Фото: space.com фото: deepspaceindustries.com

Солнечной системы «Voyager 1» зафиксировал некую мешающую движению «австостраду» и не может покинуть пределы Солнечной системы. Порождаемые магнитным полем Солнца силовые линии, взаимодействуя с магнитными полями межзвездной среды, образуют ранее неизвестную структуру края гелиосферы, которую специалисты окрестили «магнитной автострадой», где движутся частицы солнечного ветра. После попадания в эту область аппарат зафиксировал рост количества высокоэнергичных частиц, т. е. начал двигаться «против течения».

Для сравнения, ближайшая к нам звезда – Альфа Центавра – расположилась за 4,3 световых лет от Земли. Радиосигнал, движущийся со скоростью света (300 000 километров в секунду), проходит дистанцию от «Вояджера 1» до нашей планеты за 17 часов. Густота плазмы в 80 раз выше, чем то, что фиксируется внутри внешнего слоя гелиосферы. Зонд вышел за пределы солнечного «пузыря», но все еще далек от Облака Оорта, кометного хранилища, расположившегося на расстоянии около одного светового года от Земли, откуда множество ледяных объектов путешествуют вглубь Солнечной системы.

Началось освоение пространства Солнечной системы. Люди побывали на Луне, приступили к её непо-средственному изуче-нию для основания там поселений людей, коло-низации её, постройке на ней промышленных производств, использо-ванию её сырьевых ресурсов. Существует множество проектов и программ лунных посе-лений. И это не простое любопытство человече-ства, желание познать спутницу Земли. Край-няя необходимость зас-тавляет людей искать новые пути выживания. Человечество истощает природные ресурсы нашей планеты. Заканчивается многие крайне необходимые для, производства и жизни людей виды сырья, энергоносители, вода. Запасов нефти, газа, угля остаётся, по разным оценкам, на 20 – 100 лет. Добыча их всё более удорожается. Всё более трудоёмким становится получение урана для атомных электростанций. Всё большей проблемой становится утилизация и захоронение радиоактивных отходов от работы АЭС. Наибольшая часть рек уже освоена для использования гидроэлектроэнергии. Энергия приливов, ветра, Солнца и пр. пока ещё покрывает менее 1% потребностей человечества. Не удаётся пока запустить термоядерную энергетику. Но и её запуск не избавляет от огромных сложностей с отслужившим заражённым наведённой радиоактивностью оборудо-ванием при работе на дейтерии. Надежды человечества на осуществления ядерного синтеза в целях энергетики связываются с использованием изотопа гелия-3, которого на Земле крайне мало, но имеются огромные запасы в лунном грунте – реголите. Двадцать тонн гелия-3 могут обеспечить все годовые энергетические потребности Земли. И доставка его с Луны на Землю обойдётся в 20 – 30 миллионов долларов. Но, чтобы не возить с Луны сам концентрат реголита, его надо перерабатывать на Луне, т. е. нужна там постоянно действующая колония для добычи и переработки гелия, его сжижения, выделения из него изотопа гелия-3, составляющего лишь тысячную долю всего гелия. Соответственно, нужна и инфраструктура.

Лунная программа России формируется в рамках новой федеральной космической программы на 2016-2025 годы. Первый аппарат в рамках программы «Луна-Глоб» должен повторить все первые советские работы по исследованию Луны и должен быть осуществлен в сентябре 2016 года, а программа «Луна-Ресурс» и начало испытания нового корабля с космодрома Восточный планируются к 2018-му году. Летно-космические испытания займут 2-3 года и в начале следующего десятилетия корабль будет уже готов к полноценным полетам за пределы земной орбиты, включая Луну. Есть вариант отправить корабль сразу от Земли до лунной орбиты, есть и другие варианты. Американцы первый полет с посадкой на Селене обещали в 2018 году. Китайцы первыми в новейшей истории освоения Луны прилунили своего «Нефритового зайца» 15 декабря 2013 года. Луноход прожил менее двух месяцев активной жизни - отказала связь. Но он успел вызвать панику в рядах американских планетологов, которые обратились к руководству NASA с призывом активизировать финан-сирование и продвижение своей лунной программы иначе Китай сделает то, что США инициировали несколько лет назад, - создаст свои базы на самых удобных лунных участках, начнет добывать там полезные ископаемые, возить туристов. Первый пилотируемый космический корабль Китая должен сесть на Луну в 2017 году. А еще через 25-30 лет, по расчетам профессионалов из США и Канады, можно ожидать китайскую базу на поверхности Луны. В NASA есть как сторонники, так и противники пилотируемых миссий на спутник. И зачем нам, землянам, нужна эта Луна?

У NASA есть амбициозный план исследования астероидов и Марса людьми. Нужна отработка новых технологий на более близком объекте. Луна — это тренировочный полигон перед полетом на Марс. Здесь можно отрабатывать посадку грузов модулем мягкой посадки Lunar CATALYST, предназначенным для доставки грузов на более далекие объекты. Кроме того, Луна - это хорошее место для научных исследований. Используя имеющиеся запасы воды на Луне, можно там надолго обосноваться и приступить к научным исследованиям. Из-за отсутствия там атмосферы будет лучше наблюдать дальние уголки Вселенной. Большие возможности открываются здесь, при глубоком вакууме, для создателей электроники, специалистов по металлообработке, материаловедению! На Луне легко получить более чистые сплавы, благодаря отсутствию большого количества кислорода. Луна — это источник полезных ископаемых. Там есть железо, алюминий, титан, в поверхностном слое — изотоп гелий-3, который многие видят в качестве топлива для термоядерного реактора. Никакого совместного освоения Луны с Россией или Европой США не видят. Луна — стратегически важный небесный объект, который находится в доступном околоземном пространстве, обладает огромным количеством ресурсов, предоставляет уникальные возможности для проведения научных исследований: размещения пунктов наблюдения за космическим пространством, в том числе за Землей и Солнцем, для пилотируемых полётов.

По поводу освоения Луны в России были разные точки зрения, идеи. По программе, формирующейся на 2016-2025 годы, предусматривается продолжение создания перспектив-ного транспортного корабля нового поколения (ПТКНП), который должен обладать техничес-кими возможностями для доставки человека дальше, чем те орбиты, где сейчас летает МКС. Она нужна нам для отработки технических программ и будущих пилотируемых экспедиций к Марсу. Для создания жилых станций на Луне нужны технологии для пребывания человека в агрессивной среде. На Луне отсутствуют притяжение и атмосфера, отмечается высокий уровень радиации. Ученые по заданию Роскосмоса ищут варианты 2-х недельного автоном-ного пребывания людей на Луне и безопасного возвращения на Землю. Пока четко сформу-лированной и утвержденной лунной программы у России нет, но это дело ближайшего будущего.

http://vpk.name/news/120074_na_lunu_otpravyat_mnogorazovyii_avtomaticheskii_korabl_korvet.html

http://vpk.name/news/120123_svyaz_po_lazernomu_luchu_cherez_atmosferu.html

Китайский луноход "Юйту". Источник: Синьхуа

15 декабря китайцы «посадили» на Луну своего робота для изучения поверхности спутника, опередив Россию и США в стремлении первыми занять лучшие места там.У России был очень большой перерыв в процессе исследования Луны — 37(!) лет, начиная с 1976 года. Научно-технический задел оказался утраченным и отработку технических средств во многом придется начинать заново, последовательно реализуя всю ранее отработанную цепочку (полет к Луне, выход на ее орбиту, посадку, доставку лунохода, пребывание на ее поверхно-сти и взлет с поверхности). Мы ещё далеки от перспективы колонизации Луны, но опре-делять исследовательские приоритеты надо уже сейчас. Международных споров за лунные участки пока не было, а организации, пытаюющиеся торговать ими, заявляющие свои частные права – это творческая самодеятельность, которая не имеет никакого правового статуса, но и запретов для физических лиц на это международное право не накладывает. Запреты или разрешения что-нибудь делать на поверхности небесных тел, в том числе на Луне, относится к прерогативе регулирования международными договорами и не предусмат-ривают ограничений.

Прекращение полетов по программе "Спейс Шаттл" сделало Россию монополистом в пилотируемой космонавтике. Каждое государство, выразившее желание отправить своих космонавтов на орбиту, вынуждено решать этот вопрос с Роскосмосом. В ближайшие 7-10 лет альтернативы российским "Союзам" нет и не будет. Американский пилотируемый корабль нового поколения "Орион" появится не ранее следующего десятилетия. Китайская космическая программа находится в зачаточном состоянии и пока не способна стать серьез-ным конкурентом для нашей космической отрасли.


Дмитрий Рогозин на презентации ракеты- носителя «Ангара» в Центре им. Хруничева
Источник: Khrunichev.ru

За 2013 год с трех (из пяти действующих) российских космодромов было осущест-влено 30 успешных запусков, в т.ч. 4 пилотируемых миссии на кораблях «Союз-ТМА» к Международной космической станции. Россия, несмотря ни на что, по-прежнему является ведущей космической державой. Роскосмос запланировал межпланетные экспедиции «Луна-Глоб» (2015) и «Луна-Ресурс» (2016), повторную миссию «Фобос-Грунт-2» (2018) и посадку аппарата на поверхность спутника Юпитера (проект «Лаплас-П»). А с космодрома «Свободный» в 2018 году начнутся запуски российских пилотируемых кораблей нового поколения «Русь-М». И всё же, единственная в мире страна, способная регулярно достав-лять людей на космическую орбиту, оказывается «отстающей» в космической гонке с другими державами, чьи астронавты летают на наших же ракетах.

Программа «Спейс Шаттл» просуществовала 30 лет. Космические «челноки» выпол-нили 135 полетов. Для сравнения, число запусков отечественных "Союзов" всех модифика-ций с 1967 года к настоящему времени составляет 119 (последний, 119-й по счету «Союз-ТМА-12М» был запущен к МКС 26 марта 2014 года). Это были выдающиеся для своего времени космические корабли с 7-местной кабиной и грузовым отсеком, рассчитанным на 20 тонн полезной нагрузки (подъем или возвращение груза с орбиты). Шаттлы могли маневри-ровать в атмосфере Земли и в околоземном пространстве. С их помощью проводились уникальные операции, связанные с запуском, обслуживанием или ремонтом космических аппаратов. Известны пять экспедиций, для обслуживания орбитального телескопа "Хаббл" (запуск телескопа в ходе миссии STS-31 и 4 ремонтных экспедиции STS-61, 82, 103, 109). Астронавтам пришлось удалиться от Земли на 570 км — в 1,5 раза дальше орбиты МКС и провести несколько часов в открытом космосе, заменив гироскопы и радиоэлектронную «начинку» телескопа. Известны такие миссии «Шаттлов», как запуск автоматической межпланетной станции «Магеллан» для исследования Венеры (станция была запущена с помощью шаттла "Атлантис", 4 мая 1989 г.). Советские специалисты опасались, что шаттлы могут быть использованы для «похищения» отечественных космических аппаратов, поэтому для защиты их орбитальные станции военного назначения «Алмаз» специально вооружа-лись автоматической пушкой НР-23 (система "Щит-1") или ракетами самообороны класса «космос-космос» (система "Щит-2").

Космический корабль "Союз-ТМА" на орбите. Фото NASA

Лаборатории NASA совместно со своими партнерами по-прежнему продолжают исследования и подготовку к запуску новых космических аппаратов. Запущены:

— автоматическая межпланетная станция «Юнона» (август 2011 г.) для исследования Юпитера. Стоимость миссии свыше 1 млрд. долл.;

— марсианская научная лаборатория (MSL), более известная, как марсоход «Кьюриосити» (запуск: ноябрь 2011 года). 899 килограммов высокотехнологичных систем и научного обору-дования, ползающих по поверхности Красной планеты со скоростью 140 метров в час. Соз-дание самого крупного и тяжелого из марсианских роботов обошлось НАСА в 2,5млрд. долл.;

— автоматическая межпланетная станция MAVEN (ноябрь 2013 г.) для изучения атмосферы Марса. Простая короткая миссия стоимостью 671 млн. долл. Почти копейки по меркам американской космонавтики.

Из менее громких проектов известны:

— зонды «Эбб» и «Флоу» для исследования гравитационного поля Луны (программа GRAIL, запуск — сентябрь 2011 г.);

— автоматическая станция LADEE для исследования свойств лунной пыли и зачатков атмосферы Луны (сентябрь 2013 г.).

МТКК Space Shuttle Enterprise на палубе музея-авианосца "Интрепид" (Intrepid),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: