7. Послеконфликтный период.
Его особенность заключается в том, что он во многом зависит от содержательной стороны разрешения конфликта (разрешен ли конфликт, каким образом или угас или «заморозился»).
Этот период характеризуется, как правило, изменениями во взаимоотношениях оппонентов и членов коллектива; сменой настроения и морально-психологическтго климата в целом, изменениями в профессиональной деятельности.
Этапы конфликта связаны с фазами конфликта, которые отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения.
Основные фазы конфликта.
1) начальная фаза; 2) фаза подъема; 3) пик конфликта; 4) фаза спада.
Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически.
Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т.д.
При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.
Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению в таблице.
Соотношение фаз и этапов конфликта.
Фаза конфликта | Этап конфликта | Возможности разрешения конфликта (%) |
Начальная фаза | Возникновение и развитие конфликтной ситуации; Осознание конфликтной ситуации (2,3) | 92% |
Фаза подъема | Начало открытого конфликтного взаимодействия (4) | 46% |
Пик конфликта | Развитие открытого конфликта (5) | Менее 5% |
Фаза спада | Разрешение, замораживание, угасание конфликта (6) | Около 20% |